Технология изготовления изделий в технике пэчворк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть технологию изготовления покрывала в технике пэчворк.
Объект исследования: технологический процесс лоскутного шитья.
Предмет исследования: лоскутное покрывало в технике пэчворк.


Задачи:
Проанализировать имеющуюся информацию, исторические сведения по лоскутному шитью.
Рассмотреть пэчворк в современном интерьере, его цветовое воздействие на человека.
Изучить технологию изготовления изделий в лоскутной технике, изготовить покрывало в технике пэчворк.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы изучения технологии лоскутного шитья
1.1. История возникновения и развития лоскутного шитья …………..5
1.2. Пэчворк в современном интерьере, воздействие цвета на
человека ………………………………………………………………….8
1.3. Виды и способы соединения лоскутов…………………………….12
Глава 2. Технология изготовления лоскутного покрывала в технике пэчворк
2.1. Классификация и виды покрывал.…………………………………17
2.2. Организация рабочего места и техника безопасности при выпол-
нении ручных работ, машинных работ и ВТО……………...…………20
2.3. Технология изготовления лоскутного покрывала ……………….29
Заключение ………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Технология изготовления изделий в технике пэчворк.docx

— 491.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Ишимский государственный педагогический институт

им. П.П. Ершова

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра теории и методики

преподавания физики, технологии и предпринимательства

 

Специальность 050502.65 «Технология и предпринимательство»

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ

 

Технология изготовления изделий в технике пэчворк

 

 

 

 

  Работу выполнил:

           студентка ЗО ФТиП

                   3 курса, 411 гр.  

                   Фуфаева Наталья                                                   

                   Юрьевна    

 

                Руководитель: Козинец        

            Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ишим 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы изучения технологии лоскутного шитья

1.1. История возникновения и развития  лоскутного шитья …………..5

1.2. Пэчворк в современном интерьере, воздействие цвета на 

 человека ………………………………………………………………….8

1.3. Виды и способы соединения лоскутов…………………………….12

Глава 2. Технология  изготовления лоскутного покрывала в технике пэчворк

2.1. Классификация и виды покрывал.…………………………………17

2.2. Организация рабочего места и техника безопасности при выпол-

нении ручных работ, машинных работ и ВТО……………...…………20

2.3. Технология изготовления лоскутного покрывала ……………….29

Заключение ………………………………………………………………………32

Библиографический список……………………………………………………..34

Приложения

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает своё второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитьё.

Современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур. Одним из наиболее ярких и оригинальных декоративных элементов, который применяется при оформлении помещений в этих интерьерных стилях, является пэчворк.

Пэчворк (от англ. patch – заплатка или лоскут; work – работа) - это вид шитья, в котором используются лоскуты разных тканей [11, с.375]. Из небольших обрезков новой ткани, а также из уже ношеной, мастерицы в старину шили яркие разноцветные покрывала, одеяла, коврики, занавески, одежду. Лоскутное шитьё очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, имеет огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Выбранная тема курсовой работы «Технология изготовления изделий в технике пэчворк» является актуальной, так как лоскутное шитье развивает творческие способности, учит  экономии и аккуратности.

Цель работы: рассмотреть технологию изготовления покрывала в технике пэчворк.

Объект исследования: технологический процесс лоскутного шитья.

Предмет исследования: лоскутное покрывало  в технике пэчворк.

 

 

Задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся информацию, исторические сведения по лоскутному шитью.
  2. Рассмотреть  пэчворк в современном интерьере, его цветовое воздействие на человека.
  3. Изучить технологию изготовления изделий в лоскутной технике, изготовить покрывало в технике пэчворк.

Методы исследования: аналитический, технологический.

Структура работы: данная работа состоит из введения, где определена актуальность данной темы, сформулирована цель, поставлены задачи. Работа состоит из двух глав: глава первая рассматривает возникновение лоскутного шитья, применение техники пэчворк в современном интерьере и воздействие цвета на человека, способах  и видах соединения лоскутков; глава вторая классифицирует виды покрывал, рассказывает об организации рабочего места при выполнении работ, технике безопасности, и изготовлении покрывала в лоскутной технике пэчворк. В заключении сделаны выводы по основным сформулированным задачам, определены перспективы развития данной лоскутной техники. В библиографическом списке указано 16 источников. В приложении помещены фотографии изделий в технике пэчворк, схемы рабочих мест при выполнении швейных работ.

Практическая значимость: теоретический материал может быть использован на уроках технологии, истории, внеклассной деятельности и на занятиях кружков, а покрывало может являться элементом декора в интерьере.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения технологии лоскутного шитья


    1. История возникновения и развития лоскутного шитья

История возникновения лоскутного шитья восходит к очень отдален-ным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры - это лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации египетскими женщинами. Сохранились мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э. В Китае IV - IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к пещере тысячи Будд (находившейся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном. Возникновение лоскутного шитья в Японии обязано тем, что политики ограничили (а в некоторых местностях и запретили) импорт китайских тканей, текстиль стал страшным дефицитом, и традиция экономного расхода тканей прочно вошла в быт японцев. 

 Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. В Европу техника лоскутного шитья была занесена, скорее всего, с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества [3, с.15].

