Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоретических и практических основ технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства.
Задачи исследования:
изучить сущность и содержание технологий медико-социальной работы;
описать технологические методы социальной работы в системе охраны материнства и детства;
изучить опыт организации медико-социальной работы детской поликлинике;
изучить медико-социальные проблемы матери и ребенка в условиях детской поликлиники.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. теоретические основы технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………………………………………………….6
Сущность и содержание технологий медико-социальной работы……...6
Характеристика технологических методов социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………….10
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ……...18
2.1. Опыт организации медико-социальной работы в детских поликлиниках…………………………………………………………………….18
2.2. Методика изучения медико-социальных проблем матери и ребенка в условиях детской поликлинике………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35
Анализ анкетирования показал, что большинство семей с детьми, стоящих на учете в детской поликлинике имеют статус молодой семьи – 68%.
В официальном браке зарегистрировано 53% и 10% матери одиночки. В семьях, принявших участие в исследовании в основном один ребенок – 72%.
В основном участники исследования могут позволить себе небольшие покупки (одежда, обувь и т. п.), на дорогие товары приходиться копить – 62% и 23% деньги тратят на еду и самое необходимое (коммунальные услуги, моющие средства и т.п.), что свидетельствует о социально-бытовой неустроенности и материальной необеспеченности большинства респондентов. Исходя из этого, вытекают труднорешаемые проблемы (трудности во взаимоотношениях у детей, финансовые проблемы, проблемы здоровья родителей, проблемы трудоустройства, жилищные проблемы) – 60%.
Респонденты отмечают, что алкоголь употребляют как эпизодически, так и регулярно, а также семьи, которые злоупотребляют. В таких семьях возникают частые конфликты.
У детей состояние
здоровья удовлетворительное (42%), также
возникают проблемы психологического
характера и наличие
Таким образом, семьи с детьми, стоящих на учете в детской поликлинике нуждаются в решении следующих проблем (см. рис.1)
Рис. 1. Проблемы семей с детьми, стоящих на учете в детской поликлинике
Вывод по 2 главе.
Анализ опыта медико-социальной работы в детских поликлиниках показал, что в разных регионах страны подходы разные, но цель едина – сохранение здоровья детей и подростков. В медико-социальной помощи принимают участие разные специалисты: врачи, психологи, специалисты по социальной работе, психиатры, юристы.
В ходе экспериментального исследования были выявлены медико-социальные проблемы семей имеющих детей, стоящие на учете в детской поликлинике.
С одной стороны, медико-социальную работу авторы рассматривают как разновидность социальной работы, направленной на восстановление и сохранение физического и психического здоровья (индивида, коллектива), а с другой стороны, это вид деятельности, цель которой – достижение социального благополучия.
Медико-социальные технологии рассматриваются как социальные технологии, направленные на поддержание и охрану здоровья человека, устранение или компенсацию ограничений в его жизнедеятельности через институты медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского и медико-социального обслуживания, медико-социальной экспертизы, медико-социальной реабилитации и др.
В системе материнства и детства используют такие методы социальной работы, как медико-социальная помощь, медико-социальный патронаж, профилактика, санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, социально-правовая помощь подросткам и семье.
Медико-социальная работа в детских поликлиниках направлена на оказание одновременно социальных и медицинских услуг с позиции современной концепции здоровья – обеспечения физического, духовного и социального благополучия детей и их родителей. Осуществляется межведомственное взаимодействие с образовательными учреждениями по формированию здорового образа жизни.
Изучая медико-социальные проблемы семей с детьми, стоящие на учете в детской поликлинике, было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 семей.
По результатам
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим
Вас принять участие в
1. Ваш возраст_______________
2. Состоите ли Вы в браке?
А) Да, я состою в официальном браке
Б) Да, я состою в гражданском браке
В) Нет, но я состоял(а) в браке ранее
Г) Нет, я не состою и не состоял (а) в браке ранее
3. Укажите сколько у Вас детей (живущих с Вами).
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) больше 3
4. Укажите возраст Вашего ребенка (детей)_______________________
5. Оцените по десятибалльной шкале степень трудности решения некоторых жизненных проблем для Вашей семьи.
При этом оценка 10 соответствует значению
«решение этой проблемы вызывает у
нас очень серьезные
Проблемы здоровья детей |
|
Проблемы здоровья родителей |
|
Проблемы трудоустройства |
|
Жилищные проблемы |
|
Правовые проблемы, связанные с семьей и детьми |
|
Финансовые проблемы |
|
Вопросы устройства быта |
|
Образование детей |
|
Уход и присмотр за детьми |
|
Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми |
|
Трудности во взаимоотношениях у детей |
|
Организация досуга детей |
|
У нас не возникает никаких трудностей |
|
Другое (укажите, что именно) |
6. На какой жилплощади Вы проживаете?
А) 1 комнатная квартира
Б) 2-х комнатная квартира
В) 3-х комнатная квартира
Г) 4-5 комнатная квартира
Д) Другое________________________
7. Оцените, пожалуйста, степень материальной обеспеченности Вашей семьи возможен только один ответ
А) Денег не хватает, приходится экономить на еде
Б) Денег хватает на еду и самое необходимое (коммунальные услуги, моющие средства и т.п.)
В) Позволяем себе небольшие покупки (одежда, обувь и т. п.), на дорогие товары приходиться копить
Г) Покупаем дорогие товары, предметы длительного пользования и т.п.
8. Укажите, пожалуйста, Ваше образование и образование вашего супруга(и) (если есть)
Образование |
Муж |
Жена |
Высшее |
||
Неполное высшее |
||
Среднее специальное |
||
Среднее |
||
Неполное среднее |
9. Имеете ли Вы специальность?
А) Да
Б) Нет
10. К какой из категорий по роду занятий, перечисленных ниже, Вы относите себя и своего супруга (супруги) (если есть)?
Род занятий |
Муж |
Жена |
Студент (ка) |
||
Рабочий (ая) |
||
Служащий (ая) на государственном предприятии |
||
Менеджер |
||
Специалист с высшим образованием (врач, учитель, инженер) |
||
Научный работник |
||
Руководитель среднего звена |
||
Руководитель высшего звена |
||
Предприниматель |
||
Пенсионер |
||
В настоящее время не учусь и не работаю |
||
Другое (укажите, что именно) |
11. Употребляете ли Вы алкоголь?
А) Нет
Б) Только по праздникам
В) 1-2 раза в месяц
Г) 2 и более раза в неделю
12. Какой внутрисемейный климат преобладает в Вашей семье?
А) Полное взаимопонимание
Б) Возникают периодически споры
В) Преобладают постоянные конфликты
13. Как Вы оцениваете качество своей жизни?
А) высокое
Б) среднее
В) низкое
Г) крайне низкое
14. Какое состояние здоровья
у ваших детей?________________________
______________________________
15. Какие специалисты
в поликлинике по Вашему мнению необходимы
для оказания медико-социальной помощи?_______________________
______________________________
16. В каких видах медико-социальной помощи Вы нуждаетесь?
А) Психологическая помощь
Б) Консультации по вопросам оформления пособий, льгот
В) Консультации по вопросам получения медицинской помощи
Г) Помощь в организации и проведении досуга
Д) Установка на ЗОЖ
Е) Другое________________________
Информация о работе Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства