Проект реконструкции цеха первичной переработки нефти и получения битума на ОАО «Сургутнефтегаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Обоснована реконструкция цеха, в связи с необходимостью замены трубчатых печей П-1 и П-3 на одну более производительную.
Выполнены расчеты:
•материальных потоков;
•тепловых и материальных балансов;
•расчет трубчатой печи;
•потбор измерительных приборов и схем автоматизации;
•эколго-экономического эффекта.
Приведены рекомендации, для дальнейшей стабильной работы установки.

Содержание работы

Реферат 3
Введение 4
1. Основы первичной переработки сибирских нефтей. Аналитический обзор 5
1.1. Характеристика сырья 5
1.2. Нефтепродукты 9
1.2.1. Карбюраторное топливо 9
1.2.2. Дизельное топливо 16
1.2.3. Смазочные и специальные масла. 20
1.2.4. Консистентные смазки 22
1.2.5. Парафины и церезины 22
1.2.6. Битумы 22
1.2.7. Сажа 23
1.2.8. Нефтяной кокс 23
1.2.9. Нефтяные кислоты и их соли 23
1.2.10. Присадки к топливам и маслам 24
1.3. Первичная перегонка нефти 24
1.3.1. Назначение первичной перегонки 24
1.3.2. Дистилляция 24
1.3.3. Ректификация 25
1.3.4. Перегонка нефти до мазута и гудрона 27
1.3.5. Ассортимент продуктов атмосферных и атмосферно-вакуумных процессов 27
1.4. Технологические схемы установок первичной перегонки нефти 28
1.4.1. Типы установок 28
1.4.2. Схемы установок 31
1.5. Очистка светлых дистиллятов 34
1.5.1. Щелочная очистка 35
1.5.2. Осушка светлых нефтепродуктов 36
1.6. Производство нефтяных битумов 37
1.6.1. Способы получения битумов 38
1.6.2. Технология окисления битумов 39
1.6.3. Аппаратура 41
1.6.4. Контроль и автоматизация процесса 42
1.6.5. Техника безопасности 42
1.6.6. Транспортировка битумов 42
1.7. Основная аппаратура установок первичной перегонки нефти 42
1.7.1. Теплообменная аппаратура 43
1.7.2. Трубчатые печи 45
1.7.3. Ректификационные колонны 48
1.8. Меры борьбы с коррозией 53
1.9. Основы эксплуатации перегонных установок 55
1.9.1. Пуск установки 55
1.9.2. Остановка установки 56
1.9.3. Контроль и регулирование работы установок 56
1.9.4. Лабораторный контроль качества сырья и продукции 58
1.9.5. Организация и учет работы установки 59
1.9.6. Предупреждение и ликвидация аварии 59
2. Основные производства цеха первичной переработки нефти ОАО «Сургутнефтегаз» 60
2.1. Краткое описание процессов цеха первичной переработки нефти 60
2.1.1. Обезвоживание и обессоливание нефти 60
2.1.2. Атмосферная и вакуумная перегонка нефти. 61
2.1.3. Окисление гудрона получение битума. 61
2.2. Описание технологической схемы установки первичной переработки нефти и получения битума 62
2.2.1. Назначение установки 62
2.2.2. Описание технологической схемы 63
2.2.3. Пуск установки 69
2.2.4. Возможные неполадки, устранение и их причины 76
2.2.5. Аварийная остановка установки 80
2.2.6. Контроль технологического процесса, система сигнализации и блокировки 81
2.3. Узкие места производства и рекомендации 83
2.4. Выводы 84
3. Материальный баланс 84
4. Расчетная часть 86
4.1. Выбор типа технологической печи 86
4.2. Исходные данные для расчета 90
4.3. Расчет процесса горения 91
4.4. КПД печи и расход топлива 94
4.5. Камера радиации и поверхность теплообмена 96
4.6. Проверка скорости сырья 99
4.7. Расчет лучистого теплообмена в топке 100
4.8. Конвекционная камера 106
4.9. Гидравлический расчет змеевика печи 109
4.10. Расчет потерь напора в газовом тракте печи 114
5. Технико-экономическое обоснование проекта 121
5.1. Производственная программа 121
5.2. Расчет затрат на реконструкцию 121
5.3. Определение себестоимости 122
5.4. Заключение 126
6. Автоматизация производства 126
7. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности на производстве Ошибка! Закладка не определена.
7.1. Введение 127
7.2. Характеристика условий труда. 127
7.3. Спецодежда и предохранительные приспособления. 130
7.4. Защита от шума и вибрации 130
7.5. Электробезопасность и защита от статического электричества 130
7.6. Пожарная безопасность 131
7.7. Чрезвычайные ситуации. 132
7.8. Выводы Ошибка! Закладка не определена.
8. Экологичность проекта. Ошибка! Закладка не определена.
8.1. Твердые и жидкие отходы производства Ошибка! Закладка не определена.
8.2. Выбросы в атмосферу 133
8.3. Выводы. 135
Заключение 136
Список сокращений 137
Список использованных источников 137

Файлы: 1 файл

иплом.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

 

Бензины различного химического состава  по-разному относятся к добавке ТЭС, т. е. обладают, как говорят, различной приемистостью к. ТЭС. Приемистость к ТЭС оценивается числом единиц, на которое увеличивается октановое число данного топлива или углеводорода при добавлении определенного количества ТЭС по сравнению с октановым числом этого топлива в чистом виде, т. е. без антидетонатора. Наибольшая приемистость к ТЭС у парафиновых углеводородов нормального строения, наименьшая—у непредельных и ароматических углеводородов.

Изучение детонационной стойкости  индивидуальных углеводородов позволило установить зависимость этого важного свойства от химического строения углеводородов и имело большое значение для подбора и создания различных сортов горючего для разнообразных двигателей.

Выше (табл. 6) приведены октановые числа некоторых индивидуальных углеводородов, определенные по моторному методу (без ТЭС).

Как видно из представленных данных, октановые числа некоторых углеводородов могут оказаться ниже 0 и выше 100. В первом случае это означает, что их ДС ниже, чем у гептана, а во втором — выше, чем у изооктана.

При оценке ДС товарных бензинов и  компонентов, имеющих октановые числа выше 100, в качестве эталонных топлив используют смеси чистого изооктана с различным количеством ТЭС [68].

Для отдельных групп углеводородов, входящих в состав бензинов можно сделать следующие краткие выводы об их ДС.

Алканы нормального строения. Начиная с пентана углеводороды этого ряда характеризуются очень низкими октановыми числами, причем чем выше их молекулярный вес, тем октановые числа ниже. Существует почти линейная зависимость ДС от молекулярного веса.

Алканы разветвленного строения (изопарафины). Разветвление молекул предельного ряда резко повышает их ДС. Так, например, у октана октановое число —20, а у 2,2,4-триметилпентана 100. Наибольшие октановые числа отмечаются для изомеров с парными метильными группами у одного углеродного атома (неогексан, триптан, эталонный изооктан), а также у других триметильных изомеров октана.

Благодаря высоким антидетонационным  свойствам изопарафины С5—С8весьма желательные компоненты бензинов.

Алкены (моноолефины}. Появление двойной связи в молекуле углеводородов нормального строения вызывает значительное повышение ДС по сравнению с соответствующими предельными углеводородами.

Цикланы (нафтеновые углеводороды}. Первые представители рядов циклопентана и циклогексана обладают хорошей ДС; особенно это относится к циклопентану. Их приемистость к ТЭС также достаточно высока. Эти углеводороды являются ценными составными частями бензинов. Наличие боковых цепей нормального строения в молекулах как циклопентановых, так и циклогексановых углеводородов, приводит к снижению их октанового числа. При этом чем длиннее цепь, тем ниже октановые числа. Разветвление боковых цепей и увеличение их количества повышает ДС цикланов.

