Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:25, курсовая работа
Целью выполнения данного курсового проекта является приобретение практических навыков по нахождению оптимального варианта организации транспортного процесса на автомобильном транспорте с применением экономико-математического метода линейного программирования для получения максимальной производительности транспортного средства (автомобиля) и минимальной себестоимости перевозок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ 6
1.1 Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети 6
1.2 Решение транспортной задачи методом потенциалов 13
2 РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ 19
2.1 Разработка рациональных маршрутов перевозки методом совмещенных планов 19
2.2 Оптимальное закрепление маршрутов за АТП 25
3 РАСЧЕТ МАРШРУТОВ 28
3.1 Расчет количества подвижного состава и технико-эксплуатационных показателей его работы для разработанных маршрутов 28
3.2 Расчет нерациональных маятниковых маршрутов с целью последующей сравнительной характеристики 45
4 РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО ВАРИАНТА ПЕРЕВОЗОК 60
5 ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР И СХЕМ ГРУЗОПОТОКОВ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Контур может быть четырехугольным, шестиугольным и восьмиугольным и т.д. Если число загруженных клеток более m+n-1, то среди них есть цикл.
Существует несколько методов получения опорного плана - метод северо-западного угла (диагональный) и ряд более эффективных, ускоряющих отыскание оптимального решения, - метод абсолютного двойного предпочтения, метод минимального элемента, метод минимальных разностей, метод Коцига.
Полученный методом
Таблица 1.14 – Начальный опорный план перевозок грузов
Грузоотправитель |
Грузополучатель |
Объем вывоза | |||||||
Б1 |
Б3 |
Б4 |
Б5 | ||||||
А1 |
12 |
26 |
125 14 |
25 19 |
150 | ||||
А2 |
10 |
125 6 |
17 |
8 |
125 | ||||
А3 |
6 |
20 |
15 |
100 10 |
100 | ||||
А4 |
15 |
18 |
30 |
100 8 |
100 | ||||
А5 |
100 4 |
25 9 |
20 |
12 |
125 | ||||
Объем завоза |
100 |
150 |
125 |
225 |
600 |
Далее полученный план перевозок
проверяется на оптимальность. В
таблицу транспортной задачи вводятся
вспомогательные строка и столбец,
в которые заносятся
Основан метод потенциалов на том, что если к расстояниям любой строки (столбца) таблицы прибавить или отнять произвольное одно и тоже число, то оценка оптимальности относительно не изменится. Если, например, от расстояний каждой i-ой строки отнимать число ui и от расстояний каждого j-ого столбца – uj, то тогда относительной оценкой любой клетки ij может служить параметр uij вместо lij, рассчитываемый по формуле:
Потенциал для наиболее загруженной строки таблицы принимается равным нулю и по расстояниям загруженных клеток подбираются потенциалы для других строк и столбцов таблицы таким образом, чтобы соблюдалось условие (1.9), т.е. расстояние в каждой загруженной клетке должно быть равно сумме потенциалов строки и столбца данной клетки. Затем по вычисленным потенциалам строки столбцов определяются значение оценочного параметра uij для каждой незагруженной клетки (не вошедшей в базисный план). Пример расчета приведен в таблице 1.15.
Величина параметра uij характеризует общее увеличение пробега с грузом, достигаемое при включении в план единицы груза по корреспонденции ij по сравнению с рассматриваемым планом.
Если значение оценочного параметра свободной клетки будет меньше нуля uij <0, то это значит, что перераспределение корреспонденций по клеткам таблицы с занесением объема перевозок в такую свободную клетку, называемую потенциальной, уменьшит значение целевой функции.
Отсутствие клеток со значением параметра uij <0, означает, что проверяемый план закрепления потребителей за постановщиками является оптимальным.
Поскольку в нашем случае равенство m+n-1 не выполняется, вводится нуль в незагруженную клетку, в данном случае в клетку (B5, A2). Уточненный план перевозок грузов представлен в таблице 1.15.
Таблица 1.15 – Уточненный план перевозок грузов
Грузоот-прав. |
Грузополучатель |
Объем вывоза |
||||||||
Б1 |
Б3 |
Б4 |
Б5 | |||||||
А1 |
12 |
26 |
125 14 |
25 19 |
150 |
19 | ||||
А2 |
10 |
125 6 |
17 |
0 8 |
125 |
8 | ||||
А3 |
6 |
20 |
15 |
100 10 |
100 |
10 | ||||
А4 |
15 |
18 |
30 |
100 8 |
100 |
8 | ||||
А5 |
100 4 |
25 9 |
20 |
12 |
125 |
11 | ||||
Объем завоза |
100 |
150 |
125 |
225 |
600 |
|||||
-7 |
-2 |
-5 |
0 |
Суммарный холостой пробег
автомобилей для данного плана
перевозок составляет 5400 км. Полученное
решение является оптимальным, так
как все оценки пустых (небазисных)
клеток имеют неотрицательное
По оптимальному сводному плану ездок автомобилей с грузами и оптимальному плану возврата порожних таких же автомобилей (ездок без груза) составляются рациональные маршруты движения подвижного состава при перевозке грузов. Составление рациональных маршрутов возможно двумя способами: методом «таблиц связей» и методом «совмещенных планов». Наиболее широкое применение получил последний из них.
