Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).
В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
- изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
Введение………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ…….
7
1.1. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России……………………………………………..
7
1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России.……………………………………………………………………...
13
ГЛАВА 2. Организация работы по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в отделениях социальной помощи на дому в ГУ РА «КЦСОН В Г. Майкопе»……………………………………………….
19
2.1. Анализ деятельности ГУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Майкопе» по социальному обслуживанию на дому пожилых граждан и инвалидов…………………
19
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социального обслуживания на дому………………………………………..
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….………………...
28
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………..
Что касается платных социальных услуг в государственной системе социального обслуживания, то они оказываются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это является его компетенцией.
Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности, в том числе муниципальной, устанавливаются этими службами самостоятельно.
Социальные услуги предоставляются обычно в натуральной форме — путем предоставления конкретных видов социального обслуживания. В виде денежных средств может оказываться лишь единовременная материальная помощь.
В Законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» несколько иначе очерчен круг граждан, имеющих право на социальное обслуживание. Это граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению [2, с. 4].
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законом. В законах по-разному перечислены основные виды социального обслуживания, указано также, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. Они определяют основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Утверждаются стандарты Правительством РФ, их требования обязательны для всех социальных служб, действующих на всей территории России, независимо от форм собственности [9-10].
Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам из числа инвалидов и граждан преклонного возраста, которые частично утратили способность к самообслуживанию. В Законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» перечислены социальные услуги, которые предоставляются таким гражданам. Это организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги.
Правительство утвердило Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Все эти социальные услуги, в том числе и социальное обслуживание на дому, предоставляются бесплатно или на условиях частичной либо полной их оплаты.
Бесплатно получают социальное обслуживание три категории граждан пенсионного возраста и инвалидов: одинокие, в том числе супружеские пары, получающие пенсию в размере (с учетом всех надбавок и ее повышения в соответствующих случаях) ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; имеющие родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход при том же условии, касающемся размера их пенсии; проживающие в семьях, среднедушевой доход в которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
На условиях частичной оплаты социальное обслуживание предоставляется первым двум категориям граждан, если общий размер их пенсии составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, а третьей — если среднедушевой доход в семье составляет от 100 до 150% прожиточного минимума.
Правительством определен также предел ежемесячной частичной оплаты. Для граждан, которым предоставляется социальное обслуживание на дому, он составляет для первых двух категорий граждан 25% от разницы между общей суммой получаемой пенсии и прожиточным минимумом, а для третьей — 25% от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.
Дополнительным видом услуг является социально-медицинское обслуживание. Оно осуществляется на дому в отношении граждан, нуждающихся в надомных социальных услугах, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями организаций социального обслуживания, к работе в которых привлекаются соответствующие медицинские работники [12, с. 467-469].
Таким образом, законодательство о социальном обслуживании, его нормативно-правовую базу составляет ряд основополагающих актов, регулирующих общественные отношения в сфере социального обслуживания. Оно также включает как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации. Массив правовых предписаний, регулирующих систему организации социального обслуживания, достаточно велик и интенсивно пополняется в результате активного процесса правотворчества.
1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России
Социальное обслуживание призвано обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов как особых социальных групп населения, сформировать благоприятную атмосферу для достойного поддержания их возможностей путем создания сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения.
Социальная работа направлена на выявление положительного потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов, которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в России представлено различными формами, по мере возможности учитываются потребности данных категорий граждан в разных видах социальных услуг [16, с. 243].
В настоящее время в России функционирует более 1900 центров социального обслуживания населения. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров. В результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность. Они имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания.
Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах; содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечения топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок; помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений и т.д. [11, с. 15].
Свыше миллиона одиноких
пожилых обслуживают в
Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.
Другая форма работы
– отделения дневного пребывания,
в которых пожилым людям
Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.
Главная задача службы срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остро нуждающимся. Основные направления этой деятельности: обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами питания; оказание денежной и вещевой помощи; направление в медико-социальные отделения; оказание бытовой, юридической и психологической помощи; содействие в прописке и трудоустройстве; организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря; создание кассы взаимопомощи и др. [19, с. 168-169].
Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе Центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одиноко проживающие пенсионеры, частично или совсем утратившие мобильность и способность к самообслуживанию. Так, различными услугами служб срочной социальной помощи ежегодно пользуются от 6 до 7 млн. человек.
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. На 01.01.2001 г. в системе социальной защиты населения Российской Федерации функционировало 1032 стационарных учреждения социального обслуживания почти на 230 тыс. мест, в которых проживало около 240 тыс. престарелых и инвалидов, из них 33,5% находились на постоянном постельном режиме. Однако до сих пор не удается ликвидировать очередность на помещение граждан пожилого возраста в эти учреждения, которая в настоящее время составляет свыше 17 тыс. человек.
В России престарелым
и инвалидам, проживающим в домах-
Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут годами. От вместимости учреждения, расположения, планировки, обстановки, отношения персонала, организации культурных мероприятий, медицинской помощи, степени контактов пожилых людей с внешним миром и др. зависит состояние их физического и психического здоровья.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.
В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденным Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 г., этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Основная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные жилые дома для одиноких людей и супружеских пар – это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также решению целого комплекса социальных проблем престарелых граждан. В настоящее время в России открыто таких домов свыше 100, в них проживает более 8 тыс. человек [18, с. 55-56].
Таким образом, инфраструктура системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации сочетает стационарные, полустационарные и нестационарные формы социального обслуживания. Данная система работает устойчиво, но следует отметить нехватку подобных учреждений и далеко не полный учет индивидуальных потребностей пожилых людей при предоставлении социальных услуг.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ В «КЦСОН
В ГОРОДЕ МАЙКОПЕ»
2.1. Анализ деятельности
ГУ РА «Комплексный центр
В настоящее время в Республике Адыгея сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. Открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы.
Информация о работе Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов