Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства.
Задачи исследования:
изучить сущность и содержание технологий медико-социальной работы;
описать технологические методы социальной работы в системе охраны материнства и детства;
изучить опыт организации медико-социальной работы детской поликлинике;
изучить медико-социальные проблемы матери и ребенка в условиях детской поликлиники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. теоретические основы технологий медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………………………………………………….6

Сущность и содержание технологий медико-социальной работы……...6
Характеристика технологических методов социальной работы в системе охраны материнства и детства………………………………….10

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ……...18

2.1. Опыт организации медико-социальной работы в детских поликлиниках…………………………………………………………………….18
2.2. Методика изучения медико-социальных проблем матери и ребенка в условиях детской поликлинике………………………………………………....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая любовь.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Анализ анкетирования  показал, что большинство семей с детьми, стоящих на учете в детской поликлинике имеют статус молодой семьи – 68%.

В официальном браке  зарегистрировано 53% и 10% матери одиночки. В семьях, принявших участие в  исследовании в основном один ребенок  – 72%.

В основном участники  исследования могут позволить себе небольшие покупки (одежда, обувь и т. п.), на дорогие товары приходиться копить – 62% и 23% деньги тратят на еду и самое необходимое (коммунальные услуги, моющие средства и т.п.), что свидетельствует о социально-бытовой неустроенности и материальной необеспеченности большинства респондентов. Исходя из этого, вытекают труднорешаемые проблемы (трудности во взаимоотношениях у детей, финансовые проблемы, проблемы здоровья родителей, проблемы трудоустройства, жилищные проблемы) – 60%.

Респонденты отмечают, что  алкоголь употребляют как эпизодически, так и регулярно, а также семьи, которые злоупотребляют. В таких семьях возникают частые конфликты.

У детей состояние  здоровья удовлетворительное (42%), также  возникают проблемы психологического характера и наличие хронических  заболеваний.

Таким образом, семьи  с детьми, стоящих на учете в  детской поликлинике нуждаются  в решении следующих проблем (см. рис.1)

Рис. 1. Проблемы семей с детьми, стоящих на учете  в детской поликлинике

 

Вывод по 2 главе.

Анализ опыта медико-социальной работы в детских поликлиниках показал, что в разных регионах страны подходы разные, но цель едина – сохранение здоровья детей и подростков. В медико-социальной помощи принимают участие разные специалисты: врачи, психологи, специалисты по социальной работе, психиатры, юристы.

В ходе экспериментального исследования были выявлены медико-социальные проблемы семей имеющих детей, стоящие на учете в детской поликлинике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С одной стороны, медико-социальную работу авторы рассматривают как разновидность социальной работы, направленной на восстановление и сохранение физического и психического здоровья (индивида, коллектива), а с другой стороны, это вид деятельности, цель которой – достижение социального благополучия.

Медико-социальные технологии рассматриваются как социальные технологии, направленные на поддержание и охрану здоровья человека, устранение или компенсацию ограничений в его жизнедеятельности через институты медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского и медико-социального обслуживания, медико-социальной экспертизы, медико-социальной реабилитации и др.

В системе материнства  и детства используют такие методы социальной работы, как медико-социальная помощь, медико-социальный патронаж, профилактика, санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, социально-правовая помощь подросткам и семье.

Медико-социальная работа в детских поликлиниках направлена на оказание одновременно социальных и медицинских услуг с позиции современной концепции здоровья – обеспечения физического, духовного и социального благополучия детей и их родителей. Осуществляется межведомственное взаимодействие с образовательными учреждениями по формированию здорового образа жизни.

Изучая медико-социальные проблемы семей с детьми, стоящие на учете в детской поликлинике, было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 семей.

По результатам констатирующего  эксперимента семьи с детьми нуждаются  в решении следующих проблем:

    • социально-правового характера – 40%;
    • социально-психологического характера – 36%;
    • медико-социальных – 100%;
    • материальных – 94%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста: Приказ Минздрава России № 154 от 05.05.99 г. // Медицинская газета, 2002, № 3, с.9.
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 19 августа 1993г. - №33. - Ст.1318.
  3. Постановление Главы Администрации МО «Город Сыктывкар» от 24.04.01 №4/1354 «О взаимодействии учреждений, служб, общественных организаций города с семьями, находящимися в социально-опасном положении»// Нормативно-правовые акты Министерство РК по социальным вопросам Сыктывкар 2001 
  4. Распоряжение от 26 мая 2005 г. № 587-р «Об утверждении положения о медицинской службе в муниципальном образовательном учреждении города Нижневартовска»
  5. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. – 576 с.
  6. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.
  7. Веселов Н.Г. Актуальные медико-социальные проблемы охраны здоровья детей на этапе перехода к страховой медицине / Сборник «Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине», 1992.
  8. Гребешова И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям.- М.: Медицина, 2007.,С. 40.
  9. Гончаренко Л.В. Совершенствование управления социальной работы и повышение эффективности медико-социальной помощи // здравоохранение Российской Федерации, 1998, № 3, с.57.
  10. Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2, с.85.
  11. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224 с.
  12. Ивачев П.В. Социальная работа в системе здравоохранения. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. мед. академии Росздрава, 2008. – 144 с.
  13. Ивачев П.В. Теория и практика социально-медицинской работы: учеб. пособие/П.В. Ивачев, Ю.С. Чурилов, К.В. Кузьмин. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. – 256 с.
  14. Каткова И.П., Зубкова Н.З. Медико-социальные основания особенностей деятельности социальных работников // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 2003 г. – С. 9-11
  15. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2001, № 10.
  16. Кургузов В.Г. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска, М., 2000, с.112.
  17. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007. – 480 с.
  18. Ладодо К.С, Дружинина Л.В., Абольян Л.В. Развитие инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ "Больница, доброжелательная к ребенку" в Российской Федерации. - М., 2006, С. 73-81.
  19. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение., М., 2002.
  20. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учеб. пособие/ А.В. Мартыненко. – М.:Гардарики, 2007. – 159 с.
  21. Медико-социальная работа // Российская энциклопедия социальной работы, М., 1997, с.57.
  22. Новак Е.С. Технологии социальной работы: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 163 с.
  23. О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста: Приказ Минздрава России № 154 от 05.05.99 г. // Медицинская газета, 2002, № 3, с.9.
  24. Овчаров Е.А. Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2002. – 799 с.
  25. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
  26. Ремезова В.В. Благополучие семьи и судьба ребенка// Социальная профилактика и здоровье. –  №1. –  2004. – С. 18-19
  27. Решетников А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике // Социологические исследования, № 1, 2003 г.
  28. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.
  29. Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»/ Е.А. Сигида [и др.]; под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 346 с.
  30. Сметанин В.Н. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания подростков // Экономика здравоохранения, 2000, № 7, с.34.
  31. Социальная помощь семье и детям / Под редакцией Иващенко Г.В. - М.: 2004 - 149 с.
  32. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА – М, 2003г.- 427с.
  33. Социальная работа/ Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 480 с.
  34. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие/ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 327 с.
  35. Справочник социального работника/ В.Д. Альперович [и др.]; под общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336 с.
  36. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 256 с.
  37. Технологии социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Под общ. ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  38. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 400 с.
  39. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.
  40. Чичерин А., Зубкова Н. Охрана репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков на амбулаторно-поликлиническом этапе // Врач. 2004 г., № 9, с.21-22.
  41. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие/ Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
  42. Шурыгина Ю.Ю. Технологии и формы организации медико-социальной помощи на примере Республики Бурятия: Монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – 220 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в исследовании, направленном на изучение медико-социальных проблем семьей с детьми. Опрос носит анонимный характер. Информация, полученная в этом исследовании, будет использоваться исключительно в научных целях. Заранее благодарим Вас!

1. Ваш возраст_______________

 

2. Состоите ли Вы в браке?

А) Да, я состою в официальном  браке

Б) Да, я состою в гражданском  браке

В) Нет, но я состоял(а) в браке ранее

Г) Нет, я не состою и не состоял (а) в браке ранее

 

3. Укажите сколько у Вас детей (живущих с Вами).

А) 1 

Б) 2 

В) 3 

Г) больше 3

 

4. Укажите возраст Вашего ребенка (детей)_______________________

 

5. Оцените по десятибалльной шкале степень трудности решения некоторых жизненных проблем для Вашей семьи.

При этом оценка 10 соответствует значению «решение этой проблемы вызывает у  нас очень серьезные затруднения», а оценка 1 соответствует значению «для нашей семьи решение этой проблемы не вызывает никаких затруднений / проблема несущественна».

Проблемы здоровья детей

 

Проблемы здоровья родителей

 

Проблемы трудоустройства

 

Жилищные проблемы

 

Правовые проблемы, связанные с  семьей и детьми

 

Финансовые проблемы

 

Вопросы устройства быта

 

Образование детей

 

Уход и присмотр за детьми

 

Проблемы во взаимоотношениях между  родителями и детьми

 

Трудности во взаимоотношениях у детей

 

Организация досуга детей

 

У нас не возникает никаких трудностей

 

Другое (укажите, что именно)

 

 

6. На какой жилплощади Вы проживаете?

А) 1 комнатная квартира

Б) 2-х комнатная квартира

В) 3-х комнатная квартира

Г) 4-5 комнатная квартира

Д) Другое_____________________________________________________________________

 

7. Оцените, пожалуйста, степень материальной обеспеченности Вашей семьи возможен только один ответ

А) Денег не хватает, приходится экономить  на еде

Б) Денег хватает на еду и самое  необходимое (коммунальные услуги, моющие средства и т.п.)

В) Позволяем себе небольшие покупки (одежда, обувь и т. п.), на дорогие товары приходиться копить

Г) Покупаем дорогие товары, предметы длительного пользования и т.п.

 

8. Укажите, пожалуйста, Ваше образование и образование вашего супруга(и) (если есть)

Образование

Муж

Жена

Высшее

   

Неполное высшее

   

Среднее специальное

   

Среднее

   

Неполное среднее 

   

 

9. Имеете ли Вы специальность?

А) Да

Б) Нет

 

10. К какой из категорий по роду занятий, перечисленных ниже, Вы относите себя и своего супруга (супруги) (если есть)?  

Род занятий

Муж

Жена

Студент (ка)   

   

Рабочий (ая) 

   

Служащий (ая) на государственном предприятии

   

Менеджер 

   

Специалист с высшим образованием (врач, учитель, инженер) 

   

Научный работник

   

Руководитель среднего звена 

   

Руководитель высшего звена 

   

Предприниматель

   

Пенсионер 

   

В настоящее время не учусь и не работаю 

   

Другое (укажите, что именно)

   

 

11. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) Нет

Б) Только по праздникам

В) 1-2 раза в месяц

Г) 2 и более раза в неделю

 

 

12. Какой внутрисемейный климат преобладает в Вашей семье?

А) Полное взаимопонимание

Б) Возникают периодически споры

В) Преобладают постоянные конфликты

 

13. Как Вы оцениваете качество своей жизни?

А) высокое

Б) среднее

В) низкое

Г) крайне низкое

 

14. Какое состояние здоровья у ваших детей?_______________________________________

_____________________________________________________________________________

 

15. Какие специалисты в поликлинике по Вашему мнению необходимы для оказания медико-социальной помощи?____________________________________________________ 
_____________________________________________________________________________

 

16. В каких видах медико-социальной помощи Вы нуждаетесь?

А) Психологическая помощь

Б) Консультации по вопросам оформления пособий, льгот

В) Консультации по вопросам получения  медицинской помощи

Г) Помощь в организации и проведении досуга

Д) Установка на ЗОЖ

Е) Другое_____________________________________________________________________




Информация о работе Технологии медико-социальной работы в системе охраны материнства и детства