Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).
В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
- изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ…….
7
1.1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России……………………………………………..
7
1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России.……………………………………………………………………...
13
ГЛАВА 2. Организация работы по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому в ГУ РА «КЦСОН В Г. Майкопе»……………………………………………….
19
2.1. Анализ деятельности ГУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Майкопе» по социальному обслуживанию на дому пожилых граждан и инвалидов…………………
19
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому………………………………………..
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….………………...
28
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

соц обслуж пожилых и инвалидов.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Республиканская система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представлена 9 государственными учреждениями социального обслуживания — центрами социального обслуживания населения ( по одному в каждом городе и районе), которые объединяют 69 отделений социального обслуживания на дому, 8 отделений срочной социальной помощи, 3 отделения социально-медицинского обслуживания на дому, 5 отделений дневного пребывания. Численность обслуживаемых центрами граждан составляет свыше 17 000 человек.

Предоставление социальных услуг на дому остается самой востребованной и максимально приближенной к нуждам пожилых людей и инвалидов формой работы.

Примером организации  социального обслуживания на дому может  служить Государственное учреждение Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Майкопе», в котором функционируют 5 отделений социальной помощи на дому и 3 специализированных отделения медико-социальной помощи на дому. В них трудятся порядка 110 социальных работников, которые оказывают различные социально-бытовые услуги более 600 подопечным. За I квартал 2009 года различные социальные услуги на дому в  городе Майкопе получили 893 человека, продолжая жить в привычных домашних условиях.

Сотрудники  отделений осуществляют постоянное или временное социально-бытовое обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. Сущность этой формы обслуживания пожилых людей состоит в том, что нуждающиеся в такой помощи получают ее у себя дома, то есть, продолжая жить в привычных домашних условиях, не меняя прежнего образа жизни. Благодаря этой форме обслуживания сразу решаются две проблемы: во-первых, сокращается потребность в местах в домах-интернатах, во-вторых, и это, пожалуй, главное – создаются реальные предпосылки для того, чтобы одинокие пожилые люди не расставались со своим домом.

Основными направлениями  деятельности отделений являются:

- оказание социально-бытового  обслуживания и помощи пенсионерам  и инвалидам на дому;

- поддержание условий проживания  в соответствии с гигиеническими требованиями;

- оказание санитарно-гигиенических  услуг;

- организация лечебно-оздоровительных  мероприятий;

- содействие  в организации юридической помощи  и иных правовых услуг.

Основные социально-бытовые услуги, оказываемые отделениями:

- помощь в приготовлении  пищи;

-доставка на дом  продуктов питания, промышленных  товаров первой необходимости,  медикаментов, благотворительной и  других видов помощи;

- оплата жилья, коммунальных  и других услуг;

- сдача и доставка вещей и предметов в стирку, химчистку, ремонт;

- содействие  в получении медицинской и  протезно-ортопедической помощи;

- организация предоставления  пенсионерам и инвалидам различных  услуг учреждениями и предприятиями  торговли, общественного питания, здравоохранения, нотариальных учреждений;

- содействие в организации  ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков [21, с. 5].

В решении  вопросов социально-бытового обслуживания на дому пожилых людей и инвалидов основное значение имеют выявление и учет нуждающихся в этой помощи. Надомным обслуживанием, в основном, охвачены престарелые, не имеющие детей и близких или проживающие отдельно от них, а также супружеские пары преклонного возраста.

Необходимо  учитывать, что контингент одиноких нетрудоспособных граждан чрезвычайно разнообразен по возрасту, состоянию здоровья и связанной с ним способностью к самообслуживанию и остаточной трудоспособностью, по материально-бытовым условиям, наличию социальных связей и т.д. Знание психофизиологических особенностей контингента лиц, нуждающихся в социальных услугах, их материально-бытовых условий способствует целенаправленной организации их обслуживания работниками отделений социальной помощи на дому с учетом индивидуальных потребностей граждан преклонного возраста.

