Структурный анализ, проектирование, кинематический и силовой расчет кривошипно-ползунного механизма двигателя внутреннего сгорания с V- о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Выполнить структурный анализ, проектирование, кинематический и силовой расчет кривошипно-ползунного механизма. Кинематическая схема кривошипно-ползунного механизма V-образного двигателя внутреннего сгорания показана на рис. I, а в табл. I приведены исходные данные для расчета 7-го варианта. На схеме обозначено: 1 - кривошип, 2,4 — шатуны, 3,5— поршни (ползуны), 6 - неподвижная часть механизма - стойка. Стрелкой показано направление угловой скорости ω1 .Точки S2, S4 - центры масс шатунов. Длины шатунов одинаковы, т.е. l АВ = l АС. В цилиндре В рабочий ход, в цилиндре С—выпуск, Р5 = О. При силовом расчете вес звеньев G2 = G4 = G3 = G5 = 0 (не учитывать).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 18 вариант.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

  где VС - скорость точки С,

        VА - скорость точки А,

     


  VСА - скорость вращения точки С вокруг точки А, в плоском движении.

Из точки а (конец вектора  скорости точки А) строим прямую, перпендикулярную шатуну АС (скорость VСА перпендикулярна шатуну АС).

  1. На пересечении направлений получаем точку с. Отрезок pVс определяет скорость точки С в масштабе mV. Отрезок aс определяет скорость вращения точки С вокруг точки А в плоском движении.
  2. Для определения скоростей центров масс шатунов S2 и S4 воспользуемся теоремой подобия (Всякая жесткая фигура на схеме механизма имеет себе подобную на плане скоростей и плане ускорений при том же направлении обхода контура). Измеряем отрезок ab и откладываем на нем от точки а величину, равную 0,33 · аb= 0,33 · 60 = 19,8 мм. (lAS2 / lAB = 0,33 по исходным данным). Получаем точку s2. Отрезок pVs2 определяет скорость точки S2 в масштабе mV. Измеряем отрезок ac и откладываем на нем от точки а величину, равную 0,33 · ас = 0,33 · 60 = 19,8 мм. (lAS4 / lAB = 0,33 по исходным данным). Получаем точку s4. Отрезок pVs4 определяет скорость точки S4 в масштабе mV.

 

3.1.2 Определение линейных  и угловых скоростей.

VA = 12,46 м/с (определена выше);

VВ = pVb / mV = 70 / 6,58= 10,6 м/с (pVb = 70 мм - измерено на чертеже);

VC = pVc / mV = 70 / 6,58= 10,6 м/с (pVс = 70 мм -  измерено на чертеже);

VS2 = pVs2 / mV = 74 / 6,58= 11,2 м/с (pVs2  = 74 мм -  измерено на чертеже);

VS4 = pVs4 / mV = 74 / 6,58= 11,2 м/с (pVs4 = 74 мм -  измерено на чертеже);

w1 = 355,9 рад/с (определена выше);

w2 = VBA / lBA = ab / (mV · lBA) = 60 / (6,58 · 0,1207) = 75,5 рад/c (ab = 60 мм - измерено на чертеже);

w4 = VCA / lCA = ac / (mV · lCA) = 60 / (6,58 · 0,1207) = 75,5 рад/c (aс = 60 мм -  измерено на чертеже);

 

 

3.1.3 Построение планов  скоростей для  “мертвых”  положений механизма j = 00.

  1. Строим полюс скоростей pV.
  2. Откладываем направление и величину (в масштабе) скорости VA = 12,46 м/с, найденной выше. Направление изменилось, т.к. изменилось положение механизма.
  3. Строим направления скоростей VB и VBA. Они в данном случае имеют одинаковое направление, поэтому не пересекаются и скорость точки В равна нулю.
  4. Строим направления скоростей VC и VCA. Они пересекаются в точке с, их значения определяются по плану скоростей.
  5. В соответствии с теоремой подобия для нахождения скоростей точек S2 и S4 нужно отложить от точки а величины равные (0,33 · ab = 27мм)  и (0,33 · ac = 0 мм) соответственно. Учитывая ab = 82 мм, ac = 0 мм по чертежу.

          

 

 3.1.4 Определение линейных и угловых скоростей.

VA = 12,46 м/с (определена выше);

VВ = 0 (точки pV и b совпадают);

VC =pc/mV = 82/6,58=12,46 м/с (pc = ра= 82 мм);

VS2 = pVs2 / mV = 55/6,58 = 8,35 м/с (pVs2 = 55 мм - измерено на чертеже);

VS4 = pVs4 / mV = 82/6,58= 12,46 м/с (pVs4 = ра = 82 мм - точки S4 и a совпадают);

w1 = 355,9 рад/с (определена выше);

w2 = VBA / lBA = ab / (mV · lBA) = 82 / (6,58 · 0,1207) = 103,2 рад/c (VBA = VA);

w4 = 0  (точки а и с совпадают).

План скоростей для  второго мертвого положения (j1 = 1800) строится аналогично и все скорости будут иметь такие же значения, но противоположные направления.

 

 

3.2 Определение ускорений методом планов ускорений.

3.2.1 Построение  плана ускорений для угла поворота j = 450

  1. Строим полюс ускорений pa в произвольном месте.(см. приложение 3).
  2. Определяем ускорение точки А. Точка А совершает вращательное движение вокруг неподвижной оси Оz. Ускорение точки А складывается из двух составляющих: нормального ускорения точки А и касательного ускорения точки

А: аА = аАn + aAt (векторно). Поскольку в исходных данных дано то, что кривошип вращается равномерно с частотой n = 3400 об/мин( ω1 = const), то касательное ускорение точки А равно нулю и полное ускорение точки А: аА = аАn = w12 · lОА = 355,92 · 0,035 = 4433,27 м/с2.

  1. Так как кривошип - самое быстроходное звено, масштаб выбираем исходя из величины ускорения точки а. Пусть величина скорости точки А в масштабе будет 82 мм. Тогда масштаб определяется mа = 82 /4433,27 = 0,0185 мм/м/с2. Ускорение точки А направлено так же как и нормальное (центростремительное) ускорение точки А, т.е. к центру вращения - из точки А в точку О. Строим отрезок 80 мм в данном направлении и получаем точку а на плане скоростей.
  2. Движение точки В можно рассматривать как прямолинейное поступательное движение с ползуном В вдоль направляющей ползуна. Тогда ускорение точки В направлено вдоль направляющей ползуна В. Откладываем на плане ускорений это направление.
  3. Движение точки В можно рассматривать как плоское движение с шатуном АВ. Тогда ускорение точки В находится так: aB = aA + aВАn + аВАt (векторно), где aB - ускорение точки В, aA - ускорение точки А, aВАn - нормальное ускорение вращения точки В вокруг точки А в плоском движении, аВАt - касательное ускорение вращения точки В вокруг точки А в плоском движении. аВАn =vba2/lАВ = 9.22 / 0,1207 = 701.2 м/с2. Откладываем величину в масштабе: 701,2·0,0185=13 мм. Нормальное (центростремительное) ускорение направлено к центру вращения, т.е. из точи В в точку А. Строим найденный вектор из точки а с учетом масштаба. Из конца полученного вектора строим направление аВАt (касательного ускорения вращения В вокруг А).
  4. Движение точки С можно рассматривать как прямолинейное поступательное движение с ползуном С вдоль направляющей ползуна. Тогда ускорение точки С направлено вдоль направляющей ползуна С. Откладываем на плане ускорений это направление.
  5. Движение точки С можно рассматривать как плоское движение с шатуном АС. Тогда ускорение точки С находится так: aС = aA + aСАn + аСАt (векторно), где aС – ускорение точки С, aA - ускорение точки А, aСАn - нормальное ускорение вращения точки С вокруг точки А в плоском движении, аСАt - касательное ускорение вращения точки С вокруг точки А в плоском движении. аСАn = vca2 / lАС = 9.22 / 0,1207 = 701.2 м/с2. Откладываем величину в масштабе: 701,2·0,0185 = 13 мм. Нормальное (центростремительное) ускорение направлено к центру вращения, т.е. из точи С в точку А. Строим найденный вектор из точки а с учетом масштаба. Из конца полученного вектора строим направление аСАt (касательного ускорения вращения С вокруг А).
  6. Для нахождения ускорений центров масс шатунов воспользуемся теоремой подобия. Проведем на плане ускорений линию, соединяющую точки а и b и линию, соединяющую точки а и с. На этих линиях отложим 0,28 длины линии в направлении от точки а и получим точки s2 и s4:  аs2 = 0,33 · аb = 0,33 · 58 = 19мм , аs4 = 0,33 · ас = 0,33 · 58 = 19 мм. Соединим эти точки с полюсом и получим ускорения центров масс шатунов.

 

3.2.2 Определение линейных  и угловых ускорений.

аA = 3868,7 м/с2 (определено выше);

аВ = pAb / mА = 57 / 0,0185 = 3081 м/с2 (pAb = 57 мм - измерено на чертеже);

аC = pAс / mА = 59 / 0,0185 = 3189 м/с2 (pAс = 59 мм - измерено на чертеже);

аS2 = pАs2 / mА = 69,5 / 0,0185 = 3757 м/с2 (pАs2  = 69,5 мм - измерено на чертеже);

аS4 = pАs4 / mА = 69,5 / 0,0185 = 3757 м/с2 (pАs4  = 69,5 мм - измерено на чертеже);

e1 = 0 (равномерное вращение кривошипа);

e2 = аBAt / lBA = bb’ / (mV · lBA) = 56,5/ (0,0185 · 0,1207) = 25302 рад/c2 (bb’ =56,5 мм -измерено на чертеже);

e4 = аСAt / lСA = сс’ / (mV · lСA) = 56,5 / (0,0185 · 0,1207) = 25302 рад/c2 (сс’ = 56,5 мм измерено на чертеже).

 

3.2.3 Построение плана  ускорений для “мертвых” положений 

(j = 00)

  1. Строим полюс ускорений. (см. приложение 3)
  2. Строим ускорение точки А в масштабе. Величина осталась прежней направление изменилось, т.к. изменилось положение механизма.
  3. Строим направление ускорения точки В в поступательном движении с ползуном В (вдоль направляющей ползуна В). Оно совпадает с направлением ускорения точки А.
  4. Определяем нормальное ускорение вращения точки В вокруг А в плоском движении точки В вместе с шатуном АВ: аВАn = w22 · lАВ = 103,22 · 0,1207 = 1286 м/с2. Откладываем величину в масштабе: 1286·0,0185 = 23,8 мм. Строим найденный вектор. Так как направление вектора найденного нормального ускорения совпадает с направлением ускорения точки В в прямолинейном поступательном движении с ползуном В, то касательное ускорение вращения точки В вокруг точки А в плоском движении равно нулю. На конце вектора аВАn получаем точку b.
  5. Строим направление ускорения точки С в поступательном движении с ползуном С (вдоль направляющей ползуна С).
  6. Определяем нормальное ускорение вращения точки С вокруг А в плоском движении точки С вместе с шатуном АС: аСАn = 0, так как ω4 = 0.
  7. Ускорения центров масс шатунов находим, пользуясь теоремой подобия. Откладываем на линии аb от точки 0,28  длины: 0,33 · ab = 0,33 · 23,8 = 7,9 мм. и получаем точку S2. Откладываем на линии ас от точки а 0,33 длины: 0,33 · aс = 0,33 · 107,2 = 35,4 мм. получаем точку S4.

 

3.2.4 Определение линейных  и угловых ускорений.

аA = 3868,7 м/с2 (определено выше);

аВ = pAb / mА = 105,8 / 0,0185= 5719 м/с2 (pAb = 105,8 мм - измерено на чертеже);

аC = pAс / mА = 17,5/ 0,0185 = 946 м/с2 (pAс = 17,5 мм - измерено на чертеже);

аS2 = pАs2 / mА = 89,9 / 0,0185 = 4859 м/с2 (pАs2  = 89,9мм - измерено на чертеже);

аS4 = pАs4 / mА =48 / 0,0185 = 2595 м/с2 (pАs4  = 48 мм - измерено на чертеже);

e1 = 0 (равномерное вращение кривошипа);

e2 = аBAt / lBA = 0 (аBAt = 0);

e4 = аСAt / lСA = сс’ / (mV · lСA) = 83,8 / (0,0185 · 0,1207) = 37529 рад/c2 (сс’ = ас = 83,8 мм -  измерено на чертеже).

План ускорений для  второго мертвого положения (j1 = 1800) строится аналогично и все ускорения будут иметь такие же значения, но противоположные направления.

 

  1. Силовой расчет.

Цель: Определение усилий (реакций) в кинематических парах и уравновешивающей силы (уравновешивающего момента). Силовой расчет проводится кинетостатическим методом, то есть учитывает силы и моменты инерции, возникающие при движении механизма.

    1. Определение веса поршней, шатунов, моментов инерции шатунов

Массы поршней и шатунов  определяются через площадь поршня (по рекомендациям автотракторной промышленности):

масса поршней:  m = (10-15)FП 10-3;

масса шатунов:  m = (12-20)FП 10-3,

         Площадь поршня определяется  по формуле: FП = p DП2 / 4.

DП = 82 мм = 8,2см. (по исходным данным);

Площадь поршней:   FП = p DП2 / 4 = 3,14 · 8,22 / 4 = 52,8 см2;

Масса поршней: m3 = m5 = 13 · FП · 10-3 = 13·52,8·10-3 =0,686 кг.

Масса шатунов:  m2 = m4 = 16 · FП · 10-3 = 16·52,8·10-3 = 0,845 кг.

Определение моментов инерции шатуна

  Моменты инерции  шатунов относительно центров  масс определяются по теореме  Гюйгенса:

IS2 = IS4 = m2 · l22 (1/3 - (lAS2/lAB)2) = 0,845 · 0,12072 (1/3 - 0,332) = 2,7 · 10-3 кг м2.

Звено

Масса

Моменты инерции

Кривошип ОА(1)

m1 = 0

-

Шатун АВ (2)

m2 = 0,845 кг.

2,7 · 10-3 кг м2

Шатун АС (4)

m4 = 0,845 кг.

2,7 · 10-3 кг м2

Ползун В (3)

m3 = 0,686 кг.

-

Ползун С (5)

m5 = 0,686 кг.

-


 

 

 

 

Силы тяжести  звеньев:

G1 = m1g = 0;

G2 = m2g = 0,845· 9,81= 8,3 H;

G3 = m3g = 0,686 · 9,81 = 6,7 H;

G4 = m4g = 0,845 · 9,81 =8,3 H;

G5 = m5g = 0,686 · 9,81 = 6,7 H.

 

4.2 Определение сил, действующих  на поршни.

P = p · FП , где p - давление в цилиндре, FП - площадь поршня.

P3 = p1 · FП = 50 · 52,8 = 2640 Н;

P5 = p2 · FП = 0 · 52,8 = 0.

4.3 Определение сил инерции для угла поворота 45˚.

Главные векторы  сил инерции:

Ф = m · a,  где m - масса звена,  а - ускорение центра масс звена.

ФS1 = m1 aS1 = 0 (m1 =0);

ФS2 = m2 aS2 = 0,845 · 3757 = 3175 H;

ФS3 = m3 aS3 = 0,686· 3081= 2114 H;

ФS4 = m4 aS4 = 0,845 · 3757 =3175 H;

ФS5 = m5 aS5 = 0,686 · 3189 = 2188 H.

Главные моменты  сил инерции:

MФ = I · e, где I - момент инерции звена относительно его центра масс, e - угловое ускорение звена.

MS2Ф = IS2 · e2 = 2,7 · 10-3 · 25302 = 68 H м;

MS3Ф = 0 (звено движется поступательно e3 =0);

MS4Ф = IS4 · e4 = 2,7 · 10-3 · 25302 = 68 H м;

MS5Ф = 0 (звено движется поступательно e5 =0);

 

4.4 Определение реакций  в кинематических парах.

Рассчитаем  диаду 2-3 (шатун 2 - поршень 3):

1. Построим структурную  группу. (см. приложение 4).

2. Изобразим силы, действующие  на структурную группу:

F63 - реакция неподвижной стойки (цилиндра) на ползун (поршень) - направлена перпендикулярно направлению движения ползуна.

F12 = F12t + F12n - реакция кривошипа на шатун - направление неизвестно. Эту силу удобно разложить на две составляющие: направленную вдоль шатуна и направленную перпендикулярно шатуну.

P3 - сила действующая на поршень В - направлена вдоль направления движения.

G3 - вес поршня В - направлен вертикально вниз.

ФS3 - сила инерции, возникающая при движении поршня - направлена противоположно ускорению движения поршня.

G2 - вес шатуна - направлен вертикально вниз.

ФS2 - сила инерции, возникающая при движении шатуна - направлена противоположно ускорению движения центра масс шатуна.

MS2Ф - момент инерции, возникающий при движении шатуна - направлен противоположно угловому ускорению вращения шатуна.

Информация о работе Структурный анализ, проектирование, кинематический и силовой расчет кривошипно-ползунного механизма двигателя внутреннего сгорания с V- о