Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:14, курсовая работа
В настоящее время авторемонтное производство является достаточно крупной отраслью промышленности, наряду с автомобилестроением призвано удовлетворять растущие потребности народного хозяйства страны в автомобилях, агрегатах, деталях. Благодаря ремонту срок службы автомобилей значительно повышается, а парк автомобилей, участвующих в транспортном процессе, намного увеличивается. Вторичное использование деталей с допустимым износом и восстановление изношенных деталей, узлов и механизмов, способствует успешному решению проблемы снабжения автохозяйств и ремонтных предприятий запасными частями и даёт большую экономию различных материалов.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗРАБОТКА И РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 5
1.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 5
1.2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ДЕТАЛИ 5
1.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КОНТРОЛЬ-СОРТИРОВКУ 5
1.4 МАРШРУТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ. 6
1.5. СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТОВ 6
1.6 ПЛАН РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ. 7
1.7. ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ БАЗ 7
1.8. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ, РЕЖУЩЕГО И ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА 8
1.9. РАСЧЁТ ПРИПУСКОВ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ОБРАБОТКУ 10
1.10. РАЗРАБОТКА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 14
1.11. РАСЧЁТ РЕЖИМОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 14
1.11.1. Токарная обработка 14
1.11.2. Железнение 16
1.11.3. Шлифование 16
1.11.4. Хонингование отверстия нижней головки шатуна 16
1.11.5. Растачивание отверстия верхней головки шатуна 17
1.12. ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
При окончательной обработке используется вертикальный хонинговальный станок модели 3Б833. Характеристики станка приведены в табл. 1.3. Хонингование производится брусками АС4125/100-М1-100%, установленными в хонинговальной головке плавающего типа. Контроль обрабатываемой поверхности производится нутромером индикаторным с ценой деления 10 мкм и пределами измерения 50¸100 мкм.
Таблица 1.3
Краткая характеристика станка 3Б833
Характеристика |
Единицы измерения |
Значение |
Наибольший диаметр обрабатываемого отверстия |
мм |
145 |
Наименьший диаметр обрабатываемого отверстия |
мм |
67,5 |
Число оборотов шпинделя |
об./мин. |
155, 400 |
Скорость возвратно- |
мм/мин. |
8,1¸15,5 |
Мощность электродвигателя |
квт |
2,8 |
При точении отверстия верхней головки шатуна используем токарный станок модели 1М61. Данные станка приведены в табл. 1.1. Для расточки используется расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=60° с пластинами из твёрдого сплава Т15К6. Для контроля величины отверстия в верхней головке шатуна пользуемся нутромером индикаторным с ценой деления 10 мкм и пределами измерения 18¸35 мм.
При вспомогательных операциях, связанных с железнением, используем ванны для обезжиривания 10581.04.00.00, ванны для горячей промывки 10581.08.00.00, ванны для холодной промывки 10581.05.00.00. Так как железнение проводим безванным способом, то используем уплотнения.
Для контроля износа торцов
нижней головки используем
После назначения последовательности операций и выбора базовых поверхностей необходимо произвести расчёт толщины наносимого материала при восстановлении детали.
Толщина наносимого на изношенную поверхность слоя металла определяется по формуле:
, (1.1)
где Dизн. – величина износа поверхности детали, мм; zо – общий припуск на обработку.
Величину припуска на обработку поверхности детали после восстановления можно определить двумя способами:
Опытно-статистические данные припусков находятся с помощью таблиц. Расчётно-аналитический метод позволяет определить величину припуска с учётом всех элементов, составляющих припуск. При этом предусматривается, что при каждом технологическом переходе должны быть устранены погрешности, возникающие на нём и погрешности предшествующего перехода. Этими погрешностями могут быть высота неровностей поверхностей, глубина дефектного слоя, пространственные отношения и погрешности установки.
аmin, аmax – заданные размеры, мм;
bmin, bmax – выбраковочные размеры, мм;
сmin, сmax – размеры детали после предварительной механической обработки перед восстановлением, мм;
dmin, dmax – промежуточные размеры, получаемые после черновой механической обработки после восстановления детали, мм;
dа, db, dс, dd, dе – допуски соответственно на размер a, b, c, d, e, мм;
Dmin, Dmax – минимальный и максимальный износ детали, мм;
zmin, zmax, z'min, z'max, z"min, z"max – минимальный и максимальный припуски снимаемые соответственно при предварительной черновой обработке после восстановления детали, чистовой обработке после восстановления, механической обработки перед восстановлением, мм;
hmin, hmax – минимальная и максимальная толщина наращиваемого слоя при восстановлении детали, мм.
Для деталей тел вращения величина минимального припуска определяется по формуле:
, (1.2)
где Rzi-1 – высота микронеровностей на предшествующем переходе; Ti-1 – глубина дефектного слоя на предшествующем переходе; Pi-1 – суммарные пространственные отклонения; eqi – погрешность установки на выполненном технологическом переходе.
Расчёт припусков и толщины восстанавливаемого слоя выполняем в следующей последовательности:
1). Исходя из заданных
и выбракованных размеров
, (1.3)
, (1.4)
где аmin, аmax – заданные размеры, мм; bmin, bmax – выбраковочные размеры детали, мм.
2). Для каждого технологического перехода записывают значение Rz, T, p, e, d. Величины допуска на размер находится по таблицам от класса точности.
Рис. 1.2. Схема графического расположения припусков и
допусков при восстановлении детали
3). После предварительной механической обработке перед восстановлением определяют припуски и предельные размеры детали. Согласно рис. 1.2 получаем:
, (1.5)
, (1.6)
, (1.7)
, (1.8)
Здесь и далее индексы при обозначении Rz, T, p, e, d показывают, с учётом качества каких поверхностей нужно определить значение этих параметров.