Ароматические углеводороды. Почти все простейшие ароматические углеводороды ряда бензола имеют октановые числа ~ 100 и выше. Ароматические углеводороды и ароматизированные бензины наряду с разветвленными алканами—лучшие компоненты высокосортных бензинов. Однако содержание ароматических углеводородов в бензинах следует ограничивать примерно до 40—50%. Чрезмерно ароматизованное топливо повышает общую температуру сгорания, что влечет за собой увеличение теплонапряженности двигателя, а также может вызвать так называемое калильное зажигание—самопроизвольное воспламенение рабочей смеси за счет раскаленных частичек нагара. Это очень вредное явление, которое может вызвать аварийное повреждение двигателя.

Итак, основным качественным показателем  карбюраторных топлив является их высокая  детонационная стойкость. Лучшие сорта  автомобильных бензинов должны иметь октановые числа по исследовательскому методу 93—98 пунктов.

Помимо высокой ДС к карбюраторным  топливам предъявляются следующие основные требования.

Фракционный состав топлива должен обеспечивать его хорошую испаряемость, легкий запуск двигателя даже при низких температурах, быстрый прогрев двигателя и хорошую его приемистость к переменам режима. Поэтому важнейшим техническим показателем бензинов и керосинов являются данные стандартной разгонки, при которой отмечают: температуру начала кипения; температуры, при которых отгоняются 10, 50, 90 и 97,5 объемн. % от загрузки; остаток (в %) и иногда конец кипения. 10%-ная точка определяет пусковые свойства топлива, 50%-ная точка быстроту прогрева двигателя, 90%- и 97,5%-ные точки и конец кипения характеризуют полноту испарения и равномерное распределение топлива по цилиндрам [15].

Топливо не должно образовывать газовых  пробок в топливоподающей системе. Для обеспечения этого требования в бензинах контролируется давление насыщенных паров при 38° С, которое не должно превышать 360 мм рт. ст. для авиационных бензинов, 500 мм рт. ст. для летних сортов и 700 мм рт. ст. для зимних сортов автомобильных бензинов.

Топливо должно быть химически стабильным и не содержать смол. Бензины термического крекинга и коксования содержат непредельные углеводороды, склонные при хранении окисляться и полимеризоваться. Этот процесс получил название смолообразования. Выпадение смол резко ухудшает эксплуатационные свойства топлив, способствует отложению нагаров в цилиндрах двигателей и на клапанах. Для повышения химической стабильности топлив вторичного происхождения к ним добавляются антиокислительные присадки (ингибиторы). Применение антиокислителей позволяет значительно затормозить реакции окисления. Это имеет большое практическое значение, так как позволяет увеличить сроки хранения топлив. В качестве антиокислителей предложено очень много разнообразных органических веществ. Среди них фенолы, полифенолы, алкилфенолы, аминофенолы и др. К наиболее распространенным антиокислительным присадкам, добавляемым к бензинам и керосинам, относятся:

  • древесно-смольный антиокислитель (ДСА), представляющий собой смесь полифенолов и их диметиловых эфиров; ДСА добавляется к автомобильным бензинам в количестве 0,05—0,15% почти на всех нефтеперерабатывающих заводах СССР;
  • ФЧ-16—смесь полифенолов из каменноугольной смолы. Этот ингибитор выпускается с 1968 г. и рекомендуется к применению в количестве 0,05—0,065%;
  • синтетические ингибиторы 2,4-диметил-б-трег-бутилфенол (топанол А) (I), 2,6-ди-трег-бутил-4-метилфенол (ионол, топанол 0) (II), п-оксидифениламин (ПОДФА) (III), добавляемые в тысячных и сотых долях процента:

К числу наиболее сильнодействующих  антиокислителей принадлежит также N,N’-ди-втор-бутил-п-фенилендиамин (ФДА):

Механизм действия антиокислителей  в общем виде заключается в  том, что молекулы присадки обрывают цепные реакции окисления.

О химической стабильности топлив судят  либо по содержанию фактических смол (в мг на 100 мл), либо по длительности индукционного периода (в мин).

Индукционным периодом называется время (в мин], в течение которого бензин в условиях испытания в бомбе под давлением 7 кгс/см2 кислорода при 100° С практически не поглощает кислорода. Об этом судят по кривой давления кислорода в бомбе во время испытания. По окончании индукционного периода скорость окисления резко возрастает, кислород начинает расходоваться, а давление в бомбе снижаться. Нормами на автомобильные бензины длительность индукционного периода установлена для разных сортов от 450 до 900 мин.

