Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:58, курсовая работа
Цель работы: изучение технологии и методики выполнения вязания крючком, а также особенностей обучения ее в 7 классе.
Задачи: Показать историю возникновения вязания. Воспитывать аккуратность, усидчивость, художественный вкус. Реализовать на практике изученный материал на примере.
Введение……………………………………………………….……………….3
I. Теоретическая часть……………………………………….………...………4
1.1 История вязания крючком…………..……………………..….……...4
1.2 Крючки и приспособления……………….….…………..…….……..8
1.3 Пряжа……………………………………………………..……………11
1.4 Подготовка пряжи к вязанию………...…………….……..………….14
II. Методическая часть………………………………………….………..16
2.1 Тематический план уроков в разделе: «вязание крючком»…...….…..…16
2.2 План урока………………………………………….………………………17
2.5 Конспект урока технологии в 7 классе…………….……………………..19
Заключение…………………………………………….…………………….…26
Список литературы………………………………… …………………………27
Покупая пряжу обратите внимание на длину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньше нить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м.
Там же, на этикетке, обычно указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2, 64/2. Цифра до дробной черты указывает толщину нити – чем меньше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты – из скольких нитей скручена пряжа. При покупке нескольких мотков ниток одного цвета следует обратить внимание на номер крашения – на всех этикетках он должен быть одним и тем же.
Рассчитывая необходимое количество ниток, учитывайте, что на ажурные изделия из пушистой и слабо скрученной пряжи уходит меньше, чем на плотные. Например, для пуловера 50 размера потребуется всего 400 – 500 г шерсти 32/2 (длиной 781 м), тогда как на юбку – 600 – 700 г, а на шапочку – 100 – 150 г той же пряжи. Учтите и другое – пряжу перед работой желательно постирать, а даже не слишком грязная пряжа при стирке теряет 10 % массы. Правда это относится только к отечественным ниткам, импортные стирать нет необходимости, их сразу используют в работу. И ещё – при малейшем подозрении, что пряжи на работу не хватит, лучше откажитесь от замысла. Радости незаконченная работа все равно не принесёт.
Очень важной характеристикой ниток является качество окраски. Если вы решили вязать цветной узор или контрастные полосы, необходимо проверить ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Для этого хорошенько смочите концы нитей водой, заложите в белую ткань, и прогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появятся цветные пятна, значит окраска прочная.
Лен считается самой крепкой пряжей. Он значительно легче, чем хлопок или шерсть впитывают влагу, и так же легко сохнет. Пряжа из льна не садится и не вытягивается при стирке, не портится при высоких температурах. Она лучше, чем хлопчатобумажная предохраняет от жары. Правда, лён сложно красить или выбеливать. Поэтому, чаще всего пряжа изо льна встречается естественных, серо-бежевых тонов.
Хлопковая пряжа, как правило, тяжёлая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щёлочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки – пряжа «ирис». По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шёлковой, но превосходит шерстяную. Греет плохо, но лучше, чем лён. К серьёзным недостаткам можно отнести сильную «усадку» и продолжительную сушку. Неэластичность хлопчатобумажной пряжи выдвигает к вязаным изделиям свои требования – не вывязывать резинки и фактурные узоры. Хлопок часто используют в составе смесовых пряж.
Экопряжа – экологически чистая пряжа, изготовленная из хлопка и льна, выращенных без применения пестицидов и окрашенная натуральными красителями. Кстати, натуральными красителями прекрасно окрашивается и шерстяная пряжа. Палитра цветов натуральных красителей беднее, чем химических, однако она включает в себя весь спектр природных тонов от песочно-бежевых и золотисто-жёлтых до оранжевых, и от цвета индиго и тростника до тёмно-коричневых. Правила ухода за экопряжей необходимо строго соблюдать. Они приводятся на этикетках.
Шёлк хорошо держит тепло. На нём практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шёлка хорошо впитывают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды пряжи, такие как шёлк и хлопок, шёлк и синтетические нити, шёлк и шерсть.
Искусственный шёлк. Искусственный шёлк быстро сохнет, но недостаточно прочен. В чистом виде для вязания практически не используется. Добавляется к другим видам пряжи для улучшения их характеристик.
Шерсть является самым признанным материалом в современном вязании крючком. Она легче и эластичнее, чем растительная пряжа и гораздо лучше удерживает тепло. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести её сваливаемость и образование на ней катышков при ношении. Причём, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для улучшения характеристик, в шерсть при прядении добавляют искусственные или растительные волокна. Классический пример – шерстяная пряжа с акрилом. При стирке изделий из шерсти следует учитывать такую особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).
Ангорская шерсть – это мягкий лёгкий пух ангорского кролика. Его прядут в соединении с шерстяной, хлопчатобумажной или шёлковой нитью. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и тёплая.
Мериносовая – тонкая, пушистая и очень мягкая шерсть овцы мериноса. В неё редко добавляют другие виды волокон, разве только для того, чтобы удешевить, а не улучшить. Эта пряжа является идеальной для детских вещей, т. к. не раздражает кожу. Она значительно дороже, чем обыкновенная шерсть. Одним из лучших сортов этой шерсти считывается австралийский.
Верблюжья шерсть бывает мягкой или грубой. Качество шерсти зависит от возраста верблюда. Красивый естественный цвет от светло- до тёмно-коричневого позволяет использовать её без предварительного окрашивания.
Мохёр – это шерсть ангорских коз. Она длинная, тонкая, прочная с шелковистым блеском. Натуральный цвет – чисто-белый. В пряже мохёр чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитью. В России подобную шерсть получают от оренбургских коз и вяжут из неё знаменитые оренбургские платки.
Кашемир – очень лёгкая, тёплая и мягкая пряжа, но она слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому найти чистый кашемир практически невозможно. Как правило, его смешивают с шерстяным волокном в разных пропорциях.
Альпак. Шерсть альпаки (родственницы ламы) ценится очень дорого. Натуральный цвет пряжи насчитывает 22 оттенка – начиная от чисто-белого, через бежевый и серебристый до коричневого и чёрного. Так как волокна шерсти альпаки разной длины, она не сваливается и практически не образует катышков. Готовое вязаное полотно получается очень плотным, и поэтому в изделии очень эффектно «висит». Есть одна особенность хранения шерсти альпака – она не выносит нафталин, поэтому против моли используют природные средства, такие как лаванда, табак или кедр. Пряжа альпака, как правило, используется в чистом виде.
Вискоза – искусственное волокно. В чистом виде для вязания используется редко, т. к. имеет много недостатков. Обычно входит в состав смесовой пряжи, чаще всего с хлопком. Само вискозное волокно довольно дешёвое, впрочем, как и многие другие виды искусственных волокон.
Фасонная пряжа получается путём смешения различных по цвету и качеству волокон, а также пряжа, изготовленная по особой технологии (например, лентовидная пряжа, нити которой не спрядены, а связаны или сотканы).Для получения фасонной пряжи натуральные волокна часто смешивают с синтетическими волокнами или металлизированными нитями. Состав пряжи указывается на этикетке мотка. Фасонная пряжа идеальна для широких кос. Изделия из фасонной пряжи, как и чистошерстяные, рекомендуется стирать вручную и сушить в разложенном виде.
1.4.Подготовка пряжи к вязанию.
Нитки для вязания перед работой желательно постирать. Во-первых, работать с чистыми легче и приятнее, а во-вторых, после первой влажно-тепловой обработки они могут сесть или вытянуться – лучше уж пряжа, чем готовое изделие. К тому же только так можно «выровнять» нитки, уже побывавшие в работе.
Перед стиркой пряжу перематывают в большие мотки, воспользовавшись, например, спинкой стула. Чтобы нити не спутались, мотки в нескольких местах перевязывают, не перетягивая, чтобы после просушки на местах сжатия не образовались заломы.
Подготовленную пряжу аккуратно стирают, а затем тщательно выполаскивают при температуре 40-45˚С. Определить необходимую температуру легко без термометра – если рука, опущенная в воду чуть ниже локтевого сустава, ощущает приятное тепло – можно стирать.
Чистые нитки подвешивают над ёмкостью для стока воды, а затем досушивают, регулярно переворачивая. Не стоит сушить пряжу на верёвке – в месте перегиба, как при слишком плотной перевязке, могут образоваться заломы. Лучше воспользоваться любым подручным средством цилиндрической формы диаметром от 5 см.