4). Определяем припуски на чистовую механическую обработку восстановленной детали и её предельные размеры после черновой обработки:
, (1.9)
, (1.10)
, (1.11)
, (1.12)
5). Определяем припуски
на черновую обработку
, (1.13)
где d – диаметр обрабатываемого отверстия, мм; dотв. – допуск на диаметр обрабатываемого отверстия в зависимости от точности отверстия, мм.
, (1.14)
, (1.15)
, (1.16)
6). Определим толщину
наращиваемого слоя при
, (1.17)
, (1.18)
7). Проверяем правильность расчёта припусков по каждому переходу и толщины восстанавливаемого слоя:
, (1.19)
, (1.20)
, (1.21)
, (1.22)
Последовательность операций при восстановлении размеров отверстия нижней головки шатуна:
1). Чистовое растачивание
с целью исправления
2). Восстановление детали
путём нанесения
3). Предварительная механическая подготовка. Назначаем чистовое шлифование.
4). Окончательная механическая
обработка. Применяем
Определение припуска на механическую обработку отверстия в верхней головке шатуна: верхнюю головку восстанавливаем растачиванием отверстия в верхней головке шатуна до ремонтного размера (29,75+0,023 мм). Выбраковочный размер детали равен 29,53 мм, поэтому припуск принимаем равным 0,22 мм.
Для восстановления отверстия в нижней головке шатуна наибольшее применение получило осталивание (железнение) ванным методом. Сущность процесса состоит в том, что в качестве ванны используется сама деталь. Электролит удерживается в изношенном отверстии при помощи приспособлений с уплотнениями. В качестве источника питания для наносимого покрытия используется растворимые аноды из стали 10, 20.
В настоящее время в производстве широко используется железнение в холодном электролите на асимметричном токе с катодно-анодным соотношением b=8¸10. Для железнения применяется электролит с концентрацией хлористого железа FeCl24H2O – 200 г/л, йодистый калий KI – 20 г/л, HCl – 15 г/л. Температура электролита поддерживается в пределах 50 °С, а плотность тока 50¸60 А/дм.
Технологический процесс железнения включает операции: электрохимическое обезжиривание, анодное травление, железнение, нейтрализацию с последующими промывками после каждой операции. Далее шатуны отправляют в сушку.
При обработке деталей на металлорежущих станках элементами режима обработки является: глубина резания, подача, скорость резания, мощность резания.
Обрабатываем отверстие нижней головки шатуна. Глубина резания t при черновой обработке равна или кратна припуску z на выполняемом технологическом переходе. При чистовой обработке (Ra<2,5) глубина резания принимается в пределах 0,1¸0,4 мм. После назначения глубины резания t=0,1 мм назначаем подачу из числа существующих в характеристике станка S=0,1 мм/об.
Скорость резания v рассчитывается по формуле:
, (1.23)
где Сv, m, xv, yv – коэффициенты и показатели степени, учитывающие условия обработки; Т – период стойкости режущего инструмента; Kv – поправочный коэффициент, учитывающий условия обработки, которые не учтены при выборе Cv.
Период стойкости режущего инструмента Т принимаем равным 60 минутам. Поправочный коэффициент Kv рассчитываем по формуле:
, (1.24)
где Kmv=1,67 – коэффициент, учитывающий механические свойства обрабатываемого материала; Knv=1 – коэффициент, учитывающий состояние поверхности заготовки; Kуv=1 коэффициент, учитывающий главный угол резца в плане; Kу1v=0,9 – коэффициент, учитывающий вспомогательный угол резца в плане; Krv=1 – коэффициент, учитывающий радиус при вершине режущей части резца; Kqv=0,91 – коэффициент, учитывающий размеры державки резца; Kоv=1 – коэффициент, учитывающий вид обработки; Kuv=0,9 – коэффициент, учитывающий вид материала режущей части инструмента.
Определим скорость резания по формуле (1.23):
По расчётному значению скорости резания определяется частота вращения шпинделя с закреплённым резцом:
, (1.25)
где dД – диаметр детали (отверстия), мм.
Максимальная частота вращения шпинделя станка равна 450 об./мин. Принимаем частоту вращения шпинделя, близкую к расчётной n=350 об/мин.
Тогда скорость обработки рассчитывается по формуле:
, (1.26)
Рассчитанные элементы режима резания необходимо проверить по мощности электродвигателя станка. Мощность резания определим по формуле:
, (1.27)
где рz – составляющая силы резания.
, (1.28)
где Срz, xрz, yрz, nрz – коэффициенты и показатели степеней, учитывающие условия обработки; Крz – поправочный коэффициент, учитывающий условия обработки, неучтённые коэффициентом Срz.
, (1.29)
где КMрz=0,68 – коэффициент, учитывающий качество обрабатываемого материала; Кjрz=1 – коэффициент, учитывающий главный угол в плане режущей части инструмента; Кyрz=0,94 – коэффициент, учитывающий передний угол режущей части инструмента; Кpрz=1,1 – коэффициент, учитывающий угол наклона лезвия; КRрz=1 – коэффициент, учитывающий влияние радиуса при вершине резца.
Коэффициент КRрz не учитываем, т.к. сталь резца не быстрорежущая.
Мощность резания, приведённая к валу электродвигателя, должна быть равна или несколько меньше мощности электродвигателя станка.
Условие выполняется: Nр<Nэ
0,23<3.
Информация о работе Разработка технологического процесса восстановления шатуна автомобиля ЗИЛ-130