Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства.
Задачи исследования:
изучить сущность и содержание технологий медико-социальной работы;
описать технологические методы социальной работы в системе охраны материнства и детства;
изучить опыт организации медико-социальной работы детской поликлинике;
изучить медико-социальные проблемы матери и ребенка в условиях детской поликлиники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. теоретические основы технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………………………………………………….6

Сущность и содержание технологий медико-социальной работы……...6
Характеристика технологических методов социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………….10

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ……...18

2.1. Опыт организации медико-социальной работы в детских поликлиниках…………………………………………………………………….18
2.2. Методика изучения медико-социальных проблем матери и ребенка в условиях детской поликлинике………………………………………………....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая любовь.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

 

2.1. Опыт организации  медико-социальной работы в детских  поликлиниках

 

В России организация амбулаторной медицинской помощи детям и подросткам осуществляется на базе детских поликлиник.

Детская поликлиника - это  лечебное и профилактическое детское  учреждение, которое оказывает помощь приходящим больным детям и больным на дому.

В детской поликлинике врачи  разного профиля оказывают помощь детям от рождения до 18 лет. В работу большинства детских поликлиник положен участково-территориальный  принцип оказания педиатрической помощи.

Это означает, что педиатр наблюдает и ведет лечение детей, живущих в определенном районе. В таком принципе два больших плюса: первый – ребенок находится под наблюдением одного специалиста до 18 лет, в этом случае детский врач может непрерывно наблюдать за изменением детского организма, тем самым он может предупредить развитие заболевания в будущем; второй – плюс для врача, ответственность специалиста распространяется на определенный участок, район, это позволяет вести более тщательное наблюдение за детьми [8, c. 40].

Детская поликлиника осуществляет свою деятельность по следующим направлениям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 января 2007 г. N 56: лечебно-профилактическое, консультативно-диагностическое, неотложная медицинская помощь, восстановительное лечение, медико-социальная помощь, организация медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

Рассмотрим опыт медико-социальной работы на примере работы детских  поликлиник в разных регионах.

1. Кемеровская область. Воспитание навыков здорового образа жизни у детей начинается с воспитания их будущих родителей. В Кемеровской области эта работа ведется через школы материнства (школы для беременных и молодых родителей), которые функционируют при женских консультациях, роддомах и детских поликлиниках. Однако обучением в этих школах в последние годы удается охватить только треть беременных и молодых матерей.

Повысить охват беременных и молодых матерей обучением  настоятельная задача служб охраны материнства и детства и медицинской профилактики.

Важную роль в формировании будущего здоровья ребенка играет грудное  вскармливание. Обменные нарушения, возникающие  при искусственном вскармливании  младенцев, являются фактором риска  развития в будущем ожирения, гипертонической болезни, сахарного диабета и других заболеваний. Поэтому грудному вскармливанию в Кемеровской области в последние годы уделяется большое внимание. Сотрудничество с ВОЗ/ЮНИСЕФ на протяжении 8 лет способствовало распространению современных принципов грудного вскармливания во всех родильных стационарах области. В Кемеровской области 10 медицинских учреждений имеют звание ВОЗ «Больница, доброжелательная к ребенку» [18, c. 75].

Ежегодно во многих муниципальных  образованиях Кемеровской области  проводятся акции, посвященные Всемирной неделе грудного вскармливания, включающие: научно-практические конференции и семинары для медицинских кадров первичного звена здравоохранения. Удельный вес детей от 3 до 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании достиг 43,2% в 2007 г. В 2008 году показатель грудного вскармливания у детей в возрасте от 3 до 6 месяцев составил 42,2%.

 Большое значение  в воспитании детей раннего  возраста имеют кабинеты здорового  ребенка. В 2006 году Департамент  охраны здоровья Кемеровской области утвердил методические рекомендации «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике», которые будут способствовать возрождению деятельности данных кабинетов на новом, качественном уровне.

2. В городе Сыктывкаре одним из разделов работы по пропаганде здорового образа жизни является воспитание культуры здоровья среди взрослого населения.

Деятельность  специалиста по социальной работе в  детской поликлинике г. Сыктывкара основывается на преемственности и взаимосвязи с социальными субъектами. Взаимодействие органов управления и учреждений социальной защиты населений в основном касается семей, находящихся в социально-опасном положении [3].

На сегодняшний день создана система взаимодействия учреждений в области решения  медико-социальных проблем детского населения, которая включает:

  1. Управление здравоохранения;
  2. Управление по социальным вопросам (муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям», в структуре которого территориальные и специализированные центры социальной помощи семье и детям);
  3. Управление внутренних дел (центр временной изоляции несовершеннолетних, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних);
  4. Управление образования (отдел охраны детства, психологическая служба, учреждения дополнительного образования, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

Координация деятельности учреждений и служб по решению  медико-социальных проблем детского населения возлагается на управления по социальным вопросам и управление здравоохранения.

Управление по социальным вопросам работает по следующим направлениям:

  • осуществляет  координацию деятельности специализированных                   учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляет меры по развитию сети указанных учреждений;
  • выявляет семьи, находящиеся в социально-опасном положении, несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и правонарушениям. При выявлении   несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в семидневный срок сообщают о факте в отдел опеки и попечительства.                

Управление образования:

  • осуществляет меры по профилактики безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и их родителей, не исполняющих свои обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко с ними обращающихся;
  • внедряют в деятельность учреждений и служб современные методики и технологии.

Управление здравоохранения  решает следующие задачи по решению  медико-социальных проблем детского населения:

  • осуществляет координацию деятельности учреждений системы здравоохранения по работе с семьями находящихся в социально-опасном положении и несовершеннолетними, склонным к безнадзорности и правонарушениям;
  • участвуют в выявлении семей находящихся в социально-опасном положении и передает информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних для создания единого банка данных;
  • распространяет санитарно-гигиенические знания среди  несовершеннолетних и их родителей осуществлять пропаганду здорового образа жизни;
  • осуществляет прием и содержание детей до 3-х лет в Дом ребенка.

Специалист по социальной работе также поддерживает связь с лечебно-профилактическими и лечебно-стационарными учреждениями г. Сыктывкара.

Кроме того, специалист по социальной работе в детской поликлинике  активно взаимодействует с отделом  профилактики правонарушений несовершеннолетних,

Среди основных мероприятий по решению медико-социальных проблем детского населения, осуществляемых при взаимодействии в выше перечисленных учреждений, можно выделить такие, как проведение конкурсов, целевых программ по профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних; проведение межведомственных комплексных операций: «Защита», «Подросток», профилактических операций: «Контакт», «Каникулы». Проведение межведомственных профилактических рейдов; продолжение работы реабилитационные площадки для дезадаптированных детей на базе медико-педагогической школы в каникулярное время. Возрождение системы родительского всеобуча с целью развития разнообразных форм медико-психолого-педагогического просвещения родителей; проведение научно-практических конференций и семинаров по решению   медико-социальных проблем детского населения.

3. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. В г. Лангепасе действует служба медико-социальной помощи детям и подросткам. Служба осуществляет медико-социальный патронаж с целью выявления лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. Осуществляется медико-психологическая помощь, где оказывают психологическую поддержку, психологическую консультацию, с детьми и подростками проводится психологическая коррекция поведения. Мероприятия по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья детей и подростков осуществляется с помощью профилактических осмотров, лечения и профилактики здорового образа жизни. Проводятся мероприятия по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентацию на здоровую семью. Большая работа ведется по профилактике вредных привычек как с детьми, подростками так и с родителями. Также специалисты оказывают социально-правовую помощь детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством. Служба реализует межведомственную городскую программу «Оберег» целью, которой является способствование формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, профилактика безнадзорности, правонарушений и усиление социально-правовой защиты детей и подростков.

Отделение медико-социальной помощи детям и подросткам «Детской городской поликлиники» г. Нягани оказывает комплексную медико-психолого-социальную помощь по   проблемам сохранения здоровья, обусловленным спецификой подросткового   возраста на принципах добровольности, доступности, доброжелательности.   Поликлиника борется за почетное звание  «Клиника дружественная к   молодежи». 

Основными направлениями отделения является

- профилактическая помощь, где проводят информирование  детей и подростков о последствиях  рискованного поведения для жизни  и здоровья, консультирование по  возникшим вопросам среди подросткового  населения и развитие навыков здорового образа жизни;

- Охрана психического здоровья подростков;

- Консультации врачей;

- Социально-психологическое  сопровождение;

- Юридическое консультирование, сопровождение;

- Логопедическая диагностика  и коррекция.

 В отделении медико-социальной помощи детям и подросткам «Детской городской поликлиники» г. Нефтеюганска приоритетным направлением является охрана репродуктивного здоровья подростков. Свою работу по охране репродуктивного здоровья подростков осуществляют через школу репродуктивного здоровья по месту учебы. Для того, чтобы работа была эффективной ведется работа с родителями подростков по формированию здорового образа жизни.

 

2.2. Методика  изучения медико-социальных проблем  матери и ребенка в условиях детских поликлиник

 

Актуальность разработки и реализации программ медико-социальной помощи, призванных осуществлять комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, формированию навыков и культуры здорового образа жизни, снижению вероятности влияния неблагополучных факторов на здоровье детей и подростков не вызывает сомнений.

Для эффективной организации  медико-социальной работы в детской  поликлинике необходимо тщательное изучение актуальных проблем семей  имеющих детей.

На базе в городской детской поликлинике № 5 проведен констатирующий эксперимент.

В исследовании приняли  участие семьи с детьми города Нижневартовска, стоящие на учете в поликлинике № 5 в количестве 50 человек.