Сухие нитки сматывают в клубки. Следует помнить, что пряжа прекрасно сохраняет свои свойства, если с самого начала с ней правильно обращаться.
Если нитки смотать слишком туго, они вытянуться и потеряют упругость, а шерсть и полушерсть сматывают очень свободно, без использования прокладок.
Клубок начинают сматывать на два пальца, постепенно подкладывая третий, потом четвёртый и, наконец, наматывают на все пять пальцев. Затем, сняв нитки с руки, продолжают сматывать, формируя шар.
Есть ещё один способ формирования клубка. Пряжу можно намотать так, что одна нитка будет свободно разматывая из середины, а другая – снаружи , как фабричные клубки штопки и ириса. Для этого конец нитки в 10-12 см зажимают тремя пальцами, сложенными вместе (большим, указательным и средним), и делают вокруг них 10-15 витков. Полученное из ниток кольцо снимают с указательного и среднего пальцев, оставив на большом. Пальцы вновь соединяют вместе, и снова делают 10-15 витков, при этом поменяв направление намотки. В процессе работы большой палец всё время должен находится в середине клубка, а средний и указательный периодически, через 10-15 витков, вынимают и прикладывают с внешней стороны, обязательно меняя направление намотки.
Смотанные вторым способом клубки очень удобны в работе. Если разматывать нить из середины, клубок спокойно лежит на месте, не пачкается, катаясь по полу, не «убегает» и не дразнит домашних животных.
Методическая часть
2.1. Тематический план уроков в разделе: «вязание крючком» 7 класс.
Раздел |
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Знания и умения |
Что такое вязание крючком. Материалы для вязания. (2 часа)
Основные приёмы вязания(2 часа) |
История вязания крючком. Рекомендации для начинающих.
|
2
|
Знать:
Уметь:
Уметь:
| |
Подведение итогов. (4 часа) |
Практическая работа «горшочек с цветами» Практическая работа «ажурная салфетка» |
2
2 |
Уметь:
|
2.2. План урока
Дата проведения:
Класс: 7
Модуль: «Вязание крючком» - 8 часов
Тема: «История возникновения вязания крючком. Виды петель.»
Цели:
- Образовательная: научить выполнять основные виды столбиков.
- Развивающая: развитие творческих способностей, самостоятельности.
- Воспитательная: воспитание художественного вкуса, терпения и аккуратности.
Задачи:
- Приобретение учащимися навыков и умений вязания крючком.
- Воспитывать аккуратность,
усидчивость, художественный
Объект работы: салфетка .
Оборудование: крючок, пряжа, схема вязания салфетки.
1. Приветствие
2. Проверка учащихся по журналу
3. Проверка готовности к уроку
1. История вязания крючком.
2. Как подбирать пряжу для вязания?
III. Изложение нового материала (15-20 мин)
1. Приемы вязания крючком.
2. Основные виды петель.
IV. Закрепление нового материала (3-5 мин)
1. Расскажите, подобрать нужный крючок?
2. Как подготовить пряжу?
3. Какие виды вязания столбиков вы освоили?
V. Самостоятельная работа учащихся (40-45 мин)
Обход рабочих мест. Проведение инструктажа по технике безопасности. Дополнительный инструктаж, не усвоившим задание.
VI. Подведение итогов урока (5-10 мин)
1. Самоанализ деятельности учащихся.
2. Выставление оценок, их аргументация. Домашнее задание.
2.3. Конспект урока технологии в 7 классе.
Тема: «Вязание крючком. Выполнение салфетки по схеме»
Цели: научить выполнять работу по схеме. Развить творческие способности, самостоятельность. Воспитать художественный вкус, терпение и аккуратность.
Оборудование: крючок, пряжа, схема.
Методическое обеспечение: Технология. Обслуживающий труд:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. В.Д. Симоненко – 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2010.
Ход урока:
Опрос учащихся по вопросам:
1. Что вы знаете об истории возникновения вязания крючком?
2. Какие виды пряжи вы знаете?
Прежде чем приступать к работе, рассмотрим основные приемы, с помощью которых вы сможете создавать неповторимые и уникальные вещи – слфетки, платья, сумочки.
Основные виды петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Информация о работе Методика обучения технике вязания крючком в 7 классе