Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:25, курсовая работа
Автоматизация — (от греч. autos — сам) — область науки и техники, связанная с вопросами управления без непосредственного участия человека.
Автоматизация — комплекс технических, методических, организа¬ционных и др. мероприятий, направленных на создание автоматических систем управления (управление без участия человека), либо автоматизи¬рованных систем управления (управление с участием человека в процес¬се принятия решений на управление).
1. Введение.
2. Структура и функции средств измерений.
3. Показатели качества пищевых продуктов и методы их оценки.
4. Методы и средства измерений свойств и качественных показателей пищевых продуктов.
5. Заключение.
6. Список использованных источников
Содержание
1. Введение.
2. Структура и функции средств измерений.
3. Показатели качества пищевых продуктов и методы их оценки.
4. Методы
и средства измерений свойств
и качественных показателей
5. Заключение.
6. Список использованных источников
Автоматизация — (от греч. autos — сам) — область науки и техники, связанная с вопросами управления без непосредственного участия человека.
Автоматизация — комплекс технических, методических, организационных и др. мероприятий, направленных на создание автоматических систем управления (управление без участия человека), либо автоматизированных систем управления (управление с участием человека в процессе принятия решений на управление).
Термин управление используется нами для обозначения задач управления более сложных, чем задача поддержания (стабилизации) технологического параметра, для которой используется термин "регулирование".
АСУТП — автоматизированная система управления технологическими процессами, как правило, иерархически организованная двух- или трехуровневая система, выполняющая такие функции, как:
— сбор информации о состоянии технологического объекта управления (ТОУ);
— поддержание технологических параметров на заданных значениях (уставках);
— контроль за технологическими параметрами, для которых не выполняется функция регулирования;
— сигнализация о параметрах, значения которых вышли за пределы, рассматриваемые как предельно допустимые;
— блокировка управлений, являющихся результатом ошибочных действий технологического персонала;
— противоаварийная защита (ПАЗ) процесса и производства при возникновении аварийных ситуаций.
Перечисленные функции, как правило, выполняются подсистемами нижнего уровня. В англоязычной литературе этому уровню соответствует термин "control".
Подсистемами второго и, возможно, третьего уровней выполняются такие функции, как:
— архивирование событий;
вычисление по моделям (косвенное измерение) неизмеряемых технологических параметров, показателей качества продуктов производства, отдельных технико-экономических показателей;
проверка или сведение материальных и энергетических балансов для аппаратов, установок, цехов и т. д.;
выработка управлений для предотвращения разнишм аварийных событий, в частности подключение резервного оборудования, диагностика наличия и причины неисправности, формирование уставок для подсистем нижнего уровня и т. д.
Перечисленные задачи относят к "продвинутым" (advance). Общее название подсистем данного уровня в англоязычной литературе -SCADA-системы (Supervisor Control And Data Acvisition).
В свою очередь, на этом уровне выделяют подсистемы:
MES (Manufacturing execution system) — подсистемы исполнения производства или технического исполнения плана;
MRP (Manufacturing resource planning) — подсистемы планирования производства с учетом наличных ресурсов и возможностей технологии. Последняя подсистема с равным правом может быть отнесена также к уровню управления, который в англоязычной литературе обозначается термином "management" и соответствует задачам управления производством и предприятием, решаемым автоматизированными системами управления производством (АСУП).
В конечном счете, перечисленные подсистемы АСУТП в целом обеспечивают оперативное управление производством в реальном времени (on line) по техническим показателям, в частности технологическим параметрам, показателям качества и эффективности с учетом технических ограничений. В отдельных случаях АСУТП решает также частные задачи управления процессами по технико-экономическим показателям. В общем же случае управление производством по экономическим критериям и технико-экономическим показателям осуществляется АСУП, для которых основной целью управления является планирование производства и автоматизация процессов документооборота (off line), в частности процессов снабжения производства сырьем, сбыта продукции, финансовых процессов. Задачи последнего типа относят к области интересов логистики [1].
3. Показатели качества пищевых продуктов и методы их оценки.
1.Эргономические свойства товаров
Эргономическими (от греч. ergon – работа, nomos – закон) называют свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления в системе человек – товар – среда.
Эргономика – наука, комплексно изучающая деятельность человека в конкретных условиях с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации и потребления, в том числе и товаров.
Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и / или психологические потребности согласно определенным характеристикам потребителя и позволяют определить пути повышения эффективности деятельности человека, влияние на эту деятельность товара и среды.
Эргономические свойства подразделяют на такие подгруппы: гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические.
Гигиенические свойства в совокупности показывают способность товара обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его контакте с товарами и средой, а также определенную степень чистоты товара.
Нормальные условия жизнедеятельности человека часто зависят от освещения и запыленности помещения, температуры и влажности воздуха, шумового и вибрационного фона, электрического и ароматического климата, и т.д. Нарушение комфортных условий отрицательно сказывается на самочувствии человека, снижает производительность его труда, увеличивает количество ошибок при работе.
От гигиенических свойств одежды и обуви (гигроскопичность, воздухо -, паро -, теплопроницаемость и др.) особенно зависят нормальне условия жизнедеятельности человека. Особенно негативно влияют на организм человека синтетические волокна, из которых изготовлены одежда и обувь, которые накапливают в себе электростатический заряд.
Подгруппу свойств, характеризующую чистоту товара, оценивают по показаниям поверхностей и объемной загрязняемости и очищаемости. Учитывают загрязняемость частицами твердыми (пыль), жидкими (масло, краска), газами или комбинированную.
Важным требованием с точки зрения гигиенических свойств также является возможность поддерживать изделия в чистоте, что зависит от материала, формы изделия, характера обработки его поверхности. Гигиеничными считаются блестящие полированные изделия из стекла, керамики, имеющие прямолинейную, круглую и овальную формы, пригодные для очистки их от загрязнений.
Антропометрические свойства характеризуют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и массе тела человека, что обеспечивает комфорт, удобство употребления (эксплуатации) товаров. Наибольшее значение эти свойства имеют для непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель и т.д.). Размеры одежды, обуви, головных уборов непосредственно связаны с антропометрическими размерами населения (рост, полнота, объем талии, длина и ширина стопы и т.д.). Антропометрические характеристики людей разных регионов мира неодинаковы, в результате чего размеры одежды и обуви, изготовленных в разных странах, не совпадают.
Показателями антропометрических свойств могут быть также и размеры бытовой техники, мебели, оргтехники и других товаров. Так, размеры ручных и электроинструментов должны соответствовать антропометрическим характеристикам руки человека и обеспечивать удобство и рациональность их использования. Несоответствие формы рукоятки инструментов форме руки вызывает неудобство в использовании инструмента, создает неравномерную нагрузку на отдельные точки руки, провоцирует быстрое утомление.
Психологические свойства – это способность товаров обеспечивать соответствие изделий восприятию, мышлению и навыкам человека при их потреблении (эксплуатации). Психологические требования могут проявляться в восприятии цвета, силе или тембре звучания, в запахе, вкусе и т.д. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Громкое звучание, количество кадров телевизора за единицу времени вызывает утомление и возбуждает нервную систему человека, что влияет на его здоровье.
Психолого-физиологические свойства – это свойства товара, комплексно удовлетворяющие как психологические, так и физиологические потребности человека и создают ощущение комфорта.
Психолого-физиологическое восприятие человеком некоторых свойств товара с помощью органов чувств составляет так называемый органолептический метод определения свойств. Это касается, прежде всего,
продовольственных товаров, вкус, запах, товарный вид продуктов вызывают желание их приобрести, удовлетворить как физиологические, так и психологические требования человека.