Цель исследования: изучить  медико-социальные проблемы семей с детьми, стоящие на учете в детской поликлинике.

 

Задачи исследования:

  1. составить анкету для изучения медико-социальных проблем семей имеющих детей;
  2. провести опрос родителей;
  3. провести анализ результатов констатирующего эксперимента.

Экспериментальное исследование проводилось методом анкетирования (Приложение 1). Отбор респондентов проводился методом случайного отбора с применением простой механической выборки с шагом 5, объем которой составил 50 человек.

Анкета состоит из 16 вопросов, которые направлены на изучение жилищно-бытовых условий семей, имеющих детей обслуживаемых детской поликлиникой, уровень образования, особенности профессиональной ориентации и трудоустройства родителей, уровень материальной обеспеченности и нуждаемости семей имеющих детей, потребность в медико-социальной помощи.

Результаты  анкетного опроса родителей с детьми, стоящих на учете в детской поликлинике

Вопросы

Ответы (%)

1. Ваш возраст

от 18 до 30 лет – 68% 

от 30 до 40 лет - 20 % 

от 40 до 50 лет – 10%

до 18 лет – 2%

2. Состоите ли Вы в браке?

В официальном браке – 53%

В гражданском браке – 37%

Матери одиночки – 10%

3. Укажите сколько у Вас детей (живущих с Вами).

Один ребенок – 72%

Два ребенка – 20%

Три и более ребенка – 7%

4. Укажите возраст Вашего ребенка (детей)

до 3 лет - 49 % 

от 3 до 7 лет -21 %  

от 7 до 10 лет - 19 %

от 11 до 14 лет - 11 %

5. Оцените по десятибалльной шкале степень трудности решения некоторых жизненных проблем для Вашей семьи

Труднорешаемые проблемы (трудности во взаимоотношениях у детей, финансовые проблемы, проблемы здоровья родителей, проблемы трудоустройства, жилищные проблемы) – 60%

Среднерешаемые проблемы (проблемы здоровья детей, трудности во взаимоотношениях у детей, организация досуга детей, правовые проблемы, связанные с семьей и детьми) – 34%

6. На какой жилплощади Вы проживаете?

1 комнатная квартира - 27 %

2-х комнатная квартира - 41 %

3-х комнатная квартира - 18 %

Коммунальные комнаты - 10 %

Съемная квартира - 4 %

7. Оцените, пожалуйста, степень материальной обеспеченности Вашей семьи возможен только один ответ

Денег не хватает, приходится экономить на еде – 9%

Денег хватает на еду и самое  необходимое (коммунальные услуги, моющие средства и т.п.) – 23%

Позволяем себе небольшие покупки (одежда, обувь и т. п.), на дорогие  товары приходиться копить – 62%

Покупаем дорогие товары, предметы длительного пользования и т.п. – 6%

8. Укажите, пожалуйста, Ваше образование и образование вашего супруга(и) (если есть)

Высшее - 22 %

Среднее специальное - 67 %

Неполное  среднее - 9 % 

Не имеют образования – 2%.

9. Имеете ли Вы специальность?

Специальность имеют 90 %

10. К какой из категорий по роду занятий, перечисленных ниже, Вы относите себя и своего супруга (супруги) (если есть)?

Студент – 10%

Рабочий – 47%

Служащий на государственном предприятии  – 37%

Менеджер – 8%

Специалист с высшим образованием (врач, учитель, инженер) – 31%

Научный работник – 1%

Руководитель высшего звена  – 12%

Предприниматель – 24%

Не учусь и не работаю –  5%

11. Употребляете ли Вы алкоголь?

Относятся к нему нейтрально - 34 %

Эпизодически употребляют -  22 %

Регулярно употребляют -  7 %

Злоупотребляют - 3 %

12. Какой внутрисемейный климат преобладает в Вашей семье?

Полное взаимопонимание - 12 %

Периодические споры – 61% 

Постоянные конфликты - 9 %

13. Как Вы оцениваете качество своей жизни?

Высокое - 3 %

Среднее - 58 %

Низкое - 30 %

Крайне низкое - 9 %

14. Какое состояние здоровья у ваших детей?

Удовлетворительное 42 %

Жалуются на наличие хронических - 21 %   Наследственных заболеваний - 9 %

Различные патологии - 7 %

Проблемы психологического характера - 14 %

Акцентуации характера - 7%

15. Какие специалисты в поликлинике, по Вашему мнению, необходимы для оказания медико-социальной помощи?

Психолог – 31 %

Юрист – 12 %

Специалисты узкого профиля – 50%

16. В каких видах медико-социальной помощи Вы нуждаетесь?

Психологическая помощь – 36%

Консультации по вопросам оформления пособий, льгот – 40%

Консультации по вопросам получения  медицинской помощи – 18%

Установка на ЗОЖ – 6%

Информация о работе Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства