Разработка технологического процесса восстановления шатуна автомобиля ЗИЛ-130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время авторемонтное производство является достаточно крупной отраслью промышленности, наряду с автомобилестроением призвано удовлетворять растущие потребности народного хозяйства страны в автомобилях, агрегатах, деталях. Благодаря ремонту срок службы автомобилей значительно повышается, а парк автомобилей, участвующих в транспортном процессе, намного увеличивается. Вторичное использование деталей с допустимым износом и восстановление изношенных деталей, узлов и механизмов, способствует успешному решению проблемы снабжения автохозяйств и ремонтных предприятий запасными частями и даёт большую экономию различных материалов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗРАБОТКА И РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 5
1.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 5
1.2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ДЕТАЛИ 5
1.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КОНТРОЛЬ-СОРТИРОВКУ 5
1.4 МАРШРУТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ. 6
1.5. СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТОВ 6
1.6 ПЛАН РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ. 7
1.7. ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ БАЗ 7
1.8. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ, РЕЖУЩЕГО И ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА 8
1.9. РАСЧЁТ ПРИПУСКОВ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ОБРАБОТКУ 10
1.10. РАЗРАБОТКА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 14
1.11. РАСЧЁТ РЕЖИМОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 14
1.11.1. Токарная обработка 14
1.11.2. Железнение 16
1.11.3. Шлифование 16
1.11.4. Хонингование отверстия нижней головки шатуна 16
1.11.5. Растачивание отверстия верхней головки шатуна 17
1.12. ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Файлы: 1 файл

KR_TPiRA_sh_130.doc

— 925.50 Кб (Скачать файл)

3





Министерство  образования

Российской  Федерации

 

Вологодский государственный

технический университет

 

 

 

Факультет: ПМ

 Кафедра:  А и АХ

Дисциплина: ТП и РА

 

 

 

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

Тема: Разработка технологического процесса

 восстановления шатуна автомобиля ЗИЛ-130

 

 

 

 

                                                                          Выполнил: ст. гр. МАХ-53                                                        Блинов С. А.

                                                                        Проверил: Дажин В. Г.

 

 

 

 

г. Вологда

2002 г.

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  авторемонтное производство является достаточно крупной отраслью промышленности, наряду с автомобилестроением призвано удовлетворять растущие потребности народного хозяйства страны в автомобилях, агрегатах, деталях. Благодаря ремонту срок службы автомобилей значительно повышается, а парк автомобилей, участвующих в транспортном процессе, намного увеличивается. Вторичное использование деталей с допустимым износом и восстановление изношенных деталей, узлов и механизмов, способствует успешному решению проблемы снабжения автохозяйств и ремонтных предприятий запасными частями и даёт большую экономию различных материалов.

Основная задача курсовой работы по дисциплине "Основы технологии производства и ремонта автомобилей" является закрепление, углубление и обобщение теоретических знаний, полученных из лекционного курса, а также приобретение навыков  проектирования технологических процессов восстановления деталей автомобиля и пользования ГОСТами, нормативной и другой справочной литературой.

 

  1. РАЗРАБОТКА И РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО                  ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ

1.1. Исходные данные

 

Исходными данными для  разработки технологического процесса являются:

  • рабочий чертёж детали с технологическими требованиями на её изготовление;
  • производственная программа;
  • карта технологических требований на дефектацию детали;
  • каталоги и справочники по используемому оборудованию и технологической оснастке.

1.2. Анализ условий работы детали

 

В процессе работы двигателя  шатуны испытывают значительные знакопеременные нагрузки. При движении поршня во время рабочего хода и такта сжатия шатун сжимается силами давления газов, воспринимаемыми поршнем. Силы инерции поршня стараются оторвать поршень от шатуна, а значит – растянуть шатун. При нормальных условиях работы износа шатуна не происходит. При отсутствии смазки или её низком качестве может произойти схватывание, а в следствии этого – проворачивание верхней втулки или вкладышей, что приводит к задирам нижней и верхней головки шатуна. Износ верхней головки шатуна может происходить из-за частой замены верхней втулки. Шероховатость поверхности отверстий головок шатунов Ra=0,63¸0,40 мкм.

