Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 09:35, курсовая работа
Современные металлорежущие станки обеспечивают исключительно высокую точность обработанных деталей. Ответственные поверхности наиболее важных деталей машин и приборов обрабатывают на станках с погрешностью в долях микрометров, а шероховатость поверхности при алмазном точении не превышает сотых долей микрометра. Требования к точности в машиностроении постоянно растут, и это, в свою очередь, ставит новые задачи перед прецизионным станкостроением.
Введение
1 Общая характериcтика станка
1.1 Технологические возможности станка
1.2 Способы установки заготовок на станке
1.3 Способы закрепления режущего инструмента на станке
1.4 Мерительный инструмент
2 Формообразование на станке
2.1 Методы получения производящих линий на станке
2.2 Составление кинематической структуры станка
2.3 Компоновка станка
2.4 Анализ кинематической структуры станка
3 Обоснование технической характеристики станка
3.1 Фрезерование черновое торцовой фрезой
3.2 Фрезерование черновое дисковой фрезой
3.3 Фрезерование концевой фрезой
4 Кинематический расчет привода главного движения
4.1 Определение числа скоростей привода главного движения
4.2 Построение графика частот вращения
4.3 Определение чисел зубьев зубчатых колес
5 Расчет элементов привода
5.1 Предварительный расчет валов
5.2 Расчет модулей зубчатых передач
5.3 Определение размеров зубчатых колес
6 Проверочные расчеты
6.1 Уточненный расчет вала
6.2 Подбор подшипников качения
6.3 Проверка шлицевого соединения
6.4 Проверка прочности шпоночного соединения
6.5 Расчет шпиндельного узла на жесткость
6.6 Расчет шпиндельного узла на точность
Заключение
Список использованной литературы
Рисунок 4.2 – Кинематическая схема привода главного движения
Используя кинематическую схему
и структурные сетки построим
график частот вращения шпинделя. Для
его построения необходимо задаться
передаточными отношениями
Предварительно выберем
электродвигатель для привода главного
движения. Необходимо, чтобы мощность
двигателя превышала
Определяем передаточные отношения передач
Рисунок 4.3 – График частот вращения
4.3 Определение чисел зубьев зубчатых колес
Числа зубьев зубчатых колес подбираем по таблицам 4.2 – 4.5 [2] исходя из найденных передаточных отношений передач.
; ; ; ; ; ; ;
5 Расчет элементов привода
5.1 Предварительный расчет валов
Расчет второго вала
Крутящий момент на валу определяется по формуле
(5.1)
где – мощность на i-валу, кВт;
– минимальная частота вращения i-вала, об/мин.
Потребляемая мощность на валу
; (5.2)
где - КПД пары подшипников;
- КПД зубчатой передачи;
х – показатель степени, равный количеству соответствующих передач.
Диаметр вала
(5.3)
где τ – предел прочности материала вала при кручении, МПа. Для стали τ=15…20 МПа.
Значение d округляем до ближайшего стандартного.
5.2 Расчет модулей зубчатых передач
Модуль рассчитаем для первой и последней зубчатых передач, т.е. найдем его минимальное и максимальное значение, для промежуточной передачи возьмем промежуточное значение модуля.
Расчет модуля первой зубчатой передачи
; (5.4)
где – модуль, необходимый для обеспечения изгибной прочности зубьев зубчатых колес i-передачи;
z - минимальное число зубьев зубчатого колеса в передаче;
ψ - коэффициент, равный отношению ширины зубчатого колеса к модулю, ψ = 6…10;
y = 0,240…0,248;
- допускаемое напряжение изгиба материала зубчатых колес.
При термической обработке материла зубчатых колес – улучшении - определяется по формуле
(5.5)
где – твердость материала зубчатых колес.
(5.6)
где – коэффициент динамичности нагрузки;
– коэффициент концентрации нагрузки. Учитывается только при определении .
Коэффициент К определяется только при окружной скорости большего колеса м/с
(5.7)
где z – число зубьев большего колеса в передаче.
Для определения необходимо знать значение модуля, который мы и пытаемся найти. Чтобы все-таки определить окружную скорость колеса, для расчетов возьмем значение модуля зубчатых передач станка-аналога, которое для станка 6Р81 равно 2.
м/с (5.8)
(5.9)
где - модуль, необходимый для обеспечения прочности по нормальным напряжениям зубьев зубчатых колес i-передачи;
- допускаемое контактные напряжение материала шестерни;
i - минимальное передаточное отношение зубчатой передачи.
При термической обработке материла зубчатых колес – улучшении - определяется по формуле
МПа (5.10)
мм (5.11)
Из найденных двух значений модуля выбираем наибольшее, т.е m1=2мм.
