Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа
Цель исследования: изучить особенности создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности соломоплетения в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ……………………………………………………6
1.1. История развития соломоплетения……………………………………….6
1.2. Техники создания кукол из соломы……………………………………….11
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»………………………….19
2.1. Этапы создания игрушки-сувенира из соломки «Кукла»………………19
2.2. Технология создания игрушки-сувенира…………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
4569
Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ……………………………………………………6
1.1. История развития соломоплетения……………………………………….
1.2. Техники создания кукол из соломы……………………………………….11
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»………………………….19
2.1. Этапы создания игрушки-сувенира из соломки «Кукла»………………19
2.2. Технология создания
игрушки-сувенира…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание личностного начала сегодня самое трудное и самое нужное дело в общечеловеческом смысле. Одним из направлений Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи является нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям. Проблема воспитания нравственности и духовности у подрастающего поколения является сегодня одним из ключевых моментов в программе возрождения нации, необходимы поиски наиболее оптимальных путей ее разрешения.
Важным условием для возрождения национального самосознания белорусов, возобновления народных традиций, обогащения культуры является обращение к отечественному художественному наследию. Однако в последние годы явным становится то, что много ценностей национальной культуры, к сожалению, утрачено. Результат этой проблемы – постепенная утрата духовности, деградация эстетических идеалов. В связи с этим социально – культурным явлением возрождение сути традиционной культуры является тем необходимым фактором, в котором заложен глубокий воспитательный потенциал. Поэтому в современных условиях приобрела актуальность проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства и прежде всего искусства декоративно – прикладного как наиболее близкого восприятию детей. Возвращение к традициям народного творчества очень важно как в целях сохранения национального самосознания, так и для воспитания духовности, формирования эстетической культуры человека.
Система национального образования поворачивается к проблемам белорусской культуры. Традиционная культура всё смелее включается в учебный и воспитательный процесс. И это не случайно. В Беларуси оригинальное художественное развитее в наше время получило искусство художественной соломки. На протяжении последнего десятилетия соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой нашей страны. Расцвет белорусского соломоплетения и аппликации соломкой оценивается как своеобразный социально-культурный феномен, яркое художественное явление, результат возрождения национального самосознания и культуры белорусского народа [18].
Изучив соответствующую литературу по проблемам преподавания народных художественных ремёсел, этнографическую и искусствоведческую литературу по вопросам использования изделий из соломки в быту белорусов, мы столкнулись с определёнными противоречиями:
- было выявлено несовершенство системы включения работы с соломкой в учебно-воспитательный процесс;
- в республике не разработан курс изучения традиционных белорусских ремёсел в школах, не определены формы и методы преподавания, не конкретизирован материал по техническим приёмам работы с соломкой в классах;
- недостаточно в наличии разработанных циклов занятий по знакомству и работе с соломкой;
- данный вид
декоративно-прикладного
По нашему мнению, занятия по соломке – один из источников формирования национального самосознания, что и обусловило выбор темы «Технология изготовления игрушек – сувениров из соломы, в начальной школе»
Объект исследования: кукла из соломки
Предмет исследования: технология создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.
Цель исследования: изучить особенности создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.
Задачи исследования.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа педагогической и искусствоведческой литературы.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Предложенный в работе материал может быть использован педагогами, а так же руководителями кружков по изготовлению изделий из соломки. Теоретические данные могут лечь в основу написания уроков для школьников и лекций для студентов по предметам народного творчества.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (21 источник). Общий объем работы без приложения составляет 26 страниц.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ
1.1. История развития соломоплетения
История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.
Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.
Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями [20].
Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек [2].
Плетение из
соломки – пожалуй, самый интересный
вид художественного
Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.
И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал. Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая [9].
С соломой крестьяне
связывали свою будущую жизнь, даруя
ей роль предсказательницы в
Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.
Традицией ритуальных
действий с соломой и изготовления
из нее обрядовых изделий
Но этим народным творениям отпускался не долгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая [10].
Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.
Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек [12].
Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных «пауков».
Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так [16].
На занятиях по соломоплетению у школьников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Школьники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях [4].
Педагогическая
ценность познания народного и декоративно-
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует
развитию сенсомоторики –
Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности детей, воспитанию их характера. Изготовление аппликаций требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальным коллективным [1].
Художественные приемы работы с соломкой складывались столетиями, беря свое начало в устойчивой системе верований и представлений древних земледельцев. Соломка в жизни крестьян была органическим материалом и в труде, и в обрядовой деятельности. Много обрядов и праздников посвящалось хлебу, это и рождественские традиции, и зазывание весны с использованием соломенных птичек, и масленичные обряды, и зажинки, и дожинки, где используют колосья, снопы. Из соломки можно выполнить различные по своему назначению изделия: шкатулки, украшения, картины, интерьерные декоративные элементы и т.д. Кроме того, соломка прекрасно сочетается с мешковиной, льном, деревом, засушенными цветами и другим природным материалом, что значительно расширяет степень использования её в работе [13].