Материал шатуна –  сталь 40 Р, твёрдость материала шатуна НВ 217¸248.

1.3. Технические условия на контроль-сортировку

 

Технические условия  на контроль-сортировку приводятся в  карте технических требований на дефектацию детали. В карте дефектации указаны дефекты, размеры (номинальный, допустимый без ремонта и допустимый для ремонта), а также необходимые технические воздействия. Схема шатуна с указанием мест и значение размеров контроля и дефектовки представлена на чертеже. При контроле детали, поступившей в капитальный ремонт проверяются следующие параметры:

  • уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головки, контролируется шаблоном 184,5 мм, бракуется при размере менее 184,5 мм;
  • изгиб и скручивание шатуна. В случае непараллельности и отклонения от положения более 0,04 мм на длине 100 мм ремонтировать правкой. Браковать при изгибе или скручивании, неисправимых правкой;
  • износ отверстия верхней головки шатуна под втулку. При размере более 29,53 мм производят растачивание до ремонтного размера 29,75+0,023 мм;
  • деформация или износ отверстия нижней головки шатуна. При размере более 69,512 мм ремонтируется.
  • износ торцов нижней головки. Бракуется при размерах менее 28,5 мм. Причины возникновения дефектов указаны в п. 1.2.

1.4. Маршрут восстановления детали

 

Согласно карте дефектации во время капитального ремонта восстанавливаются лишь отверстия верхней и нижней головки и изгиб шатуна. Поэтому маршрут восстановления детали один.

1.5. Способы устранения дефектов

 

Изгиб или скручивание шатуна проверяется  на универсальной установке для  проверки и правки шатунов. Если шатун  имеет недопустимый изгиб, то нужно  не снимая его с прибора править скобой до устранения дефекта. Если шатун скручен, то нужно не снимая его с прибора править при помощи винтового приспособления до устранения скручивания. Далее шатун нагревается в электропечи-ванне до температуры 450¸500 °С, для снятия напряжений, и выдерживается при этой температуре в течении часа, затем охлаждается на воздухе. После ремонта шатун должен удовлетворять следующему условию: параллельность осей отверстий верхней и нижней головки и отклонение от положения их в одной плоскости не более 0,04 мм на длине 100 мм.

Износ отверстия в верхней головки  шатуна устраняется расточкой до ремонтного размера втулки (29,75+0,023 мм) с использованием токарного станка типа 1М61.

Износ отверстия нижней головки  шатуна устраняется железнением  с последующим шлифованием и хонингованием до номинального размера.

Положительными особенностями  этого способа является:

а). Высокая скорость осаждения  металла на поверхность;

б). Возможность ремонта деталей  с износом более 0,15 мм.

Процесс нанесения покрытия включает в себя три группы операций: подготовка деталей, нанесение покрытия, обработка покрытия детали.

Подготовка включает механическую обработку: чистовое растачивание с целью исправления геометрических параметров изношенной поверхности. Далее идёт предварительное обезжиривание с промывкой в проточной воде и анодное травление. Анодное травление способствует повышению прочности сцепления покрытий с восстанавливаемой поверхностью.

Нанесение покрытия осуществляется безванным способом в холодном электролите на асимметричном токе. Обработка детали после железнения включает: промывку деталей в проточной воде, сушку и механическую обработку (шлифование и хонингование до требуемого размера).

1.6. План рациональной последовательности  и содержание технологических  операций

 

При составлении технологического маршрута необходимо учитывать следующие требования:

  • одноимённые операции по всем дефектам маршрута должны быть объединены;
  • каждая последующая операция должна обеспечить сохранность качества работы поверхностей детали, достигнутую при предыдущих операциях;
  • в начале должны идти подготовительные операции, затем восстановительные, кузнечные, слесарно-механические, шлифовальные и доводочные.

План рациональной последовательности принимаем следующий:

1). Моечные операции.

2). Контрольные операции.

3). Слесарно-механическая операция (правка шатуна).

4). Расточная операция (тонкая расточка) отверстия в  верхней головке шатуна под  втулку ремонтного размера.

5). Расточная операция (чистовая расточка отверстия  в нижней головке шатуна для  исправления геометрии).

6). Гальваническая операция (нанесение покрытия на поверхность отверстия в нижней головке шатуна).

7). Шлифовальная операция (шлифовка восстановленного отверстия  до номинального размера с учётом припуска на хонингование).

8). Хонинговальная операция (хонингование отверстия до номинального размера).

9). Контрольная операция.

1.7. Выбор технологических баз

 

Базовые поверхности  следует выбирать с таким расчётом, чтобы при установке и замене деталь не смещалась с приданного местоположения и не деформировалась под воздействием сил резания и усилий закрепления. При выборе баз необходимо учитывать:

  • по возможности выбирать те базы, которые использовались при изготовлении детали;
  • базы должны иметь минимальный износ;
  • базы должны быть жёстко связаны точными размерами с основными поверхностями детали, влияющими на работу в сборочной единице.

При механической обработке  кривошипной головки шатуна базой  является торцовая поверхность кривошипной  головки и отверстие в верхней  головке шатуна (рис. 1.1). При износе этой поверхности она должна быть восстановлена. При правке шатуна используют универсальное приспособление и базовым является отверстие в верхней головке шатуна.

 

Рис. 1.1. Схема базирования

 

При обработке, для того, чтобы лишить шатун подвижности  используют призмы и опору на плоскость базовой поверхностью. При использовании этой схемы обеспечивается достаточная неподвижность детали и отсутствие деформации при закреплении.

1.8. Выбор оборудования, режущего  и измерительного инструмента

 

При выборе оборудования для каждой технологической операции необходимо учитывать назначение обработки, габаритные размеры деталей, размер партии обрабатываемых деталей, расположение обрабатываемых поверхностей, требования к точности и качеству обрабатываемых поверхностей.

Для обработки деталей, восстанавливаемых гальванопокрытиями, чаще всего применяют абразивную обработку.

Для проверки и правки используется универсальное приспособление. Изгиб правится скобой до устранения дефекта, при скручивании шатун  правится при помощи винтового приспособления. Для контроля используют набор щупов 0,01¸0,45 мм.

Для предварительного чистового  растачивания используем токарный станок 1М61 с применением приспособления для центровки нижней головки шатуна. Характеристики станка приведены в табл. 1.1. Для расточки используется расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=60° с пластинами из твёрдого сплава Т15К6. Размеры контролируются индикаторным нутромером с ценой деления 10 мкм и пределами измерений 50¸100 мм.

После восстановления железнением  деталь подвергается абразивной обработке до номинального размера. Для шлифования используется токарный станок 3А228 с использованием шлифовального круга вместо резца и приспособления для центровки нижней головки шатуна.

Таблица 1.1

Краткая характеристика станка 1М61

Характеристика

Единицы

 измерения

Значение

Максимальный диаметр  обрабатываемой детали над станиной

мм

320

Число оборотов шпинделя

об./мин.

12,5¸2000

Подача суппорта:

   

продольная

мм/об.

0,08¸0,19

поперечная

мм/об.

0,04¸0,95

Количество ступеней подач суппорта

-

24

Мощность электродвигателя

кВт

3


Таблица 1.2

Краткая характеристика станка 3А228

Характеристика

Единицы

 измерения

Значение

Диаметр обрабатываемых отверстий:

   

наименьший

мм

20

наибольший

мм

200

Наибольшая длина шлифования

мм

125

Пределы рабочих подач  стола

м/мин

2¸10

Пределы чисел оборотов изделия

об./мин.

180¸1200

Пределы чисел оборотов шлифовального круга

об./мин.

8400¸24400

Пределы поперечных подач  изделия

мм/мин.

0,05¸1,2

Наибольшие размеры  шлифовального круга

мм

80´50

Мощность электродвигателя

квт

8,275


 

При внутреннем шлифовании используют шлифовальный круг типа переключения передач диаметром 50 мм, высотой 30 мм и зернистостью 40¸10, материал круга 4А20СМ28К5/ПСС4015. при контроле отверстия используется нутромер индикаторный, цена деления 10 мкм, пределы измерений 50¸100 мкм.

Информация о работе Разработка технологического процесса восстановления шатуна автомобиля ЗИЛ-130