Метрология и стандартизация на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ состояния современной метрологии, представляющей собой отрасль науки, в которой на первое место поставлены исследования, опирающиеся на физический эксперимент высокой точности.

Содержание работы

1 Введение………………………………………………………………
Теоретическая часть 3
1.1 Основные понятия и задачи метрологии…………………………. 4
1.2 Состояние современной метрологии……………………………… 5
1.3 Объекты регулирования при обеспечении единства измерения.. 7
1.4 Структуры государственной системы обеспечения единства измерений…………………………………………………………….
7
1.5 Цели Федерального закона об обеспечении единства измерений 7
1.6 Эталонная база России………………………………………………. 8
1.7 Государственная метрологическая служба………………………. 8
1.8 Структура Российской системы измерений………………………. 10
1.9 Государственная служба времени и частоты…………………….. 11
1.10 Государственная служба стандартных справочных данных……. 11
1.11 Государственная служба стандартных образцов…………………. 12
1.12 Международное и региональное сотрудничество в области метрологии…………………………………………………………… 13
1.13 Роль стандартизации в повышении эффективности производства 14
1.14 Задачи современной стандартизации……………………………… 16
2 Расчетная часть
2.1 Задача 1………………………………………………………………. 21
2.2 Задача 2……………………………………………………………… 22
3 Заключение…………………………………………………………… 24
4 Список использованной литературы………………………………. 25
5 Приложение……………………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

Васильев АА 19 редактирован2.docx

— 771.65 Кб (Скачать файл)


-систему государственных служб в области обеспечения единства измерений и их территориальных органов;

 -систему центров метрологии Росстандарта;

 -метрологические службы юридических лиц;

-аккредитованные организации в области метрологии.

 

    1. Цели Федерального закона об обеспечении единства измерений.

 

Федеральный закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений  в Российской Федерации в целях:

-обеспечения доверия к результатам измерений, защиты прав и законных интересов граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

-обеспечения потребностей государства и общества в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых при принятии решений для защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения обороны, безопасности государства, в том числе экономической, рационального использования природных ресурсов;

-создания условий для расширения внешнеэкономических связей Российской Федерации, признания результатов измерений иностранными государствами и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

 

    1. Эталонная база России

 

Работы  по совершенствованию эталонной базы осуществлялись в соответствии с проектом ведомственной целевой программы «Эталоны России» на 2008–2010 годы.

В 2008 году метрологическими институтами Федерального агентства: Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии имени Д.И. Менделеева, Всероссийским научно-исследовательским институтом оптико-физических измерений, Всероссийским научно-исследовательским институтом физико-технических и радиотехнических измерений, Уральским научно-исследовательским институтом метрологии и Сибирским научно исследовательским институтом метрологии — были усовершенствованы шесть государственных эталонов в области измерения массы, переменного электрического напряжения, поляриметрии, звукового давления в водной среде, поверхностной плотности теплового потока.


Утвержденные  эталоны позволяют обеспечить решение важнейших для страны задач в области повышения точности учетно-расчетных операций, энергоресурсосбережения, обороны страны, медицины, экологии, электро- ники, химической, пищевой промышленности.

 Подведомственные метрологические институты приняли участие в 86 международных сличениях (в 2007 году в 82 сличениях).

В 2008 году Ростехрегулированием (ныне Росстандарт) была актуализирована программа «Эталоны России» на 2009–2011 годы. На заседании Правительства Российской Федерации проект Программы был одобрен.

Росстандарт совместно с Федеральным агентством по науке и инновациям приступило к созданию системы обеспечения единства измерений, стандартизации, безопасности и оценки соответствия нанопродукции и нанотехнологий.

 

1.7 Государственная метрологическая служба

 

Согласно Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений» Государственная метрологическая служба (ГМС) является инструментом по реализации функций государственного управления в области обеспечения единства измерений. Закон существенным образом расширил количество этих функций, включив в них:

-утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;

-поверку средств измерений; метрологическую экспертизу;

-государственный метрологический надзор; аттестацию методик (методов) измерений;

-аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

 ГМС разрабатывает нормативную правовую и нормативную базу для выполнения этих функций.

Испытания средств измерений с целью утверждения типа проводятся аккредитованными в установленном порядке государственными центрами испытаний средств измерений. В настоящее время на территории России действует 61 центр. 


 Поверку средств измерений осуществляют государственные региональные центры метрологии, государственные научные метрологические институты и аккредитованные на право поверки метрологические службы юридических лиц.

Приоритетными направлениями по поверке СИ в рамках государственного метрологического надзора по-прежнему являются здравоохранение, торговые операции и взаимные расчеты, испытания и контроль качества продукции, а также энергосбережение, сфера обороны и безопасности.

Острой  проблемой Федерального агентства остается оснащение государственных региональных центров метрологии эталонами и вспомогательными средствами поверки. Ситуация усложняется в связи с подготовкой Перечня средств измерений, предусмотренного статьей 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поверку которых должны будут осуществлять только лишь указанные центры, что потребует существенных изменений как в структуре этих центров, так и в объемах их приборного парка.

В истекшем году все государственные региональные центры метрологии и государственные научные метрологические институты прошли процедуру продления сроков действия аттестатов аккредитации на право поверки. В ходе проведения этих работ уточнялось состояние эталонной базы. Анализ полученных данных показал: по сравнению с предыдущим годом ситуация изменилась в лучшую сторону, но не значительно. Износ поверочного оборудования в среднем достигает 50–60 %.

 Государственные  региональные центры метрологии нуждаются в государственной поддержке с целью их технического перевооружения — оснащения поверочным оборудованием. Обновление имеющейся в центрах поверочной базы и освоение новых видов поверки — задачи ближайших лет.

1.8 Структура Российской  системы измерений           

   

Структура Российской системы измерений (РСИ), основные элементы которой определены действующим Федеральным законом  «Об обеспечении единства измерений», приведена в приложении Б.

Особенностью  структуры РСИ в 2010 году является  обеспечение функционирования государственных  региональных центров метрологии, которые  на местах превращаются, в соответствии с ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в региональные отделения  Государственной метрологической  службы, а также дальнейшее формирование метрологических служб федеральных  органов исполнительной власти и  государственных корпораций.

В 2009 году заключены соглашения о взаимодействии в области метрологии с ГК «Росатом», «Роснано», а также с ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть».  Всего в настоящее время Федеральное агентство реализует 21 Соглашение о сотрудничестве в области метрологии с федеральными органами исполнительной власти, с Госкорпорациями и крупными ОАО.

Разработана и утверждена приказом Минпромторга России от 17 июня 2009 г. № 529 «Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года». Этот документ определяет основные направления и сценарии  развития Российской системы измерений. Работа по реализации Стратегии в 2010 году относится к разряду приоритетных.

Федеральным агентством в 2009 году были разработаны  и представлены в Минпромторг России 18 проектов, предусмотренных вышеуказанным Планом нормативно-правовых актов. 11 из них приняты и вступили в действие.

Наиболее  значимыми из них являются:


1. Постановление  Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. № 718 «Внесение изменений  в нормативные правовые акты  Правительства Российской Федерации  в связи с принятием ФЗ «Об  обеспечении единства измерений».

2. Постановление  Правительства РФ от 31 октября  2009 г. № 879 «О применении единиц  величин Международной системы  единиц в Российской Федерации».

3. Постановление  Правительства РФ от 2 ноября 2009 г.  № 884 «Положение о Государственной  службе стандартных образцов  состава и свойств веществ  и материалов».

4. Постановление  Правительства РФ от 22 декабря  2009 г. № 1057 «Об оплате работ  и (или) услуг по обеспечению  единства измерений по регулируемым  ценам в Российской Федерации».

В 2009 году начаты работы по разработке проекта  Федерального закона «Об определении  времени в Российской Федерации», которые должны завершиться  в 2010 году.

К наиболее значимым и перспективным стандартам можно отнести стандарты в  области метрологического обеспечения  добычи и учета нефтепродуктов разработанных ФГУП «ВНИИ Расходометрии», г. Казань. И стандарты разработанные в области нанотехнологий ОАО «НИЦ поверхности и вакуума».

 

1.9 Государственная служба времени и частоты

 

В 2008 году было обеспечено бесперебойное функционирование Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ).


Осуществлен ряд научно-технических мероприятий  по повышению надежности функционирования ГСВЧ, в результате чего расхождение нашей шкалы со шкалой Международного бюро мер и весов (МБМВ) не превышало 30 нс. В 2008 году совместно с организациями Минобороны России и Роскосмоса были начаты работы по глубокой модернизации метрологического обеспечения Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), направленные на значительное повышение точности поддержания шкалы времени в Российской Федерации и улучшение навигационных характеристик данной системы.

 Во Всероссийском научно-исследовательским институте физико-технических и радиотехнических измерений продолжилась разработка цезиевого генератора частоты типа «Фонтан» на основе сверхглубокого охлаждения атомов. Освоены лазерные технологии охлаждения атомов.

 Главной задачей этой службы в 2009-м и в последующие годы является продолжение реализации заданий ФЦП «Глобальная навигационная система».

 

1.10 Государственная служба стандартных справочных данных

 

Существенные результаты были получены в результате деятельности Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД), а именно:

- разработаны восемь таблиц стандартных справочных данных (ССД), в том числе таблицы ССД «Фундаментальные физические константы» (утверждены Ростехрегулированием) на основе международных рекомендаций CODATA-2006;

 - разработаны и аттестованы девять методик ГСССД, шесть из которых - в области определения свойств наноматериалов;

 - разработана и принята на 34-м заседании МГС актуализированная на 2009–2010 годы «Программа работ по разработке аттестованных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов по конкретным тематическим направлениям на 2007– 2012 годы»;

- сформирован и одобрен на 33-м заседании МГС «Перечень таблиц стандартных справочных данных, действующих в странах — участниках Соглашения Содружества Независимых Государств в области совместной разработки и использования данных о физических константах и свойствах веществ и материалов».

 

1.11 Государственная служба стандартных образцов


Осуществляется разработка основополагающих нормативных документов в области стандартных образцов (СО), связанных с их применением в рамках Соглашения о взаимном признании национальных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами (НМИ); ведение баз данных государственных стандартных образцов Российской Федерации, международных баз данных сертифицированных стандартных образцов COMAR, международных стандартных образцов (МСО) и стандартных образцов КООМЕТ.

Проведен  предварительный анализ состояния и перспектив создания стандартных образцов наноматериалов и особо чистых металлов, используемых для метрологического обеспечения наноиндустрии в соответствии с положениями ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации». По результатам проведенных аналитических работ установлено: в Российской Федерации количество стандартных образцов (СО), предназначенных для наноиндустрии, по сравнению с обеспечением стандартными образцами других областей науки и промышленности, крайне незначительно. Среди существующих СО, использование которых возможно при оценке соответствия наноматериалов, большинство составляют стандартные образцы чистых металлов и дифракционных свойств материалов. Однако эта номенклатура не обеспечивает потребности нанометрологии в стандартных образцах. Тем не менее анализ полученных результатов показывает: работы по созданию стандартных образцов, запланированные в соответствии с указанной ФЦП, к 2011 году позволили значительно увеличить число и номенклатуру СО для наноиндустрии.

В рамках МГС Российская Федера-ция, ответственная за ведение Реестра МСО, проводит работы по согласованию и готовит предложения по принятию в качестве международных стандартных образцов вновь разработанные национальные стандартные образцы и работы по подтверждению их соответствия ранее утвержденному типу СО.

Информация о работе Метрология и стандартизация на современном этапе