Работа по выявлению пожилых людей, нуждающихся  в помощи на дому, проводится с широким  привлечением общественности. В выявлении  таких граждан оказывают помощь больницы, домоуправления, а также  соседи, друзья и знакомые.

При оказании социальной помощи на дому социальному работнику приходится решать самый широкий спектр вопросов, контактируя при этом с различными предприятиями и организациями города.

Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер  по оказанию социальной помощи пожилым людям имеет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения способов обработки информации в данной области. Основные из этих факторов:

  • постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по социальной защите населения;
  • высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации, как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты овладеть правилами ее практического применения;
  • потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная помощь);
  • потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимум и целевые программы;
  • постоянное изменение характера задач, стоящих перед специалистами по социальной работе, оперативное выполнение ими новых сложных функций;
  • интенсивная компьютеризация различных сфер управленческой деятельности, позволяющая создавать интегрированные системы, обеспечивающие всем их пользователям оперативный доступ к распределенным базам данных, оперативную обработку больших массивов информации и выдачу результатов в удобном пользователю виде.  

Информационная система в первую очередь является автоматизированной системой управления. На ее основе создаются регистры социально-незащищенного населения, позволяющие наладить полный учет всех видов льгот и выплат конкретному физическому лицу и перейти к системе адресной социальной помощи не на словах, а на деле. На основе данного регистра можно внедрять новые технологии безналичной оплаты льгот и выплат, что позволяет резко повысить производительность всей системы социального обслуживания населения [15, с. 32-33].

В отделе по организации  социального обслуживания ведется  база данных граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и состоящих на обслуживании в Комплексном центре. В карточке указываются данные граждан, влияющие на очередность их принятия на обслуживание: льготные категории, дата обращения, степень самообслуживания. В акте МБО (материально-бытового обследования) указывается санитарно-гигиеническое состояние жилья, приводятся сведения о родственниках или иных лицах, оказывающих содействие гражданину в обеспечении его жизнедеятельности. Фиксируются фамилии специалистов, проводивших обследование, и дата обследования. При принятии и снятии с обслуживания в строке «Способ обслуживания» ставится отметка: «На обслуживании» или «Снят».  База данных позволяет специалистам отдела по организации социального обслуживания оперативно получать необходимую информацию о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании и состоящих на обслуживании в Комплексном центре. Возможно также проведение автоматизированной выборки по дате обращения, категориям, способу обслуживания или иным требуемым условиям. Предусмотрена возможность распечатки данных для их использования и хранения в бумажной форме. Применение базы данных позволяет рационализировать рабочий процесс, эффективно использовать трудовые ресурсы[15; с. 35].

Таким образом, приоритетной формой социальной помощи пожилым людям  в нестационарных условиях является предоставление им социально-бытовых  услуг на дому. Сущность данного вида обслуживания пожилых людей и инвалидов состоит в том, что нуждающиеся в такой помощи получают ее у себя дома, то есть, продолжая жить в привычных домашних условиях, не меняя прежнего образа жизни. Благодаря этой форме обслуживания сразу решаются две проблемы: во-первых, сокращается потребность в местах в домах-интернатах, во-вторых, и это, пожалуй, главное – создаются реальные предпосылки для того, чтобы одинокие пожилые люди не расставались со своим домом. Поэтому, эта форма обслуживания, по-прежнему, остается самой востребованной и экономически выгодной.

 

2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому

 

Повышение эффективности  социального обслуживания на дому может  быть достигнуто за счет оптимизации  и усовершенствования самого процесса его организации, осуществляемого специалистами по социальной работе. А также, за счет повышения качества работы непосредственных исполнителей, то есть полевых социальных работников. Нами были разработаны рекомендации, которые могут помочь им в этом процессе.

Рекомендации по планированию ухода за пожилыми гражданами и инвалидами (для специалистов по социальной работе).

Основанием для разработки рекомендаций послужил процесс планирования ухода, который является основой организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому.

Цель планирования ухода – обеспечение комплексного и адекватного ухода клиентам путем всестороннего согласования методов и ресурсов.

Важным аспектом в  процессе определения форм предоставления пожилым гражданам персонального ухода является оценка их индивидуальных потребностей в обслуживании, основанная на анализе физического и психо-эмоционального состояния. Ее необходимо проводить до принятия человека на обслуживание (кроме экстренных случаев). Оценка должна быть в большей степени нацелена на потребности клиентов, нежели на сами услуги. Кроме того, необходимо регулярно проводить переоценку потребностей клиентов в форме обслуживания, что связано с изменениями, происходящими в их  состоянии. 

Результатом оценки, ориентированной на потребности, является правильный и полноценный подбор форм обслуживания, произведенный с учетом физического и психо-эмоционального состояния клиентов, а также их индивидуальных потребностей в уходе.

Процесс планирования ухода состоит из трех этапов. На первом этапе происходит выявление потребностей клиентов в персональном углубленном обслуживании – заполняется форма оценки потребности в социальном обслуживании и персональном уходе. Второй этап – это собственно планирование ухода. На этом этапе специалист по социальной работе на основе выявленных потребностей клиентов составляет для каждого индивидуальный план ухода, который содержит согласованный перечень услуг и план-график предоставления услуг (с указанием времени). На основе индивидуального плана социальные работники планируют свою деятельность по оказанию услуг клиентам, нуждающимся в персональном углубленном уходе. Для удобства был разработан ежедневник социального работника, в котором они в хронологическом порядке записывают все услуги и фамилии клиентов, которым необходимо оказать эти услуги. Третьим этапом планирования ухода является непосредственное осуществление ухода в соответствии с индивидуальным планом. Для контроля этого процесса был разработан журнал регистрации оказываемых услуг.

Основные принципы планирования ухода:

-  удовлетворение потребностей клиента в соответствии с его выбором;

- деятельность сотрудников учреждения в целях защиты интересов подопечных;

- четкая постановка достижимых краткосрочных и долгосрочных целей обслуживания;

-  своевременный анализ результатов предоставления ухода;

- своевременное определение и ликвидация возможных барьеров, негативно влияющих на достижение цели ухода;

- согласование сроков пересмотра плана ухода.

Рекомендации по уходу за пожилыми гражданами и инвалидами (для полевых социальных работников).

Основанием для разработки рекомендаций послужил процесс непосредственного ухода за клиентом, оказываемый социальными работниками.

Уход за больным человеком  – это наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем здоровья в условиях изменяющейся окружающей среды.

Под уходом понимают комплекс гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на сохранение здоровья, облегчения страданий при болезни, скорейшее выздоровление и предупреждение осложнений.

Сотрудникам необходимо помогать своим подопечным в поддержании  их самооценки на должном уровне, а  также в сохранении чувства собственного достоинства. Оказывая помощь, необходимо понимать чувства клиентов и учитывать их ожидания.

Следует помнить о  том, что даже самые простые действия могут отнимать у подопечных много времени. Не нужно торопить клиентов, а всячески подбадривать и поощрять их попытки к самостоятельным действиям.

В работе с подопечными социальным работникам требуется терпение и установка на необходимость предоставления им возможности действовать в привычном темпе.

Состояние инвалидности может наступить внезапно, например, после паралича, падения и т.д. Поначалу возможна полная зависимость подопечного от других людей, невозможность обслуживать себя самостоятельно. Вследствие чего, могут развиться страх, депрессия, гнев, а в результате - «уход человека в себя». На данном этапе социальному работнику следует оказывать клиенту помощь, основываясь на медицинские предписания. Необходимо понимать, что происходит с подопечным, и поддерживать его не только физически, но и эмоционально. Сотрудники также должны помнить, что в процессе ухода за клиентами с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению необходимо так использовать свои навыки, чтобы помочь им, по мере возможности,  восстановить физическую независимость.

Информация о работе Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов