Управления социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью работы является изучение управления социального обслуживания.
Объект исследования – ресурсное обеспечение, платные и бесплатные виды и формы социального обслуживания.
Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях……………………………………………………………………………. 4
2. Деятельности и направления социального обслуживания населения .. 10
2.1.Принципы социального обслуживания……………………………….. 11
2.2. Виды социального обслуживания…………………………………….. 12
3. Ресурсное обеспечение социального