При использовании данного метода в соответствующие клетки таблицы оптимального сводного плана ездок с грузами из таблицы оптимального плана возврата порожних автомобилей переносятся данные, характеризующие количество и направление ездок без груза. Эти цифры необходимо выделить.
В тех клетках полученной таблицы совмещенных планов, где имеются две цифры (выделенная и невыделенная), получаются маятниковые маршруты, количество ездок на которых равно минимуму {Xij, Xji}, где Xij - количество ездок с грузом и Xji – количество ездок без груза. Включенное в маршрут количество ездок с грузом или без груза из дальнейшего рассмотрения исключается.
Когда все маятниковые маршруты найдены, в таблице совмещенных планов строятся четырехугольные, затем шестиугольные и т. д. контуры, все углы которых лежат в загруженных клетках, причем углы в клетках с гружеными ездками должны чередоваться с углами в клетках с порожними ездками. Каждый из полученных контуров составляет маршрут, количество оборотов, на котором определяется наименьшим числом в клетках, соответствующих углам контура.
Применим метод совмещенных планов для данных из таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Совмещенный план гружёных и порожних ездок
Грузоотправители |
Грузополучатели | ||||||
Б1 |
Б3 |
Б4 |
Б5 | ||||
А1 |
125 |
25 | |||||
150 |
|||||||
А2 |
125 |
||||||
125 |
|||||||
А3 |
100 | ||||||
100 | |||||||
А4 |
100 | ||||||
100 |
|||||||
А5 |
100 |
25 |
125 |
Как видно из табл. 2.1, для данных планов перевозок имеется один маятниковый маршрут с обратным порожним пробегом А3Б5-Б5А3 (100 ездок).
С помощью построения контуров образуется 3 рациональных кольцевых маршрута:
Таблица 2.2 – Рациональные кольцевые маршруты
Грузоотправители |
Грузополучатели | ||||||
Б1 |
Б3 |
Б4 |
Б5 | ||||
А1 |
125 |
25 | |||||
150 |
|||||||
А2 |
125 |
||||||
125 |
|||||||
А3 |
100 | ||||||
100 | |||||||
А4 |
100 | ||||||
А5 |
25 |
125 |
Грузоотправители |
Грузополучатели | ||||||
Б1 |
Б3 |
Б4 |
Б5 | ||||
А1 |
125 |
||||||
150 |
|||||||
А2 |
125 |
||||||
125 |
|||||||
А3 |
100 | ||||||
100 | |||||||
А4 |
100 | ||||||
100 |
|||||||
А5 |
100 |
125 |
Грузоотправители |
Грузополучатели | ||||||
Б1 |
Б3 |
Б4 |
Б5 | ||||
А1 |
125 |
25 | |||||
А2 |
|||||||
125 |
|||||||
А3 |
100 | ||||||
100 | |||||||
А4 |
100 | ||||||
100 |
|||||||
А5 |
100 |
25 |
125 |
После того, как получены маршруты движения при перевозке груза условными однотонными автомобилями, разрабатываются схемы маршрутов перевозки грузов с указанием конкретных видов грузов и объемом их перевозки, порожних пробегов от пунктов разгрузки в пункты погрузки. При этом фактическое количество k-го груза Qijk, перевозимого между двумя пунктами, определяется по формуле:
(2.1)
где Xijk – количество ездок автомобилей с k-м грузом между этими пунктами.
Так как между двумя пунктами транспортной сети могут перевозиться несколько видов грузов, то возможен случай, когда будет необходимо маршрут движения разбить на два или более маршрутов перевозки грузов, на каждом участке, которого перевозится один вид груза. Для такого маршрута перевозки грузов должно соблюдаться условие:
(2.2)
Завершается маршрутизация перевозок
грузов решением задачи по оптимальному
закреплению полученных маршрутов
за автотранспортными
Составленные маршруты приведены в таблицах 2.3 и 2.4.
Таблица 2.3. - Маршруты перевозки заданных грузов
№ маршрута |
Наименование маршрута |
∑nоб |
ze |
∑ne |
lгр |
lx |
lобщ |
βм |
М1 |
А3Б5-Б5А3 |
100 |
1 |
100 |
10 |
10 |
20 |
0,5 |
Р1 |
А5Б5-Б5А4-А4Б1-Б1А5 |
100 |
2 |
200 |
27 |
22 |
49 |
0,55 |
Р2 |
А5Б5-Б5А1-А1Б3-Б3А5 |
25 |
2 |
50 |
38 |
42 |
0,5 | |
Р3 |
А1Б3-Б3А2-А2Б4-Б4А1 |
125 |
2 |
250 |
43 |
20 |
63 |
0,68 |
Информация о работе Решение транспортной задачи с помощью метода линейного программирования