Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства.
Задачи исследования:
изучить сущность и содержание технологий медико-социальной работы;
описать технологические методы социальной работы в системе охраны материнства и детства;
изучить опыт организации медико-социальной работы детской поликлинике;
изучить медико-социальные проблемы матери и ребенка в условиях детской поликлиники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. теоретические основы технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………………………………………………….6

Сущность и содержание технологий медико-социальной работы……...6
Характеристика технологических методов социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………….10

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ……...18

2.1. Опыт организации медико-социальной работы в детских поликлиниках…………………………………………………………………….18
2.2. Методика изучения медико-социальных проблем матери и ребенка в условиях детской поликлинике………………………………………………....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая любовь.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с этим в  данной сфере деятельности могут  использоваться также формы и  методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере [20, с. 38].

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика технологических методов социальной работы в системе охраны материнства и детства

 

В современных условиях усугубления социальных проблем  в нашей стране, ухудшения показателей  здоровья населения возрастает объективная  потребность решения взаимосвязанных  задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги.

Вследствие этого в 90-е годы в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений.

Охрана материнства  и детства - приоритетное направление  в здравоохранении. Охрана материнства и детства (ОМД) - это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», разд. 5, ст. 23).

Охрана материнства  и детства - проблема комплексная, а не чисто медицинская, поэтому и подход к проблеме комплексный. Прежде всего, мероприятия проводятся государством по охране труда, быта, проживания женщин.

Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и  муниципальном уровнях интегрированных  мероприятий [21, c. 57].

Это сфера деятельности, виды, направления и организационные  формы которой зависят как  от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид  мультидисциплинированной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на восстановление, но и на сохранения и укрепление здоровья различных групп населения.  Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья.

В системе охраны материнства  и детства различают следующие  этапы оказания медико-социальной помощи:

- оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству. На этом этапе большую роль играют женские консультации, центры планирования семьи, медико-генетические консультации;

- лечебно-профилактическая помощь беременным в целях сохранения здоровья плода и беременной женщины. На этом этапе важна роль женских консультаций, отделений патологии беременности акушерских стационаров, санаториев для беременных;

- лечебно-профилактическая помощь при родах в целях охраны здоровья плода и женщины. Весь объем этой помощи оказывается в акушерских отделениях родильных домов;

- охрана здоровья новорожденного (контроль за правильным вскармливанием, наблюдение за физиологическим развитием, уход за новорожденным, оказание лечебной помощи в отделениях новорожденных родильных домов и патологии новорожденных детских больниц);

- охрана здоровья ребенка в дошкольный период (контроль за физическим развитием, рациональным питанием, иммунологическим статусом ребенка);

- охрана здоровья ребенка в период школьного возраста (контроль за физическим развитием, коррекция отклонений в состоянии здоровья детей) [36, c. 107].

В системе охраны материнства  и детства женские консультации проводят профилактические мероприятия с целью снижения осложнений в беременности, профилактические осмотры всех женщин, диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями, санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Создание отделений  медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических  учреждениях  является  сегодня   необходимым условием для повышения  эффективности профилактической и  лечебно-оздоровительной   работы    среди населения,  в том числе детского (Приказ Минздрава России № 154 от 05.05.99 г.).  Это обусловлено тем, что практически каждый второй ребенок на педиатрическом  участке по  наличию социальных факторов риска в семье относится участковым педиатром во вторую группу здоровья, каждый десятый ребенок воспитывается в семье, имеющей два и более фактора социального риска [16, c. 89]. 

Отделение медико-социальной помощи имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, учитывающих  специфические особенности детей, в т.ч. подросткового возраста и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основными функциональными  обязанностями социального работника  в условиях детских амбулаторно-поликлинических  учреждений являются [12, с. 98]:

  • выявление и учет семей медико-социального риска, выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);
  • изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи;
  • проведение  всех видов патронажей (к беременным женщинам, кормящим матерям, к детям первого года жизни и др.), выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским работникам;
  • оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в т.ч. жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.;
  • оказание консультативной, в т.ч. педагогической, психологической помощи семьям социального риска;
  • проведение социально-правовой помощи (активное разъяснение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.);
  • организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;
  • оказание помощи семье в воспитании детей;
  • проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;
  • осуществление мероприятий по планированию семьи;
  • организация взаимосвязи и взаимопомощи в работе различных учреждений и ведомств (муниципальной службы, службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов правопорядка и др.) по оказанию медико-социальной помощи населению;
  • внесение предложений, направленных на совершенствование законодательных актов по социальным вопросам, на развитие службы медико-социальной помощи;
  • ведение учетно-отчетной документации (дневника патронажных помещений, паспорта семьи и др.).

Одной из ведущих задач отделения медико-социальной помощи является: осуществление медико-социального патронажа.

Медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке.

В группу нуждающихся  в особом наблюдении специалиста  по социальной работе выделяют семьи, имеющие, прежде всего, следующие факторы  риска [16, с. 90]:

  • многодетность семьи;
  • плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей;
  • алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ;
  • высокая степень конфликтности между членами семьи;
  • низкая медицинская и социальная активность членов семьи;
  • жестокое обращение родителей с ребенком, направленное использование ребенка в корыстных целях и др.

Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями  данного типа состоит, в первую очередь, в необходимости активно посещать их на дому, желательно совместно с участковым педиатром.

Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить  больше информации, чем лежит на поверхности.

Патронаж может проводиться  со следующими целями:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.

Исходя из интересов  ребенка, совместно с правоохранительными  органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное  воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегают к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в  зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих  конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов  первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи  проводятся в отношении неблагополучных семей и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности медико-социального отделения, следует выделить оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема:

- Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья;

- Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;

- Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительская работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, таксикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушение несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.);

- Оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством.

Специалист по социальной работе обеспечивает связь с органами социальной защиты населения правоохранительными  органами, службами опеки и попечительства, учебно-воспитательными учреждениями, участвует в «социальном патронаже», разрабатывает индивидуальную программу работы с семьей, подростками.

 

Вывод по 1 главе.

Анализ основных понятий «медико-социальная работа» «технологии» «медико-социальные технологии» показал, что среди исследователей существует единый подход в толковании таких определений как «медико-социальная работа», «медико-социальные технологии».  Несмотря на то, что ряд исследователей по-разному раскрывают понятие определения «медико-социальная работа», сущность самого понятия не меняется. Наиболее точное и полное определение понятий дают следующие исследователи: Мартыненко А.В., Холостова Е.И. и Сигида Е.А.

В современных условиях усугубления социальных проблем  в нашей стране, ухудшения показателей  здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной работы с населением, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги.

Среди основных технологических  методов  социальной работы в системе охраны материнства и детства, можно выделить медико-социальную помощь, профилактические мероприятия, санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганду здорового образа жизни, социально-правовую помощь, медико-социальный патронаж, организацию мероприятий по планированию семьи и др.

Информация о работе Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства