Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности создания игрушки-сувенира «Кукла» из соломки.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности соломоплетения в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ИЗ СОЛОМКИ……………………………………………………6
1.1. История развития соломоплетения……………………………………….6
1.2. Техники создания кукол из соломы……………………………………….11

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»………………………….19
2.1. Этапы создания игрушки-сувенира из соломки «Кукла»………………19
2.2. Технология создания игрушки-сувенира…………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Файлы: 1 файл

ТРУД. Изготовление игрушек-сувениров..doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Мастера и художники возродили  старые и развивают новые направления  в соломоплетении и аппликации. Ярким примером жизнеспособности народного искусства и его развития стали произведения белорусских мастеров, которые известны как «белорусская соломка» [15].

Декоративно-прикладное искусство  – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. В процессе занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир [7].

Практические занятия, кроме  решения художественно-эстетических задач, позволяют формировать общие  трудовые навыки: аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение заранее предвидеть результаты своих действий, планирование последовательности выполнения, творческое преобразование своего опыта.

Средствами декоративно-прикладного  искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся [18].

Таким образом, знакомство и работа с соломкой является важным элементов воспитания школьников. На таких занятиях можно проводить вводные беседы, направленные на формирование национального самосознания, знакомство с историей и культурой родного края. Такие занятия оказывают влияние на все сферы психического развития ребенка.

 

 

1.2. Техники  создания кукол из соломы

 

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями  в далекое прошлое. Такие куклы  и фигурки были не только игрушками  для детей, но и использовались в  различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и  защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее [6].

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол  пришли в нашу жизнь, стали темой  для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготавливать  различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над  соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры –  каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо, следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объеме, а соломка, отходящая от перевязки, становится похожей на веер, который можно красиво распушить. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо сохраняет форму, даже если перевязку затем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а также некоторых элементов одежды. Еще один вариант украшения изделия – перевязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку [21].

Изготовление  кукол начинают именно с выполнения каркаса, уже затем соломенные фигурки  можно разнообразить: придать им какие-нибудь черты характера или  нарядить в плетеные одежды. Собственная  фантазия подскажет вам, как можно  украсить куклу, используя различные плетеные элементы для одежды, головных уборов. Не следует забывать и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной, а порой даже нелепой.

Величина куклы  будет зависеть от длины соломки, которая будет использоваться для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15–20 см. Соломку необходимо выбирать тонкую или средней толщины, но обязательно без коленцев. Следует помнить и о том, что соломенный стебель имеет по своей длине разную окраску, поэтому необходимо старайться, чтобы на «лицевой», видной стороне оказалась только красивая, равномерно окрашенная соломка.

Существует  несколько наиболее простых, традиционных для народного творчества, конструкций  кукол [19].

Вариант 1. Берется пучок из 50–70 соломин и сгибается по центру. Концы перекручиваются внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевязывается туго нитками, концы сжимают рукой и подстригают ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (см. Рисунок1.1)

Рисунок 1.1 –  Один из способов изготовления куклы

Вариант 2. Перевязывают сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделяют с обеих сторон по 15 соломин, плетут из них косички, которые затем выгибают полукругом. Перевязывают пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подравнивают. На голову кукле можно завязать косынку, а на талию – фартук из ткани (см. Рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2. –  Второй вариант изготовления куклы  из соломы

 

Вариант 3 [11]. Сначала надо сделать «закрытую голову». Следует взять пучок соломы немного подлиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевязать туго верхушку пучка, разделив оставшуюся часть пополам и поднять вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрятать» ее. Затем крепко сжать отогнутый пучок руками и снова перевязать его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки. Затем перевернуть пучок на 180° (см. Рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Третий вариант изготовления игрушки из соломы

 

Вариант 4 [5]. Берут небольшой пучок соломы и перевязывают его с обоих концов. Получаются руки.

Вставляют их в пучок-туловище, разделенный на две части. Часть, которая приходится на грудь куклы, перегибают. Соединяют соломку-туловище, перевязав его на линии талии подравнивают концы. Сгибают руки куклы и фиксируют их в таком положении, связав с туловищем, пока не высохнет соломка.

Получившиеся  куклы будут небольшого размера, поскольку изготовляют их из цельного пучка соломки. Чтобы кукла была побольше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это туловище и юбка.

Юбку можно  сделать из отдельного пучка соломы, который перевязывают в верхней  части. Пучок-юбку вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки (см. Рисунок 1.4).

Рисунок 1.4. – Техника  изготовления куклы в юбке

 

Юбку куклы можно  закрепить также поверх туловища, чтобы получилось подобие препоясанного  платья. Для этого место соединения юбки и туловища скрывают перевязкой из соломки или ленточкой. Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны.

Юбку можно  сделать и по-другому: сшить стебли соломы (лучше на машинке) в форме  веера, обернуть вокруг талии и связать с туловищем.

С соломой приятно  работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно  собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием.

Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др.

Таким образом, соломка является доступным  и дешевым материалом для изготовления поделок и сувениров, одним из которых является кукла. Изготовление таких сувениров можно начинать уже в начальных классах. Данный вид народного творчества интересен детям всех возрастов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по первой главе

 

На основании  анализа литературы были сделаны следующие выводы:

  1. Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта. Цвет ее меняется в зависимости от того, как она расположена в работе: вертикально или горизонтально.
  2. Через ознакомление школьников с народным творчеством идет развитие позновательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну, что в свою очередь ведет к формированию национального самосознания. Воспитывается старательность, аккуратность, инициативность.
  3. У славян куклам придавалось  особое значение. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  СОЗДАНИЮ ИГРУШКИ-СУВЕНИРА ИЗ СОЛОМКИ «КУКЛА»

 

2.1. Этапы создания  игрушки-сувенира из соломки «Кукла»

 

Этапы реализации проекта по выполнению игрушки-сувенира:

    1. Подготовительный
    2. Конструкторский
    3. Технологический
    4. Заключительный     

Подготовительный  этап:

    • Выбор темы
    • Обдумывание технологии выполнения
    • Составление плана выполнения

Конструкторский этап

    • Рассмотрение вариантов и отбор оптимального
    • Сбор и обработка материала
    • Разработка конструкции

Технологический этап

    • Выполнение практической части проекта
    • Учёт требований технологии и дизайна
    • Самоконтроль качества выполнения
    • Соблюдение правил техники безопасности

Заключительный  этап

    • Оформление работы

 

 

 

 

2.2. Технология создания игрушки-сувенира

 

Подготовительный  этап

Началом  композиционных поисков был замысел. В качестве объекта взяли куклу. Идея возникла на основании ниже перечисленных фактов.

Куклы из соломы делают с давних времен. Еще крепостные крестьяне устраивали себе кукольные  представления из ярко обмотанных, веселых и легких соломенных матрешек.

Кукла из соломы так  же стара, как знаменитый «петрушка», основоположник нынешнего кукольного театра. В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии.

 В ней  сливались эстетические, культовые  и магические начала. Это всегда  учитывалось древним народным  мастером. Постепенно магическая  роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию.

Подготовка  материала для работы.

Соломку для  работы выбрали ржаную, так как она более золотистая, имеет природный блеск, хорошо поддаётся обработке.

Информация о работе Технология изготовления игрушек - сувениров (материал по выбору), в начальной школе (солома)