Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).
В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
- изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
Введение………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ…….
7
1.1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России……………………………………………..
7
1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России.……………………………………………………………………...
13
ГЛАВА 2. Организация работы по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому в ГУ РА «КЦСОН В Г. Майкопе»……………………………………………….
19
2.1. Анализ деятельности ГУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Майкопе» по социальному обслуживанию на дому пожилых граждан и инвалидов…………………
19
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому………………………………………..
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….………………...
28
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………..
социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ……. |
7 |
1.1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России…………………………………………….. |
7 |
1.2. Формы социального обслуживания пожилых
граждан и инвалидов в России.…………………………………………………………… |
13 |
ГЛАВА 2. Организация работы по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому в ГУ РА «КЦСОН В Г. Майкопе»………………………………………………. |
19 |
2.1. Анализ деятельности
ГУ РА «Комплексный центр |
19 |
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому……………………………………….. |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….…… |
28 |
Список использованных источников
и литературы……………………………………………… |
30 |
Актуальность и постановка проблемы исследования. Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось новыми подходами к решению вопросов психологической адаптации и бытовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите. Особо уязвимой частью населения являются люди преклонного возраста и инвалиды. Их положение усугубляется еще и тем, что изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затруднения адаптации к новым условиям, порождают серьезные социальные проблемы. Доход пожилых людей и инвалидов значительно ниже среднего, а потребности в обслуживании гораздо выше. Когда они живут отдельно от семей или одиноко, а это случается, к сожалению, часто, им бывает трудно справиться с одиночеством, недомоганием, часть из них не может содержать на должном санитарном уровне жилье, нуждается в посторонней помощи.
В последние годы быстрыми темпами увеличивается число одиноких и одиноко проживающих граждан указанной категории и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происходит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных связей, обособления младшего поколения от старшего.
Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудоспособных граждан наряду с существующей системой помещения их в дома-интернаты. Такие формы социального обслуживания включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.
В настоящее время в России функционирует более 1900 центров социального обслуживания населения. Свыше миллиона одиноких пожилых граждан обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. В городе Майкопе Республики Адыгея функционирует комплексный центр социального обслуживания населения, в структуре которого действуют пять отделений социального обслуживания на дому и три специализированных отделения медико-социальной помощи на дому. В них трудятся порядка 110 социальных работников, которые оказывают различные социально-бытовые услуги более 600 подопечным.
Наиболее приоритетной формой социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов является оказание им социально-бытовой помощи на дому. Именно эта форма позволяет продлить жизненную активность пожилых и инвалидов, их способность к самообслуживанию и самостоятельному проживанию в привычных домашних условиях и социальном окружении.
При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, социальных учреждений, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Таким образом, изучение проблем социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов, как одного из направлений деятельности органов социальной защиты населения, становится чрезвычайно необходимым.
Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Предмет исследования – социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов.
Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).
В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
- изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
- изучить опыт работы отделений социальной помощи на дому Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»;
В работе использовались следующие методы исследования: эмпирический метод (анализ документов), теоретический (метод сравнительного анализа).
Теоретическую основу исследования составили, труды отечественных исследователей в области геронтологии (Дмитриева А.В., Степановой М.Ю., Бочарова В.В., Абрамовой Г.С, Красновой О.В., Яцемирской Р.С.), технологий социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (Холостовой Е.И., Павленка Я.Д., Еруслановой Р.И., Зайнышева И.Г., Сотниковой Н.В., Алениковой С.М.), основных направлений развития системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации (Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Киселева С.Г., Кузнецова Г.М., Серякова Л. В., Бондаренко И.Н., Григорьева И.А.).
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие деятельность в области социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, документы и справочные материалы Государственного учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки проблемы социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов.
Практическая значимость работы. Основные положения и результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве информационно-аналитического материала для разработки региональных программ социального обслуживания на дому, а также могут быть использованы центрами социального обслуживания населения для повышения эффективности и модернизации данного направления помощи.
Структура и объем работы. Представленная работа изложена на 31 страницах машинописного текста и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ
Потребность в социальном обслуживании появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность [20, с. 67].
Социальное обслуживание
является относительно самостоятельным
звеном в общей системе социального
обеспечения и социальной защиты. Определенная нормативно-правовая база
организации социального
обслуживания нуждающимся гражданам стала
формироваться в нашей стране в начале
1990-х годов. Начиная с этого времени, появилось
достаточно много нормативных правовых
актов, регулирующих отношения по предоставлению
гражданам социального обслуживания в
различных видах и организацию деятельности
соответствующих служб. Основополагающие
из них — федеральные законы: от 10 декабря
1995 г. «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации» [1],
от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
[2], от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» [4].
В порядке реализации этих федеральных
законов принят ряд подзаконных актов
органами исполнительной власти Российской
Федерации, а в субъектах РФ — законов.
Совокупность всех этих актов составляет
правовую базу — законодательство о социальном
обслуживании; оно включает, следовательно,
как законы и подзаконные акты федерального
уровня, так и законы и подзаконные акты
уровня субъектов РФ.
В последние годы принят
также ряд программных документ
Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной [14, с. 24-25].
Социальное обслуживание определяется в Законе от 10 декабря 1995 г. как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной ситуации. Значит, право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В законе расшифровывается также понятие «трудная жизненная ситуация»: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств (сиротством, безработицей, отсутствием определенного места жительства, малообеспеченностью, одиночеством и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно [1, с. 4-5].
Закон раскрывает также понятие «социальных услуг». Ими считаются действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга — это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.
Социальное обслуживание осуществляется, как указано в законе, специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия — «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары — это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.
Закон от 10 декабря 1995 г. определяет критерии для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб. Они различны. Для граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — это низкий среднедушевой доход, ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают.
Для тех, кто находится в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадали в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, критерии малообеспеченности не установлены, им бесплатное социальное обслуживание должно предоставляться независимо от указанного выше условия (низкий среднедушевой доход). Также независимо от критерия малообеспечения предоставляется социальное обслуживание несовершеннолетним детям [1, с. 6].
Информация о работе Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов