Методы оценки технического уровня и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методов оценки технического уровня и качества продукции на предприятия ООО «Старко».
Задачами данной курсовой работы являются: изучить показатели качества продукции; оценить дифференциальным, комплексным и экспертным методами технический уровень и качество бензогенераторов на примере ООО «Старко».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Патентно-правовые показатели качества продукции…………………….
4
1.1 Система показателей качества продукции……………………………….
4
1.2 Показатели унификации…………………………………………………..
9
2. Оценка технического уровня и качества продукции на примере ООО «Старко»………………………………………………………………………..
12
2.1 Дифференциальные методы оценки технического уровня однородной продукции……………………………………………………………………...
12
2.2 Комплексный метод оценки технического уровня однородной продукции …………………………………………………………………......
14
2.3 Экспертный метод оценки технического уровня однородной продукции ……………………………………………………………………..
16
Заключение……………………………………………………………….........
22
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

моту готовое.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

1. Патентно-правовые показатели качества продукции…………………….

4

1.1 Система показателей качества продукции……………………………….

4

1.2 Показатели унификации…………………………………………………..

9

2. Оценка технического уровня и качества продукции на примере ООО «Старко»………………………………………………………………………..

12

2.1 Дифференциальные  методы оценки технического уровня  однородной  продукции……………………………………………………………………...

12

2.2 Комплексный  метод оценки технического уровня однородной продукции …………………………………………………………………......

14

2.3 Экспертный  метод оценки технического уровня  однородной  продукции ……………………………………………………………………..

16

Заключение……………………………………………………………….........

22

Список литературы……………………………………………………………

24

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основное место  в  машиностроении занимают методы оценки технического уровня машин с целью повышения экономической эффективности инженерных решений, принимаемых в процессе создания машинной техники. Современные методы оценки новой и работающей техники отличаются комплексным подходом к решаемой проблеме. Важно соединить в едином процессе создания машин поиск технических решений с  расчетами экономического характера. Для этого необходимо учитывать возможные изменения всей совокупности показателей качества. Качество любой машинной техники – это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Существуют свойства, которые характеризуют изделие как объект проектирования (конструктивная преемственность, патентная чистота, техническая новизна и т.д.), как объект производства (технологическое подобие, материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость, себестоимость и т.д.), как объект эксплуатации. Количественные характеристики какого-либо свойства машины  называются показателями качества, а сама комплексная система показателей качества характеризует степень ее совершенства с точки зрения современной  машинной техники. Технический уровень машин – это относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемого или уже действующего изделия, с базовыми значениями.

Целью данной курсовой работы является изучение методов оценки технического уровня и качества продукции на предприятия ООО «Старко».

Задачами данной курсовой работы являются: изучить показатели качества продукции; оценить дифференциальным, комплексным и экспертным методами технический уровень и качество бензогенераторов на примере ООО «Старко».

 

  1. Патентно-правовые  показатели.
    1. Система показателей качества продукции

Уровень качества продукции определяется на основе системы  показателей ее качества. Для определения  этого уровня необходимо знать численное  значение каждого из этих показателей  и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается  нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости  от специфики продукции применяются  следующие методы:

- измерительный  метод (при помощи инструментов, приборов);

- регистрационный  метод, который основан на регистрации  и подсчете: числа определенных  событий (например, отказов при  испытаниях) или предметов (например, стандартизованных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патентно-правовые, стандартизация, унификация;

- вычислительный  метод основывается на применении  специальных математических моделей  для определения показателя качества продукции;

- органолептический  метод предусматривает анализ  восприятия человеческих органов  чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность  найденных значений зависят от  квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;

- социологический  метод осуществляется на основе  сбора и анализа мнений о  продукции ее фактических или  возможных потребителей;

- экспертный  метод реализуется группой специалистов, например дизайнеров, дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает в себя обобщающие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие  показатели качества характеризуют  уровень качества продукции в  целом по отрасли или предприятию. К этим показателям относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят  от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда более разнообразны и специфичны и зависят от сущности предмета труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.

О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационные, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.

Показатели технологичности  имеют большое значение при организации  производства, эксплуатации и ремонте  изделия. Технологичность конструкций  продукции машиностроения оценивается  многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.

Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.

Надежность продукции  является одним из важнейших показателей  качества продукций и означает способность  сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.

К наиболее важным единичным  показателям надежности относится  средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки  восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.

Другим, не менее важным единичным  показателем надежности является среднее  время восстановления (tВОС), под  которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.

Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:

                                                                                                       (1)

Физически Кн показывает ожидаемое  отношение работоспособного состояния  объекта к его сроку службы.

Наиболее характерным  единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, является гарантированное время работы до первого ремонта (Tгap). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при гарантированном обслуживании малонадежной продукции) и произвольно занижать (замалчиваются достижения производителя в части фактического обеспечения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.

Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, является среднее время ремонта (tpем), под которым понимается то время, когда потребитель лишен  возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени является составной частью конкурентоспособности продукции.

Таким образом, показатель надежности по этому критерию будет выглядеть  следующим образом:

                                                                                                                  (2)

Эргономические  показатели делятся на четыре основные группы: гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и  т.п.); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).

Эстетические показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.

Патентно-правовые показатели качества характеризуют  патентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке.

Экономические показатели характеризуют продукцию  со стороны ее экономичности (себестоимость  изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических  показателей особое значение имеет  цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления обычно существенно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика продажная цена занимает лишь 15\%, магистрального самолета — примерно 11\%, бытового холодильника — 10\%, трактора — 25\%).

Показатели  качества продукции необходимы для  анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения  ее конкурентоспособности.

Рассмотрим более подробно патентно-правовые показатели — это в первую очередь показатели патентной защиты и патентной чистоты, которые характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Группу патентно-правовых показателей подразделяют на две подгруппы:

Показатель  патентной защиты определяет степень  защиты изделия авторскими свидетельствами  в РФ и патентами в странах  предполагаемого экспорта или продажи  лицензии на отечественные изобретения.

Показатель  патентной частоты определяет степень воплощения в изделие, которое предназначено для реализации только внутри страны, технических решений, не подпадающих под действие, выданных в РФ патентов исключительного права, а для изделия, предназначенного для реализации и за рубежом, технических решений, не подпадающих также под действие патентов, выданных странах предполагаемого экспорта. Данный показатель позволяет судить о возможности реализации изделия без препятствий в РФ и за рубежом.

При определении  патентно-правовых показателей учитывают лишь такие составные части изделия, которые достаточно весомо влияют на уровень его технического совершенства и качества.

Используют  два показателя патентной защиты изделия: патентная защита в стране и за рубежом.

- Показатель патентной  защиты изделия внутри страны:

Рп.з = ∑mi Ni / N                                                                                            (3)

где mi — коэффициент весомости составных частей изделия, защищенных патентами или авторскими свидетельствами страны; Ni – количество составных частей изделия, защищенных патентами и/ или авторскими свидетельствами страны; N – общее количество соствных частей изделия.

  • Показатель патентной защиты отечетсвенного изделия патентами за рубежом:

     Рп.з. = δ(∑mi Ni )/ N                                                                         (4)

где mi — коэффициент весомости составных частей изделия, защищенных за рубежом патентами; Ni – количество составных частей изделия, защищенных патентами за рубежом;   - коэффициент, зависящий от количества стран, в которых получены патенты для экспорта изделия.

- Показатель патентной  чистоты изделия Рп.ч. выражает правовую возможность реализации изделия как внутри страны, так и за рубежом и упращенно рассчитывается по формуле:

Информация о работе Методы оценки технического уровня и качества продукции