Таким образом, эргономические показатели включают в себя:
– показатели соответствия изделия и его элементов размерам и форме тела и его отдельным частям;
– показатели соответствия изделия силовым, энергетическим, скоростным возможностям человека, соответствия изделия возможностям органов зрения, слуха, обоняния человека;
– показатели соответствия изделия возможностям человека воспринимать, сохранять и обрабатывать информацию и соответствия закрепленным и вновь сформированным навыкам;
– показатели, характеризующие влияние среды использования и самого изделия на эффективность деятельности человека.
Для разных групп непродовольственных товаров определяющие показатели эргономических свойств будут разными в зависимости от предназначения самих товаров. Так, для тканей, кожи, ковровых изделий – это преимущественно показатели гигиенических свойств; для посуды – нетоксичность и удобство формы и конструкции; для велосипеда – легкость хода, посадки, комфортность и безопасность езды, а также удобство перевозки и хранения; для приборов и аппаратов – легкость считывания показаний, легко различаемые ручки и индикаторы.
2. Особенности
исследования качества
Понятие «качество» применяют в товароведении для выражения степени полезности товара, его способности удовлетворять определенные материальные и духовные потребности человека или общества. На основе этого общество определяет требования к товару. Качество товара выступает как соответствие товара установленным к нему требованиям. Заложенная в товаре потребительская стоимость проявляется лишь тогда, когда он потребляется в соответствии с назначением. Следовательно, для суждения о качестве товара необходимо знать не только его свойства, но и учитывать условия, в которых эти свойства будут использованы. Заключение о качестве товара можно сделать на основе изучения процесса его потребления.
Подходы к определению качества продовольственных товаров запрограммированы особенностями их функциональных свойств. Все они употребляются и используются как еда. Отсюда и вытекают одинаковые требования к любому продовольственному товару. Товар должен соответствовать гигиеническим требованиям, иметь соответствующую пищевую и биологическую ценность, способность храниться соответствующий промежуток времени или иметь соответствующие органолептические свойства.
Знание в совершенстве потребительских свойств продовольственных товаров, определяющих их качество, знание методов исследования соответствующих показателей качества, является основным условием результативной оценки качества и выданных рекомендаций.
Значительное внимание уделяют также исследованию качества упаковки и внешнему оформлению (защите товара от воздействия внешних факторов, предупреждению потерь ароматических соединений, защите от высыхания и увлажнения, удобству транспортирования, реализации, потребления и т.д.).
3. Методы оценки уровня качества товара
Уровень качества товара – это относительная характеристика его качества, основанная на сравнении качественных показателей оцениваемого товара, с соответствующими показателями товара, принятого как базовый образец.
Оценка уровня качества товара требует от оценщика высокой эрудиции и знаний, связанных с процессами создания, товаропродвижения, реализации и потребления товара.
Сложность оценки уровня качества состоит в том, что ее невозможно установить на основании одного и даже нескольких показателей качества. Так, товар может удовлетворять потребителя по одному показателю качества или потребительских свойств и одновременно быть непригодным относительно других потребительских свойств. Кроме того, одни и те же показатели качества для одного товара важны, а для других не имеют никакого значения.
Сложность оценки качества товара вызвана еще и тем, что много показателей качества товара не имеют четко обозначенных цифровых показателей качества, а потому нуждаются в эвристическом подходе к определению уровня качества и в использовании методов.
Для объективной оценки уровня качества продукции или готового товара решающее значение имеет правильный выбор базовых образцов.Базовым образцом называется образец, принимаемый как основа для сравнения потребительских свойств другой продукции или товаров. От правильности выбора базового образца полностью зависит правильность решений, связанных с производством и реализацией товара.
При выборе базового образца важно, чтобы совокупность базовых показателей характеризовала оптимальный уровень качества продукции на соответствующем промежутке времени. Использование устаревших и технически несовершенных образцов продукции может привести к необоснованно завышенной оценке уровня качества товара, что в конечном результате приведет к большим убыткам и превратит товар в «ничто» то есть в напрасно потраченные время и ресурсы.