Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:04, курсовая работа
Посадки с зазором предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. В подвижных соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсации температурных деформаций, а также компенсации отклонении формы и расположения поверхностей, погрешности сборки и др.
В неподвижных соединениях посадки с зазором применяются для обеспечения беспрепятственной сборки деталей (в особенности сменных).
2.4.4 Определим вероятность натяга и зазора:
PS = 0,5 + Ф(z)
PS = 0,5 + 0,4938 = 0,9938
PN = 1-PS = 0,5 - Ф(z)
PN = 1-PS = 1-0,9938 = 0,0062
2.4.5 Определим вероятностные предельные зазоры и натяги:
Smaxв = Sс + 3σS,
Smaxв = 0,015 + 3·0,00592 = 0,03276 (мм)
Nmaxв = Nc + 3σN,
Nmaxв = – 0,015 + 3·0,00592 = 0,002755 (мм)
3 Выбор и расчет посадки с натягом
3.1 Основные теоретические положения
Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных соединений (или разбираемых лишь в отдельных случаях при ремонте) соединений деталей, как правило, без дополнительного крепления винтами, штифтами, шпонками и т.п. Относительная неподвижность деталей при таких посадках достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие действия деформаций и их контактных поверхностей. При прочих равных условиях напряжения пропорциональны натягу. В большинстве случаев посадки с натягом вызывают упругие деформации контактных поверхностей. Посадки с натягом позволяют упростить конструкцию и сборку деталей и обеспечивают высокую степень их центрирования.
Расчет посадок с натягом (посадок с упругой связью) выполняется с целью обеспечить прочность соединения, т.е. отсутствие смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок и прочность сопрягаемых деталей.
Посадка рассчитывается из условия передачи заданного крутящего момента при наименьшем (расчетном) натяге.
При наибольшем натяге должна обеспечиваться прочность соединяемых деталей, т.е. наибольшее напряжение, возникающее в материалах деталей, не должно превышать допустимые значения, не должна разрушаться ни одна из деталей соединения и на поверхностях контакта не должно быть пластической деформации.
При наименьшем значении расчетного натяга соединение должно надежно передавать требуемое осевое усилие и крутящий момент.
Вал изготовлен из стали 45 (µ1 = 0,3; Е1 = 2,06·1011 Па; σTd = 3,53·108 Па), втулка из чугуна СЧ 28-48 (µ2 = 0,25; Е2 = 1,2·1011 Па; σTD = 2,74·108 Па) Параметры шероховатости Rz1 = 3,2 мкм и Rz2 = 6,3 мкм, коэффициенты k1 = k2 = 0,5.
3.2 Определяем величину эксплуатационного удельного давления на поверхности контакта:
,
где Мкр – крутящий момент, Н∙м;
πDl – номинальная площадь контакта соединяемых деталей;
f – коэффициент трения (сцепления) при продольном смещении деталей;
l – длина соединения, м.
(Па),
МПа.
3.3 Определяем значение минимального расчетного натяга Nmin
Величину минимального расчетного натяга определяем по формуле:
,
где Е1 и Е2 – модули упругости материалов вала и отверстия, С1 и С2 – коэффициенты, определяемые по формулам:
,
,
где µ1 и µ2 – коэффициенты Пуассона.
Тогда величина минимального расчетного натяга равна
(м),
Nmin = 26,25 мкм.
3.4 Определяем предельные допустимые удельные контактные давления на поверхностях втулки и вала по формулам:
,
,
где σTD и σTd – предел текучести материалов сопрягаемых отверстия и вала.
(МПа)
(МПа)
При максимальном расчетном натяге не должна разрушаться ни одна из деталей соединения и на поверхностях контакта не должно быть пластической деформации. Поэтому в качестве наибольшего удельного эксплуатационного давления pmax берем наименьшее из двух допустимых удельных контактных давлений, значит pmax = 118,349 Мпа.
3.5 Определяем максимальный предельный натяг Nmax:
, (3.7)
(м)
Nmax = 111, 14 мкм.
3.6 Поправка на смятие микронеровностей
В процессе запрессовки, микронеровности на контактных поверхностях деталей сминаются, и в соединении получается меньший натяг, что уменьшает прочность соединения. Величина смятия микронеровностей зависит от их высоты, метода и условий сборки соединения (без смазки или со смазкой) механических свойств материала деталей и определяется по формулам:
- для
материалов с различными
∆ = 2 (k1Rz1 + k2Rz2),
- ля материалов с одинаковыми механическими свойствами
∆ = 2 k (Rz1 + Rz2)
где k, k1 и k2 – коэффициенты, учитывающие величину смятия неровностей отверстия втулки и вала; Rz1 и Rz2 – высота неровностей поверхностей вала и отверстия.
∆ = 2 (0,5·3,2 + 0,5· 6,3) = 9,5 (мкм)
3.7 Значения натягов при выборе посадок
Nmin расч = Nmin + ∆,
Nmax расч = Nmax + ∆,
Nmin расч = 26,25 + 9,5 = 35,75 (мкм)
Nmax расч = 111,14 + 9,5 = 120,64 (мкм)
3.8 Выбор посадки
При выборе посадки должны выполняться условия:
Nmin > Nmin расч, с учетом возможных колебаний действующей нагрузки и других факторов, а Nmax < Nmax расч
По ГОСТ 25347 – 82 выбираем посадку Ø48
Nmax = 109 мкм, Nmin = 45 мкм.
Nmin > Nmin расч; Nmax < Nmax расч, условия выполняются.