В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, с появлением фабричных тканей, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Оставшиеся после раскроя лоскутки экономные хозяйки тоже пускали в дело. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Почти в каждом доме были веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, яркие коврики и много других предметов домашнего обихода, не только полезных, но и красивых, радующих глаз. Мастерицы собирали квадраты и треугольники в строгие геометрические орнаменты или в свободные красочные композиции, напоминающие вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков тканей, ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе дерюжками. Настоящим произведением прикладного искусства можно считать пестрые, живописные «ляпачихи» — покрывала с густым мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.

Некоторые источники утверждают, что техника лоскутной мозаики возникла «от бедности». В той же Америке кризисные 1930-е, а затем и послевоенные годы не способствовали занятию пэчворком, вряд ли лоскутным творчеством может заниматься замученная тяжелым трудом фабричная работница – прачка или уборщица. Нищета порождает только нищету. А женщины среднего класса имеют и больше времени, и сил, и деньги (что немаловажно), чтобы разнообразить свой досуг и одновременно сотворить что-то красивое и полезное с точки зрения экономики. Непревзойденными остаются немецкие бюргерши, перетягивающие сиденья на стульях в технике лоскутной мозаики.

 В основе лоскутного шитья лежит стремление человечества к творчеству, красоте и самовыражению. Первые американские поселенцы занимались лоскутным шитьем не только от бедности – эта, часто совместная работа в первую очередь объединяла людей, вырванных обстоятельствами из своей привычной среды, в нечто похожее на клубы «по интересам». Она давала им удовлетворение от творчества и одновременно позволяла создавать необходимые в хозяйстве вещи – красивые, добротные и экономные, например знаменитые американские килты – лоскутные одеяла, прошитые строчкой. При этом над ними довлела пуританская традиция экономности и труда. По сей день эмиши – протестантские сектанты, проживающие в штате Пенсильвания и строго сохраняющие и в XXI веке традиции жизненного уклада и костюма XIX века, – занимаются пэчворком [6, с.36].

 В Америке очередной подъем  интереса к лоскутной мозаике  как к виду творчества связан  с повышением уровня жизни, стабильностью  последних трех десятилетий, созданием  новых красочных тканей и развитием культуры. В долгой истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства.

Большинство ранних квилтов - это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков.  Объемная аппликация – это разновидность аппликации из лоскутов ткани. Каждая деталь набивается синтепоном [7, с.25].

Изделия из лоскутов впитали в себя особый дух и непосредст-венность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. Лоскутное шитье привлекает большое внимание не только домашних рукодельниц, но и профессиональных художников, создающих панно, ковры, модели одежды [7, с.27].

Сейчас и на Западе, и у нас профессиональные мастерицы лоскутного шитья подбирают новые ткани в необходимой нужной тональности прямо в магазине, а композиции рассчитывают на компьютере. Но есть свое очарование в настенном панно или одеяле, где собраны вместе лоскутки, оставшиеся от семейной одежды в таком изделии заключается некая радостная событийность жизни, и подобное одеяло может стать своеобразным счастливым талисманом, тотемом дома на долгие годы.

 Лоскутная техника многогранна и неповторима. Во всем мире невозможно найти две одинаковых работы, созданные из лоскутов ткани. И при всем вашем желании сделать «копию» классического варианта пэчворка тоже нельзя: в любом случае изделие приобретает совершенно другой неповторимый облик. Создавая изделие из кусочков ткани, совершенно не обязательно строго следовать определенным правилам. Современная мода все чаще обращается за вдохновением к народным промыслам, и выпол-ненные в технике пэчворк наряды и аксессуары нередко появляются на показах самых знаменитых дизайнеров.

 

 

1.2. Пэчворк  в современном интерьере, воздействие  цвета на 

 человека 

Пэчворк, в последнее время, стал очень популярным, сейчас чрезвычайно ценится и ручная работа, и индивидуальный стиль. Дизайнеры утверждают, что в каждой комнате должна быть своя основная, так называемая фокусная точка, то, на чем останавливается взгляд посетителя. В одном помещении это может быть живописная картина, в другом – зеркальный потолок, в третьем – ковер, акцент может быть сделан где угодно и с помощью какого угодно предмета. Можно расставить эти акценты с помощью такой необычной в современном интерьере древней техники, как пэчворк. Эта невероятно привлекательная техника заинтересовала дизайнеров по интерьеру. Перед ними открылись широчайшие возможности создания уникальных интерьеров.

Пэчворк - один из наиболее оригинальных и ярких декоративных элементов и современные дизайнеры очень активно применяют лоскутную технику при оформлении интерьеров жилых помещений. Одна из оригинальных идей - стены в стиле пэчворк (Приложение 1). Специалисты рекомендуют использовать в этом случае флизелиновые обои: они хорошо сохраняют свою форму и при смазывании клеем не растягиваются. Возможно, стоит оклеивать обоями, выполненными в технике пэчворк, только одну стену или использовать их в качестве естественного разделителя для зонирования помещения, например, детской комнаты [1, с.46].

Декорировать стены в стиле пэчворк можно также с помощью панно, гобеленов, настенных аппликаций. Сочетание цветов и композиционные решения не ограничиваются, но при использовании лоскутных обоев необходимо избегать пестроты и ряби.

Информация о работе Технология изготовления изделий в технике пэчворк