4. Топливо не должно вызывать  коррозии деталей двигателя. Это  контролируют по следующим нормируемым показателям качества: кислотность, общее содержание серы, содержание водорастворимых кислот и щелочей (должны отсутствовать), присутствие активных сернистых соединений (испытание по изменению цвета поверхности медной пластинки).

5. Авиационные топлива не должны  застывать и выделять кристаллы при температуре выше —60° С.

Физико-химические свойства бензинов должны соответствовать требованиям ГОСТ 2084-77, представленным в табл. 7.

 

Физико-химические свойства бензинов. Таблица 7

п/п

Наименование  показателей

Значение  для марки

Метод

испытания

А-72

А-76

АИ-93

АИ-95

а

а

б

а

б

а

ОКП-02

5112 0401

ОКП-2 5112 0501

ОКП-2 5112 0502

ОКП-2 5112 0601

ОКП-2 5112 0602

ОКП-2 5112 0300

1.

Детонационная стойкость – октановое число:

             

по моторному  методу

72

76

76

85

85

85

ГОСТ 511-82

по исследовательскому методу

не нормируется

93

95

95

ГОСТ 8226-82

2.

Концентрация свинца, г/дм3

0,013

0,013

0,17

0,013

0,37

0,013

ГОСТ 2177-82

3.

Фракционный состав

летнего/зимнего:

             

начало кипения

35/-

35/-

35/-

35/-

35/-

30/-

 

10%

70/55

70/55

70/55

70/55

70/55

75/55

 

50%

115/100

115/100

115/100

115/100

115/100

120/100

 

90%

180/160

180/160

180/160

180/160

180/160

180/160

 

конец кипения

195/185

195/185

195/185

195/185

195/185

205/195

 

остаток, %

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

 

остаток и потери, %

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

 

4.

Давление насыщенных паров бензина, кПа (мм.рт.ст.):

             

летнего

66,7  (500)

 

зимнего

66,7-93,3  (500-700)

 

5.

Кислотность, мг КОН на 100 см3

3,0

1,0

3,0

0,8

3,0

2,0

ГОСТ 11362-76

6.

Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина:

             
 

на месте  производства

5,0

3,0

5,0

-

5,0

5,0

ГОСТ 1567-83

 

на месте  потребления

10,0

8,0

10,0

5,0

7,0

-

 

7.

Индукционный период бензина на месте производства, мин

600

1200

900

1200

900

900

ГОСТ 19121-73

8.

Массовая доля серы, %

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

 

9.

Испытание на медной пластинке

выдерживает

ГОСТ 6321-92

10.

Водорастворимые кислоты  и щелочи

отсутствие

ГОСТ 6307-75

11.

Механические примеси и вода

отсутствие

 

12.

Цвет

-

-

желтый

-

оранж

-

визуально

13.

Плотность при 20°С, кг/м3

не нормируется

ГОСТ 3900-85

14.

Тяжелые углеводороды

отсутствие

 

 

Примечание:

  1. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные бензины.
  2. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу:
  • 10% перегоняется при температуре не выше 75°С;
  • 50% перегоняется при температуре не выше 120°С,
  1. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускается температура конца кипения бензина летнего вида – не выше 205°С, бензина зимнего вида – не выше 195°С.
  1. Автомобильные этилированные бензины, предназначенные для экспорта, изготовляют без добавления красителя. Допускается бледно-желтая краска. Концентрация  свинца в них не должна превышать 0,15 г/дм3. Массовая доля меркаптановой серы по ГОСТ 17323-71 – не более 0,001%.

 

Физико-химические показатели, которыми обладает бензиновая фракция получаемая на установке первичной переработки нефти и получения битума представлены в табл. 8.

        1. Дизельное топливо

Дизельное топливо—для двигателей с зажиганием от сжатия. В эту подгруппу входят следующие виды топлив:

Топливо для быстроходных дизелей фракционного состава примерно 180—350°С. Выпускаются марки ДА и А (арктические), АЗ и 3 (зимние), ДЛ и Л (летние), ДС и С (специальные). Они различаются по температуре застывания (—60¸—10 °С) и содержанию серы.

Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных двигателей. Две марки ДТ, ДМ.

Топливо для тепловозных  и судовых двигателей следующих марок: ТЗ (зимнее), ТЛ (летнее). По фракционному составу это более высококипящие фракции (50%—275—290 °С; 98%—340— 360°С).

 

Физико-химическая характеристика бензиновой фракции. Таблица 8

п/п

Наименование  показателя

Значение

1.

Детонационная стойкость  – октановое число:

 

по исследовательскому методу

62

2.

Концентрация свинца, г/дм3

-

3.

Фракционный состав

летнего/зимнего:

 

начало кипения

35

10%

76

50%

120

90%

163

конец кипения

185

остаток, %

1,02

остаток и  потери, %

3,5

4.

Давление насыщенных паров бензина, кПа (мм.рт.ст.):

(323)

5.

Кислотность, мг КОН на 100 см3

0,5

6.

Концентрация фактических  смол, мг на 100 см3 бензина

-

7.

Индукционный период бензина на месте производства, мин

600

8.

Массовая доля серы, %

0,04

9.

Испытание на медной пластинке

выдерживает

10.

Водорастворимые кислоты  и щелочи

-

11.

Механические примеси  и вода

-

12.

Цвет

желтый

13.

Плотность при 20°С, кг/м3

732

14.

Тяжелые углеводороды

-


 

Котельное топливо — флотские и топочные мазуты (марки ф5, ф12, 40, 100, 200) и топливо для локомотивных газотурбинных двигателей. Они различаются по вязкости и температуре застывания.

В 1970 г. были впервые утверждены также технические условия на печное топливо для битовых и технических целей (марки А, Б, В). Их примерный фракционный состав 100—300—360 °С.

К группе топлив следует отнести  также горючие газы. Их классифицируют следующим образом:

    • газ для коммунально-бытового потребления;
    • газы сжатые для газобаллонных автомобилей;
    • газы углеводородные сжиженные топливные (пропан технический, бутан технический, смесь пропана и бутана).

Эксплуатационные  свойства дизельных топлив. В двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, называемых дизелями, четырехтактный рабочий процесс протекает несколько иначе, чем в двигателях с зажиганием от искры [15]. В дизельном двигателе в первых двух тактах засасывается и сжимается чистый воздух. Температура воздуха в конце хода сжатия достигает 550—650° С, а давление возрастает до 40 ат. В конце хода сжатия в сжатый и нагретый воздух впрыскивается в течение определенного времени под большим давлением порция топлива. Мельчайшие капельки топлива переходят в парообразное состояние и распределяются в воздухе. Через определенный весьма незначительный момент времени топливо самовоспламеняется и полностью сгорает. Время между началом впрыска и воспламенением топлива называется периодом задержки самовоспламенения. В современных быстроходных двигателях этот период не более 0,002 сек. В результате сгорания топлива давление газов достигает 60—100 ат. Весьма важным для обеспечения плавной, нормальной работы двигателя является скорость нарастания давления газов. Из практики известно, что эта скорость не должна превышать 5 ат на 1° угла поворота коленчатого вала. В противном случае двигатель начинает стучать, работа его становится «жесткой», а нагрузка на подшипники чрезмерной. Появление стуков и жесткая работа двигателя тесно связаны с длительностью периода задержки самовоспламенения. Чем продолжительнее этот период, тем большее количество топлива успеет поступить в цилиндр двигателя. В результате—одновременное воспламенение повышенного количества топлива приводит к взрывному характеру сгорания, и давление газов будет нарастать скачкообразно. В двух последующих тактах: рабочий ход и выхлоп—происходит рабочее расширение газов и освобождение цилиндра двигателя от продуктов сгорания.

В качестве топлива для быстроходных дизелей применяются керосиногазойлевые фракции нефти. Для тихоходных и стационарных двигателей этого типа с малым числом оборотов применяется более тяжелое топливо типа мазутов.

Информация о работе Проект реконструкции цеха первичной переработки нефти и получения битума на ОАО «Сургутнефтегаз»