Расчет модуля последней зубчатой передачи
5.3 Определение размеров зубчатых колес
Для примера рассчитаем параметры зубчатого колеса z1, для которого z=43, m=2 мм.
Делительный диаметр колеса
мм (5.12)
Диаметр окружности вершин колеса
мм (5.13)
Диаметр окружности впадин колеса
(5.14)
Ширина колеса
мм (5.15)
Остальные зубчатые колеса рассчитываются аналогично.
6 Проверочные расчеты
6.1 Уточненный расчет вала
Определение реакций в опорах. При расчете возможны две комбинации включения передач: первый – z1 – z2, второй – z3 – z4, третий – z5 – z6. Требуется выяснить, какая из комбинаций дает более тяжелый случай нагружения.
Определим окружные силы в зацеплении
, (6.1)
где M – момент на валу;
d – делительный диаметр шестерни в зацеплении.
Определим радиальные силы в зацеплении
, (6.2)
где tg=20º – угол зацепления зубчатых колес.
Комбинация z1 – z2
Проверка
Рисунок 6.1 – Расчетная схема второго вала при включении передачи z1 – z2
Комбинация z3 – z4
Проверка
Рисунок 6.2 – Расчетная схема второго вала при включении передачи z3 – z4
Комбинация z5 – z6
Проверка
Рисунок 6.3 – Расчетная схема второго вала при включении передачи z5 – z6
Из рассмотренных эпюр следует, что в трех случаях эквивалентный момент имеет наибольшее значение в опоре В, под подшипником качения. Определим диаметр вала в этом сечении
, (6.3)
где - допускаемое напряжение, Па.
Остальные валы рассчитываются аналогично.
6.2 Подбор подшипников качения
Подберем подшипники для
уже рассчитанного ранее вала.
Из расчетов следует, что наибольшая
реакция наблюдается при
Требуемая динамическая грузоподъемность
, (6.4)
где - желательная долговечность, ч.
(6.5)
где – коэффициент вращения;
- коэффициент безопасности;
- температурный коэффициент.
По известному диаметру посадочной поверхности (рассчитан ранее,
d=25 мм) и требуемой динамической грузоподъемности подбираем подшипник 205, для которого С0=11600 Н. Условие Стр < С0 выполняется. В целях унификации подшипниковых узлов для опоры А принимаем тот же подшипник, как и для опоры В.
Остальные подшипники рассчитываются аналогично.
6.3 Проверка шлицевого соединения
Проверим шлицевое соединение
зубчатого блока с ранее
(6.6)
где – расчетная поверхность смятия, м2;
z – количество шлицев.
(6.7)
где D – диаметр выступов шлицев, м;
d – диаметр впадин шлицев, м;
f – размер фаски, м;
l – длина ступицы, м.
, < ; <
Условие выполняется. Остальные шлицевые соединения проверяются аналогично.
6.4 Проверка прочности шпоночного соединения
Проверим шпонку, закрепляющую приводной шкив на втором валу. Шпонка призматическая 8×7×18 СТ СЭВ 189-75.
, (6.8)
где - предел прочности материала шпонки на смятие, МПа. Для стали 45;
l – длина шпонки, м;
h - высота шпонки, м;
d - диаметр вала, м.
, условие выполняется. Проверка остальных шпоночных соединений производится аналогично.
6.5 Расчет шпиндельного узла на жесткость
При расчете определяют упругое перемещение шпинделя в сечении его переднего конца. В перемещении учитывают только деформации тела шпинделя и его опор.
где - сила резания, Н;
- длина консольной части шпинделя, м;
- модуль упругости материала шпинделя, Па;
- среднее значение момента инерции сечения консоли, м4;
- среднее значение момента инерции сечения шпинделя в пролете между опорами, м4;
- длина шпинделя между опорами, м;
- коэффициент защемления;
– радиальная жесткость передней опоры, ;
- радиальная жесткость задней опоры, ;
– сила, действующая на шпиндель со стороны привода, Н;
- расстояние от точки приложения силы до передней опоры, м.
Рисунок 6.4 – К расчету шпинделя на жесткость
(6.27)
(6.28)
и определяем по рисунку 6.15 [2, с.177]. , .
Угол поворота шпинделя в передней опоре
(6.29)
6.6 Расчет шпиндельного узла на точность
В результате этого расчета выбирают величину поля допуска отверстия в корпусе под подшипники шпиндельного узла в зависимости от допускаемого радиального биения Δ. Для токарных станков нормальной точности величина Δ=10 мкм.
(6.10)