4. Выбор и расчет посадок шлицевого соединения
4.1 Основное теоретическое
Шлицевые соединения, как и шпоночные, предназначены для передачи крутящих моментов в соединениях шкивов, муфт, зубчатых колес и других деталей с валами. В отличие от шпоночных соединений, шлицевые соединения, кроме передачи крутящих моментов, осуществляют еще и центрирование сопрягаемых деталей. Шлицевые соединения могут передавать большие крутящие моменты, чем шпоночные, и имеют меньшие перекосы и смещения пазов и зубьев. В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делят на соединения с прямобочным, эвольвентным и треугольным профилем зубьев
Шлицевые соединения с прямобочным профилем зубьев применяются для подвижных и неподвижных соединений. К основным параметрам относятся: • D – наружный диаметр; • d – внутренний диаметр; • b – ширина зуба. По ГОСТ 1139-80* в зависимости от передаваемого крутящего момента установлено три типа соединений – легкой, средней и тяжелой серии. Номинальные размеры основных параметров и число зубьев шлицевых соединений общего назначения с прямобочным профилем зубьев, параллельных оси соединения.
Исходные данные для расчета:
Вид центрирования: по наружному диаметру D.
Серия соединения: легкая.
Точность центрирования: невысокая.
Вид соединения: неподвижное.
Ширина шлица, b=10.
Внутренний диаметр d = 52.
Наружный диаметр D = 58.
Число зубьев Z = 8.
4.2 Выберем поля допусков посадок шлицевого соединения для заданных условий работы:
1) По внутреннему диаметру d:
Поле допуска шлицевой втулки: H11.
Поле допуска шлицевого вала: а11.
2) По наружному диаметру D:
Поле допуска шлицевой втулки: H7.
После допуска шлицевого вала: js7.
3) По ширине шлица:
Поле допуска шлицевой втулки: F8.
Поле допуска шлицевого вала: f8.
Выбранное шлицевое соединение обозначаем в соответствии с ГОСТ1139-80: .
4.3Определяем параметры посадки Ø52 по внутреннему диаметру:
4.3.1 Определяем предельные размеры отверстия Ø52Н11:
Верхнее отклонение:
ES = + 0,19 (мм)
Нижнее отклонение:
EI = 0
4.3.2 Наибольший диаметр отверстия Dmax:
Dmax =D+ES,
Dmax =52+0,190=52,19 (мм)
4.3.3 Наименьший диаметр отверстия Dmin:
Dmin =D+EI,
Dmin =52+0=52 (мм)
4.3.4 Определяем допуск отверстия TD:
TD=ES-EI,
TD=0,190 – 0 = 0,190 (мм)
4.3.5 Определяем основное отклонение поля допуска отверстия:
E I= 0
4.3.6 Определяем предельные размеры вала Ø52a11:
Верхнее отклонение:
es = – 0,34 (мм)
Нижнее отклонение:
ei = – 0,53 (мм)
4.3.7 Наибольший диаметр вала dmax:
dmax = d + es,
dmax = 52 – 0,34= 51,66 (мм)
4.3.8 Наименьший диаметр вала dmin:
dmin
= d + ei,
dmin = 52 - 0,53 = 51,47 (мм)
4.3.9 Определяем допуск вала Td:
Td = es – ei,
Td = -0,34 - 0,53 = 0,190 (мм)
4.3.10 Определяем основное отклонение поля допуска вала:
es = - 0,34 (мм)
4.3.11 Определяем предельные зазоры посадки: Ø52
Наибольший зазор Smax:
Smax
= Dmax – dmin,
Smax = 52,19 – 51,47 = 0,720 (мм)
Наименьший зазор Smin:
Smin
= Dmin – dmax,
Smin = 52 – 51,66 = 0,340 (мм)
4.3.12 Определяем средний зазор Sm:
,
= 0,530 (мм)
4.2.13 Определяем допуск посадки T(S):
T(S) = Smax + Smin
T(S) = 0,720 + 0,340 = 0,380 (мм)
4.4 Определяем параметры посадки Ø58 по наружному диаметру:
4.4.1 Определяем предельные размеры отверстия Ø58Н7:
Верхнее отклонение:
ES = + 0,030 мм
Нижнее отклонение:
EI = 0
4.4.2 Наибольший диаметр отверстия Dmax:
Dmax =D+ES,
Dmax =58+0,030=52,030 (мм)
4.4.3 Наименьший диаметр отверстия Dmin:
Dmin =D+EI,
Dmin =58+0 = 58 (мм)
4.4.4 Определяем допуск отверстия TD:
TD=ES-EI,
TD=0,030 – 0 = 0,030 (мм)
4.4.5 Определяем основное отклонение поля допуска отверстия:
E I= 0
4.3.6 Определяем предельные размеры вала Ø58js7:
Верхнее отклонение:
es = + 0,015 (мм)
Нижнее отклонение:
ei = – 0,015 (мм)
4.3.7 Наибольший диаметр вала dmax:
dmax = d + es,
dmax = 58 + 0,015= 58,015 (мм)
4.3.8 Наименьший диаметр вала dmin:
dmin
= d + ei,
dmin = 58 – 0,015 = 57,985 (мм)
4.3.9 Определяем допуск вала Td:
Td = es –
ei,
Td = 0,015 + 0,015 = 0,030 (мм)
4.3.10 Определяем предельные значения зазоров и натягов посадки: Ø58
Наибольший зазор Smax:
Smax
= Dmax – dmin,
Smax = 58,030 – 57,985 = 0,045 (мм)
Наименьший натяг Nmax: