Портфолио учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но и даже целые континенты.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Рефлексивная деятельность учителя

1.1 Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность

1.2 Характеристика рефлексивной деятельности учителя

Выводы по I главе

Глава 2. Портфолио учителя

2.1 Понятие, роль портфолио учителя

2.2 Структура портфолио

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

Опыт использования различных моделей портфолио позволяет сделать следующие рекомендации.

При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на основные его типы:

Раздел 1. «Общие сведения об учителе» (этот раздел позволяет судить о личностном и профессиональном развитии педагога).

В этом разделе фиксируются:

· фамилия, имя, отчество, год рождения;

· образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);

· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

· индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2 - 3 года (цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с профессиональными стандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическим планом школы);

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

· правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

· дипломы различных конкурсов;

· другие документы по усмотрению аттестуемого.

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3 года, в т.ч. ЕГЭ, в виде схем, графиков и таблиц)

В этот раздел помещаются материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:

- контрольных срезов знаний;

- результатов промежуточной  и итоговой аттестации учащихся;

- наличия медалистов;

- поступления выпускников  в вузы на бюджетной основе;

- данные о поступлении  учеников в вузы по предметной  направленности;

- участия воспитанников  в школьных, районных, городских, региональных  и всероссийских олимпиадах, конкурсах;

Раздел 3. "Научно - методическая деятельность" (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе)

В этот раздел входят:

- материалы, в которых  обосновывается выбор учителем  образовательной программы и  комплекса учебно - методической литературы;

- материалы, в которых  обосновывается выбор учителем  используемых образовательных технологий;

- материалы, содержащие обоснование  применения учителем в своей  практике тех или иных средств  педагогической диагностики для  оценки образовательных результатов;

- материалы по использованию  информационно - коммуникационных технологий  в образовательном процессе,

- методические технологии  обучения детей с проблемами  развития;

- материалы о работе  в методическом объединении, сотрудничество  с муниципальным методическим  центром, ВУЗами и другими учреждениями;

- отчетные материалы по:

- -участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

- -участию в методических и предметных неделях;

- -организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер - классов и т.п.;

- -проведению научных исследований;

- - разработке авторских программ;

- - написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;

- -подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

В этот раздел входят:

· список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

· список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

· сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);

· программы кружков и факультативов;

· другие документы.

Раздел 5. "Учебно-материальная база" (вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета)

В этот раздел помещается паспорт учебного кабинета:

- наличие словарей и  другой справочной литературы  по предмету;

- наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты  и др.);

- наличие дидактического  материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений  и т.п.;

- измерители качества  обученности учащихся;

- наличие технических  средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор, компьютер  и компьютерные средств обучения, аудио и видеопособия);

- информация о регулярно  используемых технических средствах  обучения;

- использование дидактических  материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений  и т.п., материалов по подготовке  к ЕГЭ;

- другие документы по  желанию учителя.

Раздел 6. «Работа учителя как классного руководителя»

В этот раздел входят:

· анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

· сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

· информация о правонарушениях;

· сведения о работе с родителями;

· разработки классных часов и родительских собраний [6, С. 20-22].

Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности»

Раздел 8. «Отзывы» - отзывы учеников, коллег, администрации, родителей [5, С. 23-27].

2. Оформление Портфолио

Портфолио учителя оформляется самим учителем в папке - накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей).

3. Оценка портфолио

Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления.

При оценке рассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников, на повышение квалификации учителя [15, с. 27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Таким образом, идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании - удобство хранения. Основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен». В структуру портфолио входит 8 разделов, а так же оформление и оценка.

Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого - педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования.

Портфолио учителя - это его визитная карточка, включающая в себя некоторые анкетные данные, информацию о повышении квалификации, достижениях, используемых педагогических технологий и методов, творческие работы и методические материалы, отзывы о работе и публикации.

Согласно современным словарям, портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поставленные в начале работы задачи были успешно решены.

Было изучено понятие рефлексия в педагогике - это источник теоретического педагогического знания. И понятие рефлексивной деятельности педагога - мы имеем ввиду прежде всего некоторую позиционность, выделенную в целостном и сложном процессе, именно процессе педагогического взаимодействия.

Одно из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее.

Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир.

o объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;

o субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, "Я"-концепция, установки, личностные особенности.

Изучено понятие портфолио учителя. Оно служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.

Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании - удобство хранения. Основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Адольф, В.А. Формирование  профессиональной компетентности  будущего учителя [Текст] / В.А. Адольф // Педагогика. – 1998. № 1. – С. 72-75.

2. Белкина, В.Н. Педагогическое  регулирование взаимодействия детей  со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина  – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. – 160с.

3. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия [Текст] / А.А. Бизяева. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.

4. Болотов, В.А. Проектирование профессионального педагогического образования [Текст] / В.А. Болотов, Е.И.Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко // Педагогика. – 1998. № 4. – 24 с.

5. Вульфов, Б.З. Педагогика  рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. – 111 с.

6. Загвоздкин, В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты [Текст] / В.К. Загваздкин // Психологическая наука и образование. – 2004. - № 4. – С. 5.

7. Калмыкова, И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности [Текст] / И.Р. Калмыкова // Образование в современной школе. – 2002. - № 5. – С. 23-27.

8. Коновалова, Е.А. Функциональные  обязанности участников образовательного  процесса при внедрении в практику  портфолио как метода оценивания. [Текст] / Е.А. Коновалова. // Практика административной работы в школе. – 2005. - № 5. – С. 20-22.

9. Маркова, А. К. Психология  труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

10. Новикова, Т.Г. Методические  рекомендации по сопровождению  работы с портфолио учащихся старшей профильной школы. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] – 2006. - № 6. – С. 29.

11. Новикова, Т.Г О технологии  портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] // Пед. Диагностика. – 2006. - № 3. – С. 93.

12. Новикова, Т.Г Портфолио в зарубежной образовательной практике. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] // Вопросы образования. – 2004. - № 3 – С. 201.

13. Новикова, Т.Г. Портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова, А.К. Прутченков, М.С. Пинская // Народное образование. – 2005. - № 1. – С. 15.

Информация о работе Портфолио учителя