Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности соломоплетения в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ……………………………………………………6
1.1. История развития соломоплетения……………………………………….6
1.2. Техники создания кукол из соломы……………………………………….11

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»………………………….19
2.1. Этапы создания игрушки-сувенира из соломки «Кукла»………………19
2.2. Технология создания игрушки-сувенира…………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Файлы: 1 файл

ТРУД. Изготовление игрушек-сувениров..doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

 

4569

Технология  изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ……………………………………………………6

1.1. История  развития соломоплетения……………………………………….6

1.2. Техники создания кукол из соломы……………………………………….11

 

 

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»………………………….19

2.1. Этапы создания игрушки-сувенира из соломки «Кукла»………………19

2.2. Технология создания  игрушки-сувенира…………………………………20

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание личностного  начала сегодня самое трудное  и самое нужное дело в общечеловеческом смысле. Одним из направлений Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи является нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям. Проблема воспитания нравственности и духовности у подрастающего поколения является сегодня одним из ключевых моментов в программе возрождения нации, необходимы поиски наиболее оптимальных путей ее разрешения.

Важным условием для возрождения национального самосознания белорусов, возобновления народных традиций, обогащения культуры является обращение к отечественному художественному наследию. Однако в последние годы явным становится то, что много ценностей национальной культуры, к сожалению, утрачено. Результат этой проблемы – постепенная утрата духовности, деградация эстетических идеалов. В связи с этим социально – культурным явлением возрождение сути традиционной культуры является тем необходимым фактором, в котором заложен глубокий воспитательный потенциал. Поэтому в современных условиях приобрела актуальность проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства и прежде всего искусства декоративно – прикладного как наиболее близкого восприятию детей. Возвращение к традициям народного творчества очень важно как в целях сохранения национального самосознания, так и для воспитания духовности, формирования эстетической культуры человека.

Система национального  образования поворачивается к проблемам белорусской культуры. Традиционная культура всё смелее включается в учебный и воспитательный процесс. И это не случайно. В Беларуси оригинальное художественное развитее в наше время получило искусство художественной соломки. На протяжении последнего десятилетия соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой нашей страны. Расцвет белорусского соломоплетения и аппликации соломкой оценивается как своеобразный социально-культурный феномен, яркое художественное явление, результат возрождения национального самосознания и культуры белорусского народа [18].

Изучив соответствующую  литературу по проблемам преподавания народных художественных ремёсел, этнографическую и искусствоведческую литературу по вопросам использования изделий из соломки в быту белорусов, мы столкнулись с определёнными противоречиями:

 - было выявлено несовершенство системы включения работы с соломкой в учебно-воспитательный процесс;

- в республике не разработан курс изучения традиционных белорусских ремёсел в школах, не определены формы и методы преподавания, не конкретизирован материал по техническим приёмам работы с соломкой в классах;

- недостаточно в наличии разработанных циклов занятий по знакомству и работе с соломкой;

- данный вид  декоративно-прикладного искусства  не используется с целью формирования  национального самосознания детей.

По нашему мнению, занятия по соломке – один из источников формирования национального самосознания, что и обусловило выбор темы «Технология изготовления игрушек – сувениров из соломы, в начальной школе»

Объект исследования: кукла из соломки

Предмет исследования: технология создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.

Цель исследования: изучить особенности создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.

Задачи исследования.

  1. Изучить научную литературу по проблеме  исследования. 
  2. Рассмотреть особенности соломоплетения в Беларуси.
  3. На практике показать технологию создания  игрушки-сувенира «Кукла»  из соломки.

Методы исследования:

Для решения задач  исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа педагогической и искусствоведческой литературы.

Практическая  (социальная) значимость полученных результатов.

Предложенный в работе материал  может  быть использован  педагогами, а так же руководителями кружков по  изготовлению изделий  из соломки. Теоретические данные могут  лечь в основу написания уроков для  школьников и лекций для студентов по предметам народного творчества.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (21 источник). Общий объем работы без приложения составляет  26 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ

 

1.1. История   развития соломоплетения

 

История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории  человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.

 Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.

 Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями [20].

Плетение –  одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек [2].

Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек  со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из соломки  не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов  и украшений, в которых ярко и  образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали  особую сущность, хлебный дух, живущий  в сухом стебле. Чувствовали они  и земной дух, дух почвы. Так появилась  потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал. Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая [9].

С соломой крестьяне  связывали свою будущую жизнь, даруя  ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.

Бесчисленны поверья  и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны  многие народные ритуалы и праздники, приходящиеся на зиму, весну, лето. Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавили им очертания человеческой фигуры. Зачастую это делалось поистине мастерски.

Но этим народным творениям отпускался не долгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая [10].

Ни с чем  не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.

Народные мастера  украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек [12].

Из соломы выкладывались  изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных «пауков».

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и  в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так [16].

На занятиях по соломоплетению у школьников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Школьники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях [4].

Педагогическая  ценность познания народного и декоративно-прикладного  искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать  у школьников определенную культуру восприятия материального мира, способствует формированию эстетического отношения к действительности, помогает глубже познать художественно-выразительные средства и других видов изобразительного искусства [14].

Изготовление поделок  требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности  в работе глаза и руки, совершенствованию  координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения [3].

Труд по изготовлению поделок  из природного материала способствует развитию личности детей, воспитанию их характера. Изготовление аппликаций требует  определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие  качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальным коллективным [1].

Художественные приемы работы с соломкой складывались столетиями, беря свое начало в устойчивой системе  верований и представлений древних земледельцев. Соломка в жизни крестьян была органическим материалом и в труде, и в обрядовой деятельности. Много обрядов и праздников посвящалось хлебу, это и рождественские традиции, и зазывание весны с использованием соломенных птичек, и масленичные обряды, и зажинки, и дожинки, где используют колосья, снопы. Из соломки можно выполнить различные по своему назначению изделия: шкатулки, украшения, картины, интерьерные декоративные элементы и т.д. Кроме того, соломка прекрасно сочетается с мешковиной, льном, деревом, засушенными цветами и другим природным материалом, что значительно расширяет степень использования её в работе [13].

Информация о работе Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)