Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:07, курсовая работа
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но и даже целые континенты.
Введение
Глава 1. Рефлексивная деятельность учителя
1.1 Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
1.2 Характеристика рефлексивной деятельности учителя
Выводы по I главе
Глава 2. Портфолио учителя
2.1 Понятие, роль портфолио учителя
2.2 Структура портфолио
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
В психолого-педагогической литературе подчеркивается связь профессионального роста учителя и уровня развития его рефлексии. Выделяя уровни профессиональной деятельности учителя, О.С. Анисимов подчеркивает, что для возможности перехода педагога на следующий, более высокий уровень профессионально-педагогической деятельности, необходимо развитие педагогической рефлексии. Так, автором выделены следующие уровни профессионально-педагогической деятельности: 1) становление деятельности; 2) успешное выполнение фиксированной нормы; 3) выполнение нормы с адекватной рефлексией; 4) рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы (перепроектирование способов педагогических действий); 5) соучастие в рефлексивной постановке или рефлексивном снятии проблем; 6) полная рефлексивная самоорганизация [43, с.66].
Рефлексия учителя – одна из важнейших составляющих педагогической компетентности и профессионализма. Рефлексия помогает выявлению смыслов поведения, в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления, предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач.
Таким образом, рефлексия является основой педагогической деятельности учителя на всех ее этапах: от замысливания цели до получения и анализа результатов. Это может быть представлено в виде следующей цепочки: цель педагогической деятельности – рефлексивный анализ ситуации – выбор; проектирование и конструирование учителем средств педагогической деятельности на основе рефлексии на адекватность этих средств поставленной цели – реализация проекта – рефлексия на различение проекта и его реализации (цели и результата). Рефлексия учителя может быть направлена на предмет педагогической деятельности, на саму педагогическую деятельность, взаимодействие с другими людьми (учителями, учениками, родителями), на выявление собственных средств и способов мышления, понимания, коммуникации, а также действия и деятельность учеников, понимание их способов деятельности, мышления, понимания, коммуникации [44, c.71].
В отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения. Одно из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее.
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят:
o общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);
o некоторые специфические качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
o профессиональная работоспособность;
o физическое и психическое здоровье.
По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
o объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
o субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, "Я"-концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:
o педагогическая эрудиция;
o педагогическое целеполагание;
o педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
o педагогическая интуиция;
o педагогическая импровизация;
o педагогическая наблюдательность;
o педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;
o педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
В разрабатываемой в настоящее время модели личности учителя в контексте той же схемы "деятельность - общение - личность" выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой)
1) Проектировочно-гностические способности:
педагогическое целеполагание;
педагогическое мышление.
2) Рефлексивно-перцептивные способности:
педагогическая рефлексия;
педагогический такт;
педагогическая направленность.
Проблема познания педагогом
личности учащегося является жизненно
актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал,
что если педагог хочет воспитать человека,
то он должен, прежде всего, узнать его
во всех отношениях, понять особенности
личности обучаемого. Именно с уровнем
познания педагогом личности учащегося,
с адекватностью и полнотой познания в
существенной мере связана результативность
педагогической деятельности. Как явствует
из исследований С.В. Кондратьевой, для
педагогов низкого уровня продуктивности
характерно восприятия лишь внешнего
рисунка поступка, без проникновения в
истинные цели и мотивы, в то время как
педагогов высокого уровня продуктивности
отличают отражение устойчивых интегративных
свойств личности, выявление ведущих целей
и мотивов поведения учащихся, объективность
оценочных суждений. Рефлексивно-
· В структуру навыков входят три типа:
o социально-перцептивные навыки;
o рефлексивные;
o интеллектуальные.
Рефлексивно-перцептивные умения, которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека. Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия. Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций). Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир.
Выводы по главе первой
рефлексивный учитель портфолио
1.Словарь практического
психолога предлагает два
4. Вставить в главу !!!!!Субъект может рефлексировать: а) знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б) представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; в) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности; г) знания об объекте и способы действия с ним.
5. В педагогической деятельности
рефлексия является таким же
необходимым компонентом, как и
в любой человеческой
8. А. К. Маркова включает
педагогическую рефлексию в
9. А. К. Маркова выделяет
специальную группу
11. 12. В современных исследованиях
достаточно много внимания
13. Рефлексия характеризует
самосознание учащегося, осмысление
им собственной
Таким образом, рефлексия является основой педагогической деятельности учителя на всех ее этапах: от замысливания цели до получения и анализа результатов.
Глава 2. Портфолио учителя
2.1 Понятие, роль портфолио учителя
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается системы образования в соответствии с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и, прежде всего, - мир труда, экономические и социальные условия. Внешнее портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании - удобство хранения. Основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен» [12, с. 15].
Существуют различные подходы к определению понятия «потрфолио».
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя.
Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио - это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.
Портфолио – это коллекция работ, которая демонстрирует усилия учителя, прогресс или достижения в определенной области; документирует приобретенный учителем опыт. (16, С.77)
Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения за определенный период времени. (15, С.93)
Рассматривая возможности расширения использования портфолио, можно отметить, что портфолио – инструмент, объединяющий различные направления экспериментальной работы:
· портфолио – наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсов по выбору;