Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 16:38, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть технологию изготовления покрывала в технике пэчворк.
Объект исследования: технологический процесс лоскутного шитья.
Предмет исследования: лоскутное покрывало в технике пэчворк.
Задачи:
Проанализировать имеющуюся информацию, исторические сведения по лоскутному шитью.
Рассмотреть пэчворк в современном интерьере, его цветовое воздействие на человека.
Изучить технологию изготовления изделий в лоскутной технике, изготовить покрывало в технике пэчворк.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы изучения технологии лоскутного шитья
1.1. История возникновения и развития лоскутного шитья …………..5
1.2. Пэчворк в современном интерьере, воздействие цвета на
человека ………………………………………………………………….8
1.3. Виды и способы соединения лоскутов…………………………….12
Глава 2. Технология изготовления лоскутного покрывала в технике пэчворк
2.1. Классификация и виды покрывал.…………………………………17
2.2. Организация рабочего места и техника безопасности при выпол-
нении ручных работ, машинных работ и ВТО……………...…………20
2.3. Технология изготовления лоскутного покрывала ……………….29
Заключение ………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Ишимский государственный педагогический институт
им. П.П. Ершова
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра теории и методики
преподавания физики, технологии и предпринимательства
Специальность 050502.65 «Технология и предпринимательство»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Технология изготовления изделий в технике пэчворк
Работу выполнил:
студентка ЗО ФТиП
3 курса, 411 гр.
Фуфаева Наталья
Юрьевна
Руководитель: Козинец
Наталья Николаевна
Ишим 2014
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение………………………………………………………… | |
Глава 1. Теоретические основы изучения технологии лоскутного шитья | |
1.1. История возникновения и | |
1.2. Пэчворк в современном человека ………………………………………………………………….8 1.3. Виды и способы соединения лоскутов…………………………….12 | |
Глава 2. Технология изготовления лоскутного покрывала в технике пэчворк | |
2.1. Классификация и виды покрывал.…………………………………17 | |
2.2. Организация рабочего места и техника безопасности при выпол- нении ручных работ, машинных работ и ВТО……………...…………20 | |
2.3. Технология изготовления лоскутного покрывала ……………….29 | |
Заключение ………………………………………………………………………32 | |
Библиографический список……………………………………………………..34 | |
Приложения | |
Введение
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает своё второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитьё.
Современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур. Одним из наиболее ярких и оригинальных декоративных элементов, который применяется при оформлении помещений в этих интерьерных стилях, является пэчворк.
Пэчворк (от англ. patch – заплатка или лоскут; work – работа) - это вид шитья, в котором используются лоскуты разных тканей [11, с.375]. Из небольших обрезков новой ткани, а также из уже ношеной, мастерицы в старину шили яркие разноцветные покрывала, одеяла, коврики, занавески, одежду. Лоскутное шитьё очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, имеет огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Выбранная тема курсовой работы «Технология изготовления изделий в технике пэчворк» является актуальной, так как лоскутное шитье развивает творческие способности, учит экономии и аккуратности.
Цель работы: рассмотреть технологию изготовления покрывала в технике пэчворк.
Объект исследования: технологический процесс лоскутного шитья.
Предмет исследования: лоскутное покрывало в технике пэчворк.
Задачи:
Методы исследования: аналитический, технологический.
Структура работы: данная работа состоит из введения, где определена актуальность данной темы, сформулирована цель, поставлены задачи. Работа состоит из двух глав: глава первая рассматривает возникновение лоскутного шитья, применение техники пэчворк в современном интерьере и воздействие цвета на человека, способах и видах соединения лоскутков; глава вторая классифицирует виды покрывал, рассказывает об организации рабочего места при выполнении работ, технике безопасности, и изготовлении покрывала в лоскутной технике пэчворк. В заключении сделаны выводы по основным сформулированным задачам, определены перспективы развития данной лоскутной техники. В библиографическом списке указано 16 источников. В приложении помещены фотографии изделий в технике пэчворк, схемы рабочих мест при выполнении швейных работ.
Практическая значимость: теоретический материал может быть использован на уроках технологии, истории, внеклассной деятельности и на занятиях кружков, а покрывало может являться элементом декора в интерьере.
Глава 1. Теоретические основы изучения технологии лоскутного шитья |
История возникновения лоскутного шитья восходит к очень отдален-ным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры - это лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации египетскими женщинами. Сохранились мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э. В Китае IV - IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к пещере тысячи Будд (находившейся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном. Возникновение лоскутного шитья в Японии обязано тем, что политики ограничили (а в некоторых местностях и запретили) импорт китайских тканей, текстиль стал страшным дефицитом, и традиция экономного расхода тканей прочно вошла в быт японцев.
Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. В Европу техника лоскутного шитья была занесена, скорее всего, с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества [3, с.15].
В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, с появлением фабричных тканей, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Оставшиеся после раскроя лоскутки экономные хозяйки тоже пускали в дело. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Почти в каждом доме были веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, яркие коврики и много других предметов домашнего обихода, не только полезных, но и красивых, радующих глаз. Мастерицы собирали квадраты и треугольники в строгие геометрические орнаменты или в свободные красочные композиции, напоминающие вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков тканей, ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе дерюжками. Настоящим произведением прикладного искусства можно считать пестрые, живописные «ляпачихи» — покрывала с густым мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.
Некоторые источники утверждают, что техника лоскутной мозаики возникла «от бедности». В той же Америке кризисные 1930-е, а затем и послевоенные годы не способствовали занятию пэчворком, вряд ли лоскутным творчеством может заниматься замученная тяжелым трудом фабричная работница – прачка или уборщица. Нищета порождает только нищету. А женщины среднего класса имеют и больше времени, и сил, и деньги (что немаловажно), чтобы разнообразить свой досуг и одновременно сотворить что-то красивое и полезное с точки зрения экономики. Непревзойденными остаются немецкие бюргерши, перетягивающие сиденья на стульях в технике лоскутной мозаики.
В основе лоскутного шитья лежит стремление человечества к творчеству, красоте и самовыражению. Первые американские поселенцы занимались лоскутным шитьем не только от бедности – эта, часто совместная работа в первую очередь объединяла людей, вырванных обстоятельствами из своей привычной среды, в нечто похожее на клубы «по интересам». Она давала им удовлетворение от творчества и одновременно позволяла создавать необходимые в хозяйстве вещи – красивые, добротные и экономные, например знаменитые американские килты – лоскутные одеяла, прошитые строчкой. При этом над ними довлела пуританская традиция экономности и труда. По сей день эмиши – протестантские сектанты, проживающие в штате Пенсильвания и строго сохраняющие и в XXI веке традиции жизненного уклада и костюма XIX века, – занимаются пэчворком [6, с.36].
В Америке очередной подъем интереса к лоскутной мозаике как к виду творчества связан с повышением уровня жизни, стабильностью последних трех десятилетий, созданием новых красочных тканей и развитием культуры. В долгой истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства.
Большинство ранних квилтов - это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Объемная аппликация – это разновидность аппликации из лоскутов ткани. Каждая деталь набивается синтепоном [7, с.25].
Изделия из лоскутов впитали в себя особый дух и непосредст-венность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. Лоскутное шитье привлекает большое внимание не только домашних рукодельниц, но и профессиональных художников, создающих панно, ковры, модели одежды [7, с.27].
Сейчас и на Западе, и у нас профессиональные мастерицы лоскутного шитья подбирают новые ткани в необходимой нужной тональности прямо в магазине, а композиции рассчитывают на компьютере. Но есть свое очарование в настенном панно или одеяле, где собраны вместе лоскутки, оставшиеся от семейной одежды в таком изделии заключается некая радостная событийность жизни, и подобное одеяло может стать своеобразным счастливым талисманом, тотемом дома на долгие годы.
Лоскутная техника многогранна и неповторима. Во всем мире невозможно найти две одинаковых работы, созданные из лоскутов ткани. И при всем вашем желании сделать «копию» классического варианта пэчворка тоже нельзя: в любом случае изделие приобретает совершенно другой неповторимый облик. Создавая изделие из кусочков ткани, совершенно не обязательно строго следовать определенным правилам. Современная мода все чаще обращается за вдохновением к народным промыслам, и выпол-ненные в технике пэчворк наряды и аксессуары нередко появляются на показах самых знаменитых дизайнеров.
1.2. Пэчворк в современном интерьере, воздействие цвета на
человека
Пэчворк, в последнее время, стал очень популярным, сейчас чрезвычайно ценится и ручная работа, и индивидуальный стиль. Дизайнеры утверждают, что в каждой комнате должна быть своя основная, так называемая фокусная точка, то, на чем останавливается взгляд посетителя. В одном помещении это может быть живописная картина, в другом – зеркальный потолок, в третьем – ковер, акцент может быть сделан где угодно и с помощью какого угодно предмета. Можно расставить эти акценты с помощью такой необычной в современном интерьере древней техники, как пэчворк. Эта невероятно привлекательная техника заинтересовала дизайнеров по интерьеру. Перед ними открылись широчайшие возможности создания уникальных интерьеров.
Пэчворк - один из наиболее оригинальных и ярких декоративных элементов и современные дизайнеры очень активно применяют лоскутную технику при оформлении интерьеров жилых помещений. Одна из оригинальных идей - стены в стиле пэчворк (Приложение 1). Специалисты рекомендуют использовать в этом случае флизелиновые обои: они хорошо сохраняют свою форму и при смазывании клеем не растягиваются. Возможно, стоит оклеивать обоями, выполненными в технике пэчворк, только одну стену или использовать их в качестве естественного разделителя для зонирования помещения, например, детской комнаты [1, с.46].
Декорировать стены в стиле пэчворк можно также с помощью панно, гобеленов, настенных аппликаций. Сочетание цветов и композиционные решения не ограничиваются, но при использовании лоскутных обоев необходимо избегать пестроты и ряби.
Информация о работе Технология изготовления изделий в технике пэчворк