Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:56, курсовая работа
Обслуживание электроустановок промышленных предприятий осуществляют сотни тысяч электромонтеров, от квалификации которых во многом зависит надежная и бесперебойная работа электроустановок. Правильная организация труда электромонтера и грамотное ведение им эксплуатации электроустановок становятся весьма сложным и ответственным делом, так как любая ошибка эксплуатации может привести к значительным материальным ущербам, выводу из строя дорогостоящего оборудования, большим потерям продукции, нерациональному использованию электроэнергии.
Введение
3
Основная часть
4
1.1. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
4
1.2. Возможные неисправности асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и способы их устранения
6
1.3.Используемый инструмент
10
1.4. Технологическая карта ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
12
2. Экономика
14
3. Охрана труда и экология
15
Заключение
16
Список литературы
17
Содержание:
Введение |
3 |
Основная часть |
4 |
1.1. Устройство и принцип
действия асинхронного |
4 |
1.2. Возможные неисправности
асинхронного двигателя с |
6 |
1.3.Используемый инструмент |
10 |
1.4. Технологическая карта
ремонта и обслуживания |
12 |
2. Экономика |
14 |
3. Охрана труда и экология |
15 |
Заключение |
16 |
Список литературы |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Обслуживание электроустановок промышленных предприятий осуществляют сотни тысяч электромонтеров, от квалификации которых во многом зависит надежная и бесперебойная работа электроустановок. Правильная организация труда электромонтера и грамотное ведение им эксплуатации электроустановок становятся весьма сложным и ответственным делом, так как любая ошибка эксплуатации может привести к значительным материальным ущербам, выводу из строя дорогостоящего оборудования, большим потерям продукции, нерациональному использованию электроэнергии.
Актуальность выбранной темы: на фоне развития промышленности все более возрастает роль надежных и мощных электрических машин с высоким КПД. Для своей работы я выбрал тему «Технология ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором», так как такой двигатель является одним из самых распространенных видов электрических двигателей.
Цель работы: изучить и описать устройство, принцип действия, технологию ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Задачи:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Асинхронная машина - это электрическая машина переменного тока, частота вращения ротора которой не равна (в двигательном режиме меньше) частоте вращения магнитного поля, создаваемого током обмотки статора. В основном они используются как электродвигатели и являются основными преобразователями электрической энергии в механическую.
Асинхронный двигатель состоит из двух основных частей, разделенных воздушным зазором: неподвижного статора и вращающегося ротора. Каждая из этих частей имеет сердечник и обмотку. При этом обмотка статора включается в сеть и является как бы первичной, а обмотка ротора - вторичной, так как энергия в нее поступает из обмотки статора за счет магнитной связи между этими обмотками. По своей конструкции асинхронные двигатели разделяются на два вида: двигатели с
короткозамкнутым ротором и двигатели с фазным ротором. Рассмотрим устройство трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Двигатели этого вида имеют наиболее широкое применение
Рис.1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
1-вал; 2-наружная крышка
подшипника; 3-роликовый подшипник;
4-внутренняя крышка
В расточке статора расположена вращающаяся часть двигателя ротор, состоящий из вала и сердечника с короткозамкнутой обмоткой. Такая обмотка, называемая «беличье колесо», представляет собой ряд металлических, алюминиевых или медных стержней, расположенных в
пазах сердечника ротора, замкнутых с двух сторон коротко замыкающими кольцами. Сердечник ротора также имеет шихтованную конструкцию, но листы ротора не покрыты изоляционным лаком, а имеют на своей поверхности тонкую пленку окисла. Это является достаточной изоляцией,
ограничивающей вихревые токи, так как величина их невелика из-за малой частоты перемагничивания сердечника ротора. Например, при частоте сети 50 Гц и номинальном скольжении 6 % частота перемагничивания сердечника ротора составляет 3 Гц.
Короткозамкнутая обмотка ротора в большинстве двигателей выполняется заливкой собранного сердечника ротора расплавленным алюминиевым сплавом. При этом одновременно со стержнями обмотки отливаются короткозамыкающие кольца и вентиляционные лопатки. Вал ротора вращается в подшипниках качения, расположенных в подшипниковых щитах.
Концы обмоток фаз выводят на зажимы коробки выводов. Обычно асинхронные двигатели предназначены для включения в трехфазную сеть на два разных напряжения, отличающиеся в раз. Например, двигатель рассчитан для включения в сеть на напряжения 380/660 В. Если в сети линейное напряжение 660 В, то обмотку статора следует соединить звездой, а если 380 В, то треугольником. В обоих случаях напряжение на обмотке каждой фазы будет 380В. Выводы обмоток фаз располагают на панели таким образом, чтобы соединения обмоток фаз было удобно выполнять посредством перемычек, без перекрещивания последних. В некоторых двигателях
небольшой мощности в коробке выводов имеется лишь три зажима. В этом случае двигатель может быть включен в сеть на одно напряжение (соединение обмотки статора такого двигателя звездой или треугольником выполнено внутри двигателя).
1.2. Возможные неисправности
асинхронного двигателя с
Внешней неисправностью может
стать:
- недостаточное вентилирование двигателя;
- нарушение контакта устройства с сетью;
- перегрузка аппарата;
- несоответствие входящего напряжения
рабочим требованиям двигателя.
Внутренними поломками асинхронного
двигателя можно считать
- неисправности подшипников;
- сломанный вал ротора;
- ослабление захвата щеток;
- неисправности крепления статора;
- появление борозд на коллекторе или контактных
кольцах;
- замыкания между витками обмоток;
- изоляция, пробивающая на корпус;
- распайка обмотки;
- неверная полярность.
Неисправность |
Проявление |
Причины |
Не развивает номинальную |
Одностороннее притяжение ротора |
а) износа подшипников б) перекоса подшипниковых щитов в) изгиба вала. |
Ток во всех трех фазах различен и даже на холостом ходу превышает номинальный |
Плохо развивает скорость и гудит |
1. Неправильно соединены обмотки и одна из фаз оказалась "перевернутой" 2. Оборван стержень обмотки ротора |
Ротор не вращается или вращается медленно |
Двигатель гудит |
Оборвана фаза обмотки статора |
Вибрирует вся машина |
Вибрирует вся машина |
1. Нарушено центрирование 2. Неуравновешенны ротор, шкив и полумуфты |
Вибрация исчезает после отключения от сети, ток в фазах статора становится неодинаков |
Один из участков обмотки статора быстро нагревается |
Короткое замыкание в обмотке статора |
Перегревается при номинальных перегрузках |
Нагревается, нарушение работы |
1. Витковое замыкание в обмотке статора 2. Загрязнение обмоток или вентиляционных каналов |
Низкое сопротивление |
Низкое сопротивление |
1. Увлажнение или загрязнение обмоток 2. Старение изоляции |
Монтаж электродвигателя:
Электродвигатель, доставленный
к месту установки с завода-
В качестве оснований для электродвигателей применяют в зависимости от условий: литые чугунные или стальные плиты, сварные металлические рамы, кронштейны, салазки и т. д. Плиты, рамы или салазки выверяются по осям и в горизонтальной плоскости и закрепляются на бетонных фундаментах, перекрытиях и т. п. при помощи фундаментных болтов, которые заделываются в заготовленные отверстия. Эти отверстия обычно оставляют при бетонировании фундаментов, закладывая заблаговременно в соответствующих местах деревянные пробки.
Отверстия небольшой глубины могут быть также пробиты в готовых бетонных основаниях при помощи электро и пневмомолотов, оснащенных высокопроизводительными инструментами с наконечниками из твердых сплавов. Отверстия в плите или раме для закрепления электродвигателя обычно выполняются на заводе-изготовителе, который поставляет общую плиту или раму для электродвигателя и приводимого им механизма.
В случае, если отверстия
для электродвигателя отсутствуют,
на месте монтажа производится разметка
основания и сверление
Кроме того, должна быть замерена высота вала (высота оси) на механизме и высота оси электродвигателя h. В результате этих последних двух замеров предварительно определяется толщина подкладок под лапы.
Для удобства центровки электродвигателя
толщина подкладок должна предусматриваться
в пределах 2 - 5 мм. Подъем электродвигателей
на фундаменты выполняется кранами,
талями, лебедками и другими
В процессе обслуживания и ремонта асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором используется следующий инструмент:
- Выверочная линейка
- Скобы и струны
- Линейки при шкивах разной ширины.
- Ключи гаечные 6 – 32 мм – 1 комплект.
- Напильники – 1 комплект.
- Набор головок – 1 набор.
- Щетка по металлу – 1 шт.
- Нож монтерский – 1 шт.
- Набор отверток – 1 комплект.
- Отвертка слесарная – 1 шт.
- Плашки 4 – 16 мм – 1 комплект.
- Метчики 4 – 16 мм – 1 комплект.
- Набор сверл 3 – 16 мм – 1 комплект.
- Монтировка – 1 шт.
- Плоскогубцы – 1 шт.
- Зубило – 1 шт.
- Дрель – 1 шт.
- Керн – 1 шт.
- Кисть плоская – 2 шт.
- Молоток – 1 шт.
- Лопата – 1 шт.
- Щётка-смётка – 1 шт.
№ п/п |
Наименование и содержание работ |
Оборудование и приспособления |
Технические требования |
1 |
Наружный осмотр электрической
машины, в том числе систем |
Соответствие техническим паспортам по эксплуатации и электрическим схемам. | |
2 |
Визуальная проверка состояния
заземляющего проводника; |
Молоток, лопата |
Отсутствие антикорозийного покрытия, ослабление крепления, механические повреждения не допускаются. |
3 |
Проверка на отсутствие посторонних шумов. |
Посторонние шумы не допускаются. | |
4 |
Чистка доступных частей от загрязнения и пыли. |
Уайт спирит, ветошь, щётка по металлу, щётка-смётка. |
|
5 |
Осмотр элементов соединения двигателя с приводимым механизмом. |
Трещины по швам, разрывы, перекосы, ослабления резьбовых соединений не допускаются. | |
6 |
Проверка подсоединения
и надежности уплотнения подводимых |
Набор слесарных щупов №1 Набор инструментов набор отвёрток Набор головок. |
Шероховатость рабочей поверхности Rd не более 1,25 мкм. |
7 |
Проверка крепления |
Набор инструментов. Набор головок. |
Ослабления крепления не допускаются. |
8 |
Осмотр состояния пуско- |
Набор инструментов. Набор отвёрток. |
|
9 |
Продувка статора и ротора сжатым воздухом. |
Компрессор. |
|
10 |
Проверка сопротивления
изоляции обмоток; |
Мегомметр напряжением 500В. |
Сопротивление изоляции не должно быть менее 0,5 МОм. |
11 |
Проверка сопряжения деталей, обеспечивающих герметичность. |
Набор слесарных щупов №1. Набор инструментов, набор отвёрток. Набор головок, герметик. |
Величины зазоров указаны в руководстве по эксплуатации. |
12 |
Проверка наличия смазки
в подшипниках |
Смазка ЦИАТИМ – 221, шприц для запрессовки смазки. |
|
13 |
Осмотр, зачистка и подтяжка контактных соединений. |
Набор инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. |
Перекосы, наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются. |
14 |
Ревизия узлов автоматических выключателей. |
Набор инструментов. Набор отвёрток. |
|
15 |
Проверка наличия маркировки
кабелей, надписей и обозначений
на кожухе, при необходимости |
Кисть, краска (табличка). |
Отсутствие маркировки и надписей не допускаются. |
13 |
Осмотр, зачистка и подтяжка контактных соединений. |
Набор инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. |
Перекосы, наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются. |
14 |
Ревизия узлов автоматических выключателей. |
Набор инструментов. Набор отвёрток. |
|
15 |
Проверка наличия маркировки
кабелей, надписей и обозначений
на кожухе, при необходимости |
Кисть, краска (табличка). |
Отсутствие маркировки и надписей не допускаются. |