Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:28, дипломная работа
60-х годах Рефт стал ареной большого энергетического строительства. По решению правительства новый мощный энергоузел вместе с другими уральскими станциями должен был обеспечить электричеством возникающие одно за другим крупнейшие предприятия нашего края и Западной Сибири, в частности Тюменского Севера.
В июле 1963 года первый механизированный десант начал работы по подготовке в уральской тайге трассы для автодороги, которая должна была соединить площадку будущего энергопредприятия с г. Асбестом. И трассу под линию электропередачи для снабжения электроэнергией стройки, а также заложить базу для начала строительства Рефтинской ГРЭС.
В конструкцию насосов
Изменить
соотношение количества лопастей
рабочего колеса и лопаток
направляющего аппарата — 7/12;
Секции направляющего
аппарата выполнить в виде неразборных
блок-секций, поэтому для осуществления
сборки насоса ротор выполнен разборным,
рабочие колеса должны быть
посажены на вал по переходной
посадке;
Концевые уплотнения
предполагалось выполнить торцовыми,
используя уплотнения фирмы «Burgman»;
Рабочее колесо
первой ступени с расширенным входом,
с целью устранения кавитации.
Отличительные, конструктивные особенности насоса ПН 1500-350
Насос имеет масляный подшипник скольжения на входе и пусковой подшипник, работающий на подводимом конденсате на выходе насоса. В корпусе пускового подшипника установлено отжимное устройство, также работающее на конденсате, которое предназначено для гарантированного наличия зазора между разгрузочным диском и пятой во время пуска — останова и работы на валоповороте.
Что выполнено реально при реконструкции
насосов.
Насос ПН 1500-350-3
установлен на энергоблоке 800 МВт №3 Сургутской
ГРЭС-2. В этом насосе остались без изменения
узлы крепления подшипниковых опор, не
внедрены торцовые уплотнения, сохранена
гидропята. Изменено соотношение количества
лопастей рабочего колеса и лопаток направляющего
аппарата - 7/12. Секции направляющего аппарата
выполнены в виде неразборных блок-секций,
ротор выполнен разборным, рабочие колеса
посажены на вал по переходной посадке.
Насос ПН 1500-350-4 установлен на энергоблоках
1-6 Сургутской ГРЭС-2 и на энергоблоках
1-2 Нижневартовской ГРЭС. В этом насосе
внедрен пусковой подшипник, работающий
на воде (конденсате), укорочен вал, снижен
прогиб ротора. Изменено соотношение количества
лопастей рабочего колеса и лопаток направляющего
аппарата - 7/12. Аналогично насосу ПН 1500-350-3 секции направляющего аппарата выполнены
в виде неразборных блок-секций, ротор
выполнен разборным, рабочие колеса посажены
на вал по переходной посадке.
Особенности эксплуатации и проблемы связанные с реконструированными насосами. Проблемы насосов ОАО «Пролетарский завод»
В результате изменения соотношения
количества лопастей рабочего колеса
и лопаток направляющего аппарата - 7/12
на насосах ПН 1500-350-3 и ПН 1500-350-4, практически
решена проблема лопастной вибрации, которая
не превышает 2-3 мм/с. Общий уровень вибрации
не превышает 3-4,5 мм/с, в том случае
если отсутствует оборотная вибрация.
Уровень вибрации
может достигать 10-15 мм/с в этом случае
необходима балансировка ротора насоса,
как это было в октябре-ноябре 2003 года
на питательных насосах энергоблока №2
Нижневартовской ГРЭС.
Основной проблемой
реконструированного насоса является
невозможность работы насоса на валоповороте
и заклинивания ротора при пусках и остановах.
Пуск турбонасосного агрегата приходится
проводить на частоте вращения выше 1000
об/мин. При этом перегревается выхлоп
приводной турбины, датчик осевого сдвига
работает не более двух, трех недель, затем
требует замены. С целью нормализации
работы пускового подшипника, организован
подвод конденсата в зону смазочного клина
водяного подшипника. Подвод конденсата
осуществляется через специально фрезерованные
канавки и отверстия. Примерно через пять,
шесть тысяч часов работы пусковой подшипник
приходится менять, так как поверхность
подшипниковой опоры становится неработоспособной
из-за задеваний при пусках и остановах.
Подшипник представляет собой бронзовую
втулку с лазерным упрочнением на валу
и корпус подшипниковой опоры, выполненный
из высоколегированной стали. За время
эксплуатации питательных насосов ПН-1500-350-4,
основного типа насосов ОАО “Пролетарский
завод” произошло несколько серьезных
аварий.
На Сургутской ГРЭС-2 при пуске из ремонта блока №1 (20 октября 2003 года) произошло разрушение пятой и шестой ступеней проточной части а также полное разрушение пускового водяного подшипника. Расследование технологического происшествия проводили шеф-инженеры ОАО «Пролетарский завод» Райский Борис Михайлович и Яхлаков Фидель Александрович. Ступени проточной части разрушены по сварному соединению (по сварным швам). Обратные каналы отсутствуют. И видны (но плохо) отверстия, из которых вырваны шпильки. При разрушении проточной части ротор сместился в осевом направлении, рабочие колеса получили натиры на поверхности, гидропята и подпятник также имеют кольцевые натиры. Ротор остался цел. Кроме разрушения проточной части полностью разрушен пусковой подшипник. Корпус подшипника в результате усталостного разрушения разделился на две половины. Очень хорошо видно хрупкое разрушение корпуса подшипника и обугленная поверхность бронзовой втулки приваренной к корпусу подшипника. Разрушение корпуса произошло по концентратору напряжений, которой стала в данном случае, острая кромка фрезерованной канавки для подачи конденсата и организации гидростатического подъема ротора насоса.
На Нижневартовской ГРЭС при пуске энергоблока №2 произошло заклинивание насоса с полным разрушением пускового подшипника и поломкой вала.
В соответствии с приказом № КЛ-24/р создана комиссия по расследованию причин аварии питательного насоса ПТН-А энергоблока 800 МВт №2 Нижневартовской ГРЭС.
Состояние и причины:
14.10.03 при проведении работ по расхолаживанию 2ПТН-А блока №2 произошло техническое происшествие.
Насос работал на частоте вращения - 2000 об/мин на линию рециркуляции с давлением на выходе - 87 кгс/см2 и температурой воды -149 0С.
В 17-21 произошло внезапное ограничение подачи питательной воды на вход бустерного насоса ПТН. В результате чего произошёл кавитационный
срыв бустерного насоса. Давление на выходе бустерного насоса снизилось с 8,4 кГс/см2 до 2,8 кгс/см2, что равно давлению на входе бустерного насоса.
Как следствие, произошёл кавитационный
срыв 2ПТН-А со снижением давления на выходе
от 87 кгс/см2 до 8 кгс/см2. Показание
осевого сдвига изменилось с -0,2 мм до -0,147
мм. Уровень вибрации до ограничения подачи
не превышал 2 мм/с. После кавитационного
срыва насоса уровень вибрации скачкообразно
повысился с 2 до 5 мм/с.
С указанным кавитационным
срывом насос работал в течение 20 минут.
При этом показания осевого сдвига изменились
(плавно) от -0,147 до -1,17.
В 17 часов 41 минуту после закрытия задвижки на вход бустерного насоса подача была увеличена, и 2ПТН-А вышел из кавитационного срыва.
При этом уровень вибрации вернулся в исходное положение и составлял примерно 2 мм/с. Осевой сдвиг остался на уровне -1,0333,давление на выходе восстановилось до величины 73 кгс/см2.
2ПТН-А остановлен в 18 часов 30 минут. После останова осевой разбег составил 0,65 мм. Во время останова разборка насоса не проводилась.
С 14.10.03 по 21.10.03 было проведено 4 пуска и останова ПТН. При этом показания прибора осевого сдвига не соответствовало расчётным величинам.
При останове 21.10.03 был вскрыт насос, при вскрытии обнаружены повреждения, описанные в Акте дефектации от 23.10.03.
Вероятной причиной повреждений явилась работа насоса в кавитационном режиме.
Разрушение корпуса подшипниковой опоры на Нижневартовской ГРЭС произошло аналогично разрушению на Сургутской ГРЭС-2.
Усталостная трещина по концентратору напряжений в районе фрезерованного паза для гидростатической подачи конденсата в смазочный слой. Отличием является то, что разрушение в Нижневартовске произошло с дополнительным разрушением мелких фрагментов корпуса подшипника. Бронзовая втулка с лазерным упрочнением разрушена и разделена на несколько фрагментов.
Разрушение пускового подшипника сопровождалось поломкой вала. Разрушение подшипника и вала насоса сопровождалось также и натирами гидропяты и подпятника. Разрушение вала произошло при незначительном уровне вибрации питательного насоса от 2-3 мм/с до 4 мм/с. Так как уровень вибрации был достаточно низок, момент разрушения не был зафиксирован. Разрушение было выявлено только при останове насоса.
По характеру задеваний гидропяты можно предположить, что ротор совершал прецессионное движение с максимальной амплитудой в районе разгрузочного устройства и пускового подшипника.
Проблемы работы насосов в режимах развитой кавитации и работы в двухфазной среде.
Рассмотрим еще раз аварию, произошедшую
на питательных насосах Нижневартовской
ГРЭС. При работе питательного насоса
на частоте вращения 2000 об/мин на линию
рециркуляции с давлением на выходе 87
кгс/см2 и температурой воды 149 0С произошло
внезапное ограничение подачи питательной
воды на вход бустерного насоса ПТН. В
результате чего произошел кавитационный
срыв бустерного насоса. Давление на
выходе бустерного насоса снизилось с
8,4 кгс/см2 до 2,8 кгс/см2, как следствие, произошел
кавитационный срыв 2ПТН-А со снижением
давления на выходе от 87 кгс/см2 до 8 кгс/см2.
Показание осевого сдвига изменилось
с -0,2 до -0,147мм. Уровень вибрации до
ограничения подачи не превышал 2 мм/с.
После кавитационного срыва насоса уровень
вибрации скачкообразно повысился с 2
до 5 мм/с.
Здесь необходимо
отметить, что при срыве насоса (работе
в двухфазной среде) и снижении давления
на выходе насоса происходит следующее:
- практически становятся равными
нулю гидростатические силы в щелевых
уплотнениях (силы Ломакина), поддерживающие
ротор в проточной части насоса;
- работа разгрузочного устройства
становится нестабильной и возможно разрушение
проточной части, при условии, что разгрузочное
устройство представляет собой один из
разновидностей гидропяты.
Для классического
питательного насоса отсутствие гидростатических
подъемных сил в щелевых уплотнениях (силы
Ломакина) не является критическим, так
как ротор в этом случае опирается на масляные
подшипники. Если прогиб ротора не превышает
зазора в уплотнениях проточной части,
то насос может работать в таком состоянии
некоторое время даже без воды.
Использование
в качестве разгрузочного устройства
поршня, аналогичного поршню фирмы “Sulzer”,
насосу не грозит и неустойчивость в осевом
направлении, так как осевой небаланс
в полном объеме воспринимает упорный
подшипник.
С таким разгрузочным
устройством насос может работать в диапазоне
от 10 об/мин и до номинальной частоты вращения,
при полном расчетном давлении начиная
от режима рециркуляции и кончая подачами
при режимах значительных перегрузок,
возможна также работа в режиме кавитации,
В нашем случае,
при работе насоса типа ПН-1500-350-4 конструкции
ОАО «Пролетарский завод» произошло разрушение
пускового подшипника и поломка вала насоса.
Это говорит о том, что пусковой подшипник
в нестационарном режиме (в режиме пуска
или останова, частота вращения 2000 об/мин)
не способен воспринять нагрузку вала
насоса. Пусковой подшипник на водяной
смазке не выполняет свою основную функцию.
В качестве пусковых подшипников работают
щелевые уплотнения проточной части.
В дальнейшем на
ОАО “Пролетарский завод”, в результате
проведения серьезных исследований, были
устранены все указанные недостатки. Применив
опыт зарубежных производителей, была
представлена доработанная конструкция
питательного насоса типа ПН-1500-350-4.[4]
6. Модернизация ПТН
Описание модернизации ПТН
Отличительные конструктивные особенности насоса ПН 1500-350-4М
Насос имеет масляный подшипник скольжения на входе и пусковой подшипник, работающий на подводимом конденсате на выходе насоса. В корпусе пускового подшипника установлено отжимное устройство, также работающее на конденсате, которое предназначено для гарантированного наличия зазора между разгрузочным диском и пятой во время пуска — останова и работы на валоповороте.
Проточная часть с пусковым устройством
ЦЕИР. О67539.004 предназначена для замены
находящихся в эксплуатации проточных
частей питательных насосов ПН 1500-350.
После установки проточной
Проточная часть с пусковым устройством ЦЕИР. О67539.004 имеет ряд существенных конструктивных улучшений по сравнению с предыдущими конструкциями, находящимися в эксплуатации в составе ранее изготовленных питательных насосов ПН 1500-350:
- в проточную часть ЦЕИР .067539.004
введено пусковое устройство, которое
полностью исключило из
- в пусковом устройстве проточной части установлены 3 канала контроля осевого сдвига ИКОП СВКА1-02.06/21.
- исключается возможность
- увеличен диаметр вала под рабочими колесами, а также введены другие улучшения конструкции вала, что позволяет уменьшить статический прогиб вала, а это в свою очередь уменьшает виброактивность насоса и улучшает его работу при пуске, остановке;
- оптимизированы: разворот рабочих
колес и направляющих
- передние уплотнения рабочего колеса выполнены гладкими, щелевыми.
Введение в конструкцию
- улучшается допускаемый
- увеличен кпд питательного насоса до 85% на номинальном режиме;
-уменьшена потребляемая
-уменьшена вибрация
-увеличен срок службы до
-уменьшен расход масла за счет установки пускового подшипника на водяной смазке и в связи с этим произошло улучшение экологичности и повышение пожаробезопасности
- проточная часть ЦЕИР .067539.004 имеет самоцентровку к крышке насоса. Данное конструктивное улучшение достигнуто за счет использования эффекта изгиба крышки насоса при ее закреплении и под действием давления воды в камере нагнетания, что ведет к увеличению ресурса проточной части и улучшению ее виброшумовых характеристик;
- статор выполнен из
- применен 12-ти канальный направляющий
аппарат новой конструкции,
- ротор разборный, позволяющий производить замену рабочих колес без повреждения вала. Сокращена длина посадочного участка рабочего колеса на валу, введена осевая фиксация каждого рабочего колеса на валу;
-рабочее колесо 1 ступени новой
конструкции, что улучшает
-осевое усилие от
Для установки в питательный насос ПН 1500-350 проточной части с пусковым устройством ЦЕИР. О67539.004 вместо проточной части 329714 требуется доработка крышки насоса.
Доработанная крышка позволяет
также собрать питательный
Описание модернизированной проточной части с пусковым устройством и упругой пластинчатой муфты
Проточная часть с пусковым устройством
питательного насоса ПН-1500-350-4М