Назначения точности деталей и узлов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Важное место в курсовой работе занимают вопросы, связанные с обеспечением точности взаимозаменяемых деталей сборочных единиц. Нормы точности взаимозаменяемости соединений всех типов регламентируются единой системой допусков и посадок (ЕСДП).
Цель курсовой работы – привить навыки назначения точности деталей и узлов и навыки ее обозначения на чертежах.
При выполнении курсовой работы прорабатываются основные стандарты на допуски и посадки типовых сопряжений, затрагиваются вопросы контроля размеров и технических требований.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
1. Гладкие цилиндрические соединения ………………………………………..4
1.1. Расчет посадок с натягом ………………………………………………...5
1.2. Выбор переходных посадок ……………………………………………...7
2. Расчет подшипников качения ………………………………………………..11
3. Расчет прямобочных шлицевых соединений …………………………….…16
4. Размерные цепи ………………………………………………………………20
4.1. Расчет методом полной взаимозаменяемости …………………………20
4.2. Вероятностный метод расчета размерных цепей ……………………...23
5. Зубчатые и червячные соединения ………………………………………….27
5.1. Расчет показателей зубчатых
и червячных соединений ……………………………………………………..27
Заключение ………………………………………………………………………30
Библиографический список …………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая по взаимозам.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

     

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………......3

1. Гладкие цилиндрические соединения  ………………………………………..4

1.1. Расчет посадок с натягом ………………………………………………...5

1.2. Выбор переходных посадок ……………………………………………...7

2. Расчет подшипников качения ………………………………………………..11

3. Расчет прямобочных шлицевых соединений …………………………….…16

4. Размерные цепи ………………………………………………………………20

4.1. Расчет методом полной взаимозаменяемости …………………………20

4.2. Вероятностный метод расчета размерных цепей ……………………...23

5. Зубчатые и червячные соединения ………………………………………….27

5.1. Расчет показателей зубчатых

и червячных соединений ……………………………………………………..27

Заключение ………………………………………………………………………30

Библиографический список …………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Машиностроение является важнейшей ведущей отраслью промышленности. Но машиностроение играет не меньшую роль и в других сферах таких как наука, культура, просвещения, коммунальное и жилищное хозяйство. Человечество растет и развивается, тем самым давая пищу для развития машиностроения и расширения его номенклатуры. Главный упор в наши дни делается на электрификацию, а также механизацию и автоматизацию производства и труда, в общем делается все для того, чтобы облегчить физический труд человека.

Курсовая работа по курсу «Нормирование точности в машиностроении» является первой самостоятельной конструкторской работой студента. Курсовая работа позволяет закрепить теоретические положения курса, излагаемые в лекциях, прививает навыки пользования справочным материалом, стандартами ЕСКД, знакомит студентов с основными типами расчетов.

Важное место в курсовой работе занимают вопросы, связанные с обеспечением точности взаимозаменяемых деталей  сборочных единиц. Нормы точности взаимозаменяемости соединений всех типов  регламентируются единой системой допусков и посадок (ЕСДП).

Цель курсовой работы – привить  навыки назначения точности деталей  и узлов и навыки ее обозначения  на чертежах.

При выполнении курсовой работы прорабатываются  основные стандарты на допуски и  посадки типовых сопряжений, затрагиваются вопросы контроля размеров и технических требований.

 

 

 

 

 

1. Гладкие цилиндрические  соединения

1.1. Расчет посадок  с натягом 

Посадки с натягом предназначены  для получения неподвижных неразъемных соединений, без дополнительного крепления. Рассмотрим общий случай расчета посадок с натягом, когда соединение состоит из сплошного вала и втулки.

          Дано:

Номинальный диаметр соединения …………………….. ………..75 мм;

Максимальный предельный натяг  Nmax р ………………...………80 мкм;

Минимальный предельный натяг Nmin p ………….………………60 мкм.

Решение:

Расчетный номинальный диаметр  d = 75 мм соответствует ряду Ra40 и округлять его нет необходимости.

Определяем средний натяг предельных натягов, данных в задаче:

где Nmax р и Nmin p – расчетные предельные натяги данные в задаче, мкм.

.

По среднему натягу подбираем посадку  в любой системе (системе вала или системе отверстия) по табл.1.49 в справочнике [1] и выписываем табличные натяги Nmax T =72 мкм и Nmin T =40 мкм подобранной посадки.

где Nmax T и Nmin T – табличные предельные натяги, мкм.

.

 

Табличный средний натяг близок к расчетному и ему в системе  отверстия соответствует посадка

Æ

.

Находим отклонения для полей допусков отверстия и вала по табл.6,9,14 в справочнике [1].

Записываем комбинированное обозначение посадки с отклонениями:

Æ .

Строим схему расположения полей  допусков выбранной посадки. Указываем  натяги. Отклонения на схеме допусков проставляем в микрометрах.


 



 

    0 0



 

Рис. Поля допусков для посадки с натягом

Подсчитываем максимальный и минимальный  натяги (проверка) для выбранной  посадки, согласно схеме полей допусков по формулам:

 

 

где ES, es, EI, ei – верхние и нижние отклонения отверстия и вала соответственно.

Полученные предельные натяги совпадают  с табличными предельными натягами .

Определяем допуск вала и допуск отверстия:

 

 

Посадка выбрана так, что при неодинаковых допусках вала и отверстия больший допуск у отверстия.

 




 


 



 

Рис. Эскиз соединения

На эскизе указаны номинальный  диаметр соединения, поля допусков отверстия вала и их предельные отклонения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Расчет переходных  посадок

Пример. Необходимо рассчитать ожидаемую при сборке долю соединений с натягом (вероятность натяга) и долю соединений с зазором (вероятность зазора) для посадки.

          Дано:

Номинальный диаметр соединения ………………………………209 мм;

Максимальный предельный натяг  Nнб……………………………40 мкм;

Максимальный предельный зазор  Sнб………………….……........14 мкм

Решение:

1)  Округлим заданный диаметр соединения до значения 210 мм, соответствующего ряду Ra40 по ГОСТ 6636-69 (табл. 1.3, в справочнике [1]).

  1. Табличные значения переходных посадок:

Nнм= - Sнб  Nнб=40 мкм  Nнм= -14мкм

Этим значениям соответствует  посадка  в системе вала [1, табл. 1.48, с167].

3) Предельные отклонения отверстия  и вала:

Æ 210 [1, табл. 1.37, с. 126]

Æ 210 h5 [1, табл. 1.35, с. 140]

4) Схема расположения полей допусков  в посадке:

Sнб = ES – ei   Sнб = -8 – (-20) = 12 мкм

Sнм = EI – es  Sнм = -37 – 0 = - 37 мкм

                           Sнм= - Nнб         Nнб = 37 мкм

 

Табличные значения зазора и натяга совпадают с заданными параметрами.

 

 


Рис. 3. Поля допусков для переходной посадки

5) Полное обозначение посадки:

Æ

6) Допуск переходной посадки:

T(S,N) = TD + Td

T(S,N) = (-0.008-(-0.037))+(0-(-0.02)) = 0.029+0.02 = 0.049 мкм

7) Допуск отверстия больше допуска  вала, значит, отверстие изготовлено  менее точно, чем вал.

 

8)

 

 

 

 

9) Расчеты для построения кривой Гаусса:

а) среднеквадратичное отклонение посадки:

 

 

б) зона рассеивания зазоров натягов  и максимальная ордината:

 

 

 

в) относительное отклонение:

 

 

действительное отклонение ординаты с нулевым зазором

г) вероятное количество сопряжений с зазором:

     

д) вероятное количество сопряжений с натягом:

         10) Кривая Гаусса:

По оси y откладываем число сопряжений, т.е. число посадок.

По оси х – рассеивания  зазоров или натягов. На этой кривой центр группирования посадки  соответствует центру посадки Nср.

Рис. 4.Кривая Гауса

На расстоянии х =12,5 мкм от центра группирования расположена ордината соответствующая нулевому натягу (зазору). Условимся отсчитывать эту ординату влево от центра группирования, когда переходная посадка обладает средним зазором и вправо при натяге. Вся площадь под кривой, ограниченная по ординате интервалом рассеивания R, соответствует общему числу сопряжений данной посадки, т.е. вероятность равна от 1 до 100%. Вероятность появления сопряжений с натягом соответствует заштрихованной площади слева, с зазором – заштрихованной справа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Расчет  подшипников качения

Дано:

Подшипник 97516, класс точности 6, вращается  внутреннее кольцо, радиальная нагрузка 30000 Н, умеренная, с малой вибрацией, нагрузка осевая 10000 Н, =0,6

Решение:

  1. Тип подшипника: шарикоподшипник конический, двухрядный, легкой серии.

Размеры: d=80мм, D=140мм, В=80мм,

 

 

Вращается внутреннее кольцо, следовательно, оно является циркуляционно-нагруженным.

  1. Вал сплошной, корпус тонкостенный, так как указаны отношения
  2. Интенсивность радиальной нагрузки:

 

 

а) R=30000 Н, радиальная нагрузка

б) b=0.08 м, ширина кольца

в) -коэффициент, зависящий от характера нагрузки. =1 [3, табл. 2.3]

г) -коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе. =1,1, так как в задаче даны сплошной вал и тонкостенный корпус. д) -коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных подшипниках. Для нахождения подсчитаем выражение

 

, тогда  =2 [3, табл. 2.5.]

 

е) подсчитаем :

  1. Поле допуска для посадочного отверстия:

Нагрузке в 825 и диаметру наружного кольца D=140 мм соответствует поле допуска G [3, табл. 2.8]. Так как по условию класс точности подшипника 6, то квалитет для отверстия в корпусе 7, тогда записываем G7

  1. Поле допуска для циркуляционно-нагруженного внутреннего кольца:

Диаметру вала 80мм соответствует  посадка на вал k6 [3, табл. 2.6]

  1. Отклонения для полей допусков посадочного отверстия:

ES=+54; EI= 14 мкм

  1. Отклонения для циркуляционно-нагруженного кольца:

es=21; ei=2 мкм .

  1. Отклонения для полей допусков внутреннего и наружного колец подшипника качения:

Для внутреннего кольца: ES=0; EI= -15мкм

Для наружного кольца: es=0; ei= -12 мкм

9). Строим схемы расположения  допусков для двух соединений: «вал – внутреннее кольцо подшипника» и «отверстие в корпусе – наружное кольцо подшипника».

Так как внутреннее кольцо подшипника является основным отверстием, обозначим его поле допуска L6 (6 – обозначение класса точности). На схеме покажем наибольший натяг Nmax , так как соединение вала с внутренним кольцом подшипника является неподвижным.

Схема расположения полей допусков соединения

«вал – внутреннее кольцо подшипника»

Обозначим поле допуска наружного  кольца l6 (6 – класс точности). Местно нагруженное кольцо соединяется с отверстием в корпусе с небольшим зазором, поэтому на схеме «отверстие в корпусе – наружное кольцо подшипника» отметим зазор Smax.

 

Схема расположения полей допусков соединения

«отверстие в корпусе – наружное кольцо подшипника»

 

10) Посадка для соединения «внутреннее  кольцо-вал»:

Æ80 , где L6-поле допуска внутреннего кольца (6-обозначение класса точности)

11) Посадка для соединения «отверстие  в корпусе – наружное кольцо»: Æ140 , где l6-поле допуска наружного кольца (6-класс точности)

12) Эскиз корпуса и вала для подшипника качения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расчет прямобочных  шлицевых соединений

Определить вид центрирования, точность и характер сопряжения для шлицевого соединения.

Построить схему расположения полей  допусков с указанием отклонений, определить предельные размеры всех элементов сопряжения.

Дано:

 

Номинальные размеры

z x d x D

Условия работы

10х72х82

Подвижное, знакопеременная, повышенная точность


 

Решение:

  1. Число шлицев Z =10, внутренний диаметр d =72, наружный диаметр D =82
  2. Ширина зуба (шлица) b=12мм, наименьший внутренний диаметр d1= 67,4мм [2, с. 291], серия - средняя.
  3. Вид центрирования: центрирование по b (боковым поверхностям зубьев)

Информация о работе Назначения точности деталей и узлов