Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).
В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
- изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ…….
7
1.1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России……………………………………………..
7
1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России.……………………………………………………………………...
13
ГЛАВА 2. Организация работы по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому в ГУ РА «КЦСОН В Г. Майкопе»……………………………………………….
19
2.1. Анализ деятельности ГУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Майкопе» по социальному обслуживанию на дому пожилых граждан и инвалидов…………………
19
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому………………………………………..
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….………………...
28
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

соц обслуж пожилых и инвалидов.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

социальное  обслуживание на дому пожилых граждан  и инвалидов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ…….

7

1.1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России……………………………………………..

 7

1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России.……………………………………………………………………...

13

ГЛАВА 2. Организация работы по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому в ГУ РА «КЦСОН В Г. Майкопе»……………………………………………….

 19

2.1. Анализ деятельности  ГУ РА «Комплексный центр социального  обслуживания населения в городе  Майкопе» по социальному обслуживанию  на дому  пожилых граждан и  инвалидов…………………

 19

2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому………………………………………..

 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….………………...

 28

Список использованных источников и литературы……………………………………………………………..

 30


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  и постановка проблемы исследования. Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось новыми подходами к решению вопросов психологической адаптации и бытовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите. Особо уязвимой частью населения являются люди преклонного возраста и инвалиды. Их положение усугубляется еще и тем, что изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затруднения адаптации к новым условиям, порождают серьезные социальные проблемы. Доход пожилых людей и инвалидов значительно ниже среднего, а потребности в обслуживании гораздо выше. Когда они живут отдельно от семей или одиноко, а это случается, к сожалению, часто, им бывает трудно справиться с одиночеством, недомоганием, часть из них не может содержать на должном санитарном уровне жилье, нуждается в посторонней помощи.

В последние годы быстрыми темпами увеличивается число  одиноких и одиноко проживающих граждан указанной категории и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происходит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных связей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило  основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудоспособных граждан наряду с  существующей системой помещения их в дома-интернаты. Такие формы социального обслуживания включая медицинскую, бытовую, досуговую,  психологическую и другие виды помощи предоставляют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

В настоящее время в России функционирует более 1900 центров социального обслуживания населения. Свыше миллиона одиноких пожилых граждан обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. В городе Майкопе Республики Адыгея функционирует комплексный центр социального обслуживания населения, в структуре которого действуют пять отделений социального обслуживания на дому и три специализированных отделения медико-социальной помощи на дому. В них трудятся порядка 110 социальных работников, которые оказывают различные социально-бытовые услуги более 600 подопечным.

Наиболее приоритетной формой социального обслуживания пожилых  граждан и инвалидов является оказание им социально-бытовой помощи на дому. Именно эта форма позволяет продлить жизненную активность пожилых и инвалидов, их способность к самообслуживанию и самостоятельному проживанию в привычных домашних условиях и социальном окружении.

При соответствующем  отношении к пожилым людям со стороны государства, социальных учреждений, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Таким образом, изучение проблем социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов, как одного из направлений деятельности органов социальной защиты населения, становится чрезвычайно необходимым.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

Предмет исследования – социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов.

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).

В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:

- рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;

- изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;

- изучить опыт работы отделений социальной помощи на дому Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»;

В работе использовались следующие методы исследования: эмпирический метод (анализ документов), теоретический (метод сравнительного анализа).

Теоретическую основу исследования составили, труды отечественных исследователей в области геронтологии (Дмитриева А.В., Степановой М.Ю., Бочарова В.В., Абрамовой Г.С, Красновой О.В., Яцемирской Р.С.), технологий социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (Холостовой Е.И., Павленка Я.Д., Еруслановой Р.И., Зайнышева И.Г., Сотниковой Н.В., Алениковой С.М.), основных направлений развития системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в  Российской Федерации (Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Киселева С.Г., Кузнецова Г.М., Серякова Л. В., Бондаренко И.Н., Григорьева И.А.).

Эмпирическую  базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие деятельность в области социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, документы и справочные материалы Государственного учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе».

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки проблемы социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов.

Практическая  значимость работы. Основные положения и результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве информационно-аналитического материала для разработки региональных программ социального обслуживания на дому, а также могут быть использованы центрами социального обслуживания населения для повышения эффективности и модернизации данного направления помощи.

Структура и объем работы. Представленная работа изложена на 31 страницах машинописного текста и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и  литературы.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ

 

    1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России

 

Потребность в социальном обслуживании появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность [20, с. 67].

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным  звеном в общей системе социального  обеспечения и социальной защиты. Определенная нормативно-правовая база организации социального 
обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. Начиная с этого времени, появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них — федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1], от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [2], от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4]. В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации, а в субъектах РФ — законов. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы и подзаконные акты уровня субъектов РФ.

В последние годы принят также ряд программных документов, касающихся намерений Правительства РФ в сфере социального обслуживания, — комплексная программа о социальной поддержке инвалидов и т.д. Воплощение их в жизнь — сравнительно отдаленная перспектива, связанная прежде всего с преодолением затянувшейся кризисной социально-экономической ситуации в стране.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной [14, с. 24-25].

Социальное обслуживание определяется в Законе от 10 декабря 1995 г. как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной ситуации. Значит, право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В законе расшифровывается также понятие «трудная жизненная  ситуация»: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств (сиротством, безработицей, отсутствием определенного места жительства, малообеспеченностью, одиночеством и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно [1, с. 4-5].

Закон раскрывает также понятие «социальных услуг». Ими считаются действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга — это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.

Социальное обслуживание осуществляется, как указано в  законе, специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия — «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары — это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

Закон от 10 декабря 1995 г. определяет критерии для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб. Они различны. Для граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — это низкий среднедушевой доход, ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают.

Для тех, кто находится  в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадали в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, критерии малообеспеченности не установлены, им бесплатное социальное обслуживание должно предоставляться независимо от указанного выше условия (низкий среднедушевой доход). Также независимо от критерия малообеспечения предоставляется социальное обслуживание несовершеннолетним детям [1, с. 6].

Информация о работе Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов