Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности соломоплетения в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ……………………………………………………6
1.1. История развития соломоплетения……………………………………….6
1.2. Техники создания кукол из соломы……………………………………….11

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»………………………….19
2.1. Этапы создания игрушки-сувенира из соломки «Кукла»………………19
2.2. Технология создания игрушки-сувенира…………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Файлы: 1 файл

ТРУД. Изготовление игрушек-сувениров..doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Так же были подобраны материалы, инструменты, приспособления, оборудование необходимое для создания куклы.

Решили, что  для работы понадобятся следующие  материалы и инструменты:

    • Ржаная солома;
    • Клей ПВА, который не меняет цвет соломы, быстро и прочно приклеивает её к бумаге;
    • Мягкая кисточка для клея;
    • Острые ножницы двух размеров: одни с длиной лезвия до 5 см., вторые – маникюрные с прямыми лезвиями;
    • Карандаш;
    • Толстая игла или шило;
    • Нитки для перевязывания;
    • Ткань для пошива костюма для куклы.

Конструкторский и технологические этапы

Анализ идей и выбор оптимального варианта был начат с изучения фотографий, картин, выполненных в технике соломоплетения, готовых работ мастеров этого вида декоративно-прикладного творчества.

Затем к работе была подготовлена солома следующим образом.

Для плетения используют преимущественно ржаную солому, заготовленную специально вручную в период молочно-восковой спелости.

Длинный, тонкий и ровный стебель ее делится на 4 - 5 междоузлий-коленец, верхнее - около 50 см. Толщина отрезков между узлами равномерно уменьшается к верхушке стебля, что особенно важно при плетении. Ржаная соломка отличается довольно высокой прочностью и упругостью. Поэтому она наиболее пригодна для плетения изделий, испытывающих значительные нагрузки: корзин, сумок, ковриков.

В то же время  распаренная и вымоченная в воде, солома становится настолько гибкой, что из нее можно плести очень  мелкие изделия с тонкой отделкой.

В художественных изделиях особенно ценятся интенсивный  переливчатый блеск и разнообразная  окраска ржаной соломки, имеющая широкую гамму оттенков - от белого и желто-лимонного до бурого и красно-коричневого.

У каждой соломины ножницами отрезают нижнюю часть  стебля и колос, снимают листья, а  затем разрезают на отдельные  коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют по длине и толщине и связывают в пучки.

Для изготовления соломенной скульптуры применяют верхнюю, более тонкую и длинную часть  стебля ржаной соломки. В тех случаях, когда делают крупные скульптурные изображения, используют стебель целиком. При изготовлении фигурок, помимо ножа, понадобятся ножницы (для обрезания связанных пучков), иголка.

Хорошо размоченную  солому второго и третьего сорта, одинаковой длины, отряхнув от воды, собирают в пучок не толще 6—7 сантиметров. Затем пучок сгибают в центре и перевязывают крепкой ниткой, образуя как бы голову и шею. С обеих сторон пучка отделяют по небольшому пучку для рук.

Руки обматывают цветными нитками — мулине, шелком или шерстью. Далее сгибают руки в локтях и подсовывают их между  соломинами в середине туловища. Крепкой ниткой плотно перевязывают талию (см. Рисунок 2.1). Для устойчивости туловище делается без ног, как бы в длинной юбке. Если окружность юбки мала, подсовывают дополнительные соломинки поглубже за талию.

Рисунок 2.1 – Изготовление основы куклы

 

В завершение, повязывают голову куклы платочком и надевают ей фартучек  (см. Рисунок 2.2). И платочек и фартук делают из очень легкой ткани. Разрисовывать лицо не обязательно. Лицо куклы можно сделать из плотной бумаги, нарисовав и раскрасив глаза, брови, нос, рот и волосы. Лицо вставляется в соломенную голову.

 

 

 

Рисунок 2.2 – Оформление  куклы

 

Чтобы придать  фигуркам динамичность, нужно согнуть  их руки и зафиксировать в определенном положении. Для этого в середину пучка, из которого делаются руки, вставляется мягкая проволока. В руки фигуркам дают пучок льна, корзинку, свирель, посох, хлеб с солью.

Заключительный  этап – оформление работы.  Куклу можно одеть   в костюм с элементами белорусского орнамента, сшитый из лоскутков льняной ткани.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа с природным  материалом заключает в себе большие  возможности сближения ребенка  с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней  и формирования первых трудовых навыков. На протяжении последних десятилетий соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой искусства Беларуси. Стремительное и бурное развитие этих ремесел во второй половине 20 века, позволили им от первобытного уровня форм и техник достичь вершин профессионального искусства

В народном искусстве  соломка является незаменимым пластическим материалом. Скрученные, согнутые, связанные в пучки соломки в руках мастеров превращаются в кукол, фигурки животных и птиц. Искусство соломоплетения — занятие достаточно трудоемкое, но не менее увлекательное, требующее особого знания материала и владения им. Здесь необходимо чувствовать объем, пропорциональные соотношения, уметь подметить и передать характерные особенности изображения.

Произведения современных  мастеров украшают экспозиции многих музеев. Они достойны создания собственного музея, где были бы сохранены, собраны воедино и представлены в полном объеме развившихся в этих ремеслах направлений, как унаследованных из прошлого, так и возникших на ниве неустанных поисков современных мастеров. Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и техниками.

Во второй главе  работы была рассмотрена технология создания изделия из соломки на примере соломенной куклы. Были подробно рассмотрены следующие этапы работы; подготовительный, конструкторский, технологический и заключительный. Также описаны изобразительно выразительные средства творческой работы.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. 100 поделок из природных материалов / Под ред. И.В. Новикова, А.В. Базулина. Ярославль: Академия Холдинг. 2002.
  2. Адраджэнне забытага рамяства: Метад.дапамож.для гурткоў па пляценню з саломкі і сыравіны дрэва,аплікацыі саломкай / М.П.Жабінская,М.М.Шкут,А.І.Красічкава,Н.У.Лось; Рэсп.навук.-метад.цэнтр нар.творчасці і культ.-асветнай работы. - Мн., 1985.
  3. Андреева Л.Г. Трудовое воспитание в народной педагогике. Автореферат дис. на соиск уч. степ. кан.пед.наук. Пятигосрск., 2001.
  4. Арасланова Т.А. Методыка азнаямлення навучэнцаў з творамі народнага дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва / Изобразительное искусство в системе образования. Витебск, 1996.
  5. В стране творчества: пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков и родителей /  Авт сост С.Ф. Гагарина, Н.В. Черникова. -  Мн.: Беларусь. -  1999. – 201 с.
  6. Власов, В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. / В. Г. Власов.  — СПб.: Лита,  2001. – 615 с.
  7. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры / Уклад.: Н. Ул. Зайцава і інш. Мн., 2003.
  8. Илюшин, Л. С. Возможности дополнительного образования в процессе социализации школьников // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 10. – С. 61 – 63.
  9. Лазарева, А.В. Плетение лозой, соломой, берестой, рогозом / А.В. Лазарева. М.: Аделант, 2000.
  10. Лобачевская О.А. Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. – Мн.: Полымя, 1997.
  11. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. М. «Культура и традиции». 2000.
  12. Народныя мастацкия рамествы Беларуси/ Уклад. Я.М.Сахута. – 2-ое изд. –Мн.: Беларусь 2001 -168
  13. Репина, Т.А. Художественные изделия из соломки/ Т.А. Репина. Мн.: Беларусь, 2006.
  14. Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна – прыкладное мастацтва: 2– ое выд., перапрац. і дап. – Мн.: Беларусь, 2001.
  15. Сахута Я.М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии. – Мн.: Нар. асвета, 1992.
  16. Спадчына маей краины: матэрыял для азнаямлення дзяцей з гисторыяй и култльтурай Беларуси. У 2 частках Ч.2 /Склад И.К.Грыкевич. – 2-е выд. Мазыр Сожействие 2006. – 124
  17. Технология соломоплетения: Пособие для учителей эксперим. шк.: 7-й кл. / А.Ф.Журба, В.Р.Мамчиц, Г.Н.Кухаренко и др.. - Мн.: НИО, 2000.
  18. Традыцыйныя рамёствы Беларусі: Саломапляценне. Ткацтва. Вышыўка. Разьба па дрэву: Праграмы для дамоў рамёстваў / Беларус. ін-т прабл. культуры. - Мн., 1995.
  19. Фролова Е. Соломенные человечки. // Народное творчество. – 1997. - № 1. – с.12, 19.
  20. Шкут, Н.Н.   Белорусские художественные промыслы: (изделия из соломки и лозы) / Н. Н. Шкут. - Минск: Наука и техника, 1985.
  21. Эгамов, А. Создание художественных изделий из соломки.  Электронный ресурс: // http://www.sanat.orexca.com/rus/.

 

 

 


Информация о работе Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)