Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:14, реферат
Цель работы - рассмотреть основные положения теории планирования эксперимента и методы обработки результатов эксперимента
Ключевые слова
Эксперимент
Черный ящик
Фактор
Отклик
Планирование эксперимента
Матрица планирования
Метод наименьших квадратов
Регрессионный анализ
Адекватность
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Классическое и современное представление об эксперименте 5
1.1 Классическое представление об эксперименте 5
1.2 Современное представление об эксперименте 6
2.Основные понятия и определения 7
теории планирования эксперимента 7
3. История и этапы развития теории планирования эксперимента 12
4. Этапы планирования эксперимента 14
5. Требования к выбору плана эксперимента 17
6. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Классическое и современное
представление об эксперименте
1.1 Классическое
представление об эксперименте
1.2 Современное представление об эксперименте 6
2.Основные понятия и
теории планирования эксперимента 7
3. История и этапы развития
теории планирования
4. Этапы планирования
5. Требования к выбору плана эксперимента 17
6. МЕТОДЫ
ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Реферат
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
Объем реферата 24 с, 3 рис, 5 источников
Объект исследования – планирование эксперимента
Цель работы - рассмотреть основные положения теории планирования эксперимента и методы обработки результатов эксперимента
Ключевые слова
Простая истина состоит в том, что ни измерение,
ни эксперимент, ни наблюдение невозможны
без соответствующей теоретической схемы.
Д.С. Котари
физик, иностранный член АН СССР
Методы научных исследований – это совокупность приемов и операций, с помощью которых исследователь получает достоверные сведения, используемых затем для практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В процессе научного исследования широко применяют различные методы : общенаучные и конкретно - научные (частные). Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях.
Рисунок 1- Методы исследований
Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент (рис.1).
Известно, что новая наука может возникнуть, если существует объективная необходимость ее появления и имеется предмет новой науки, представляющий общенаучный интерес. Сказанное в полной мере относится и к теории планирования эксперимента. Предмет исследования этого научного направления — эксперимент. Однако для того чтобы эксперимент стал предметом исследования отдельного научного направления необходимо, чтобы он характеризовался некоторыми чертами, общими для любого эксперимента независимо от того, в какой конкретной области знаний эксперимент проводится. Такими общими чертами эксперимента является необходимость:
1) контролировать любой
эксперимент, т. е. исключать
влияние внешних переменных, не
принятых исследователем по тем
или иным причинам к
2) определять точность измерительных приборов и получаемых данных;
3) уменьшать до разумных пределов число переменных в эксперименте;
4) составлять план проведения эксперимента, наилучший с той или иной точки зрения;
5) проверять правильность (приемлемость) полученных результатов и их точность;
6) выбирать способ обработки
экспериментальных данных и
7) анализировать полученные
результаты и давать их
Планирование эксперимента применяется при поиске оптимальных условий, построении интерполяционных формул, выборе значимых факторов, оценке и уточнении констант теоретических моделей и др.
Эксперимент с некоторым объектом проводится, чтобы построить или уточнить модель этого объекта, поэтому постановка эксперимента определяется имеющейся до опыта моделью. Отношение между экспериментом и моделью находятся в одном цикле и нельзя определить, что же было вначале. В изначальном смысле отношение между экспериментом и моделью такие же как и между курицей и яйцом: они находятся в одном цикле, сложно определить, что было "в самом начале".
Природу эксперимента хорошо понимали и понимают выдающиеся естествоиспытатели древности и современности. Приведем некоторые высказывания крупных ученых по этому поводу:
Леонардо да Винчи: «...Мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте. Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов. Мудрость есть дочь опыта»[4].
Н Винер: «Любой эксперимент - всегда некий вопрос. Если вопрос неточен, получить точный ответ на него трудно. Глупые ответы, т.е. противоречивые, расходящиеся друг с другом или не относящиеся к делу результаты экспериментов, обычно указывают на то, что сам вопрос был поставлен глупо» [5].
Н. Пригожин и И. Стенгерс: «Природа, как на судебном заседании, подвергается с помощью экспериментирования перекрестному допросу именем априорных принципов. Ответы природы записываются с величайшей точностью, но их правильность оценивается в терминах той самой идеализации, которой физик руководствуется при постановке эксперимента. Экспериментальный метод есть искусство постановки интересного вопроса и перебора всех следствий, вытекающих из лежащей в основе его теоретической схемы» [4]
Современное понимание эксперимента стало шире классического, предусматривающего лишь количественные и однозначные измерения
Как и в любом сформировавшемся научном направлении, в теории планирования эксперимента выработалась определенная система основополагающих понятий и терминов.
Объект исследования (ОИ) есть носитель некоторых неизвестных и подлежащих изучению свойств и качеств. Полагается, что исследователь обладает той или иной априорной информацией об объекте, хотя бы примерным перечнем переменных, влияющих па свойства объекта. [1]
Как правило, любой объект исследования можно представить в виде «черного ящика» ( рис.2) с определенным количеством входов и выходов.
Рисунок 2 - Объект исследования как « черный ящик»
Выделяют:
1) входные контролируемые и управляемые переменные, которые исследователь может варьировать по своему усмотрению:
2) входные контролируемые, но неуправляемые переменные;
3) неуправляемые и
4) выходные показатели (характеристика исследуемых свойств или качеств объекта )
В зависимости от того, какую роль играет переменная в процессе эксперимента, она может являться либо фактором, либо реакцией (откликом).
Фактором называется измеряемая переменная величина, принимающая в некоторый момент времени определенное значение. В практических задачах области определения факторов, как правило, ограничены. Ограничения могут носить принципиальный либо технический характер.
Факторы разделяются на количественные и качественные. Качественные факторы – это разные вещества, разные технологические способы, аппараты, исполнители и т. д.
Факторы могут быть наблюдаемыми и управляемыми. Каждый фактор может принимать одно из значений, называемых уровнями.
Если фактор управляемый, то уровни целенаправленно выбираются экспериментатором. Такой эксперимент называют активным.
Рисунок 3
Факторы могут меняться
во времени как
( предопределенные) или случайные переменные. Пространство контролируемых переменных образует факторное пространство. Переменные группы Е (рис.3) есть некоторые мешающие переменные, причем характер их влияния на Y может быть двояким. Если мысленно представить себе, что факторы X и Z стабилизированы во времени, то под влиянием переменных Е показатели Y могут меняться достаточно систематическим или практически непредсказуемым, случайным образом. Тогда говорят о наличии случайной помехи, случайного шумового поля. При этом, как правило, полагают, что вероятностные свойства шумового поля не меняются во времени. По физическому происхождению к переменным прежде всего относятся ошибки измерительных приборов или методов анализа, а также неконтролируемые изменения сырья в промышленных объектах или изменения свойств вследствие старения или износа установок, влияние внешней среды, обслуживающего персонала и т. д., включая воздействие тех переменных, которые в принципе могли бы контролироваться экспериментатором, но не включены им в число исследуемых факторов (вследствие трудностей их измерения, по ошибке или незнанию). К переменным группы Е должны быть отнесены и такие, как квалификация экспериментатора, особенности используемого экспериментального оборудования и методологии измерений, уровень метрологического обеспечения, т. е. переменные, действия которых в данном конкретном эксперименте могут и не проявиться, но которые могут сказаться на стадии сопоставления результатов различных экспериментаторов, лабораторий и т. д. Выходную переменную Y — зависимую переменную объекта — часто называют откликом, зависимость отклика от рассматриваемых факторов — функцией отклика, а геометрическое представление функции отклика — поверхностью отклика. Отметим, что объектами исследования в практике планирования могут быть:
Эксперимент – это совокупность операций совершаемых над объектом исследования с целью получения информации о свойствах объекта при исследовательских испытаниях [1].
Если мы только регистрируем
события на выбранных входах и
выходах, то такой эксперимент называется
Если же мы не только созерцаем и фиксируем происходящее, но и воздействуем, по своему усмотрению можем изменять условия проведения, то такой называется активным экспериментом.
Важнейшей задачей
методов обработки полученной
в ходе эксперимента
План эксперимента – совокупность данных определяющих число, условия и порядок проведения опытов.
Опыт — это воспроизведение исследуемого явления в определенных условиях проведения эксперимента при возможности регистрации его результатов. Опыт — отдельная элементарная часть эксперимента.
Матрица плана — стандартная форма записи условий проведения экспериментов в виде прямоугольной таблицы, строки которой отвечают опытам, а столбцы — факторам.
Пусть интересующее нас свойство (Y) объекта зависит от нескольких (n) независимых переменных (Х1, Х2, …, Хn) и мы хотим выяснить характер этой зависимости – Y=F(Х1, Х2, …, Хn), о которой мы имеем лишь общее представление. Величина Y – называется «отклик», а сама зависимость Y=F(Х1, Х2, …, Хn) – «функция отклика».
Отклик должен быть
определен количественно.
Независимые переменные
Х1, Х2, …, Хn – иначе факторы,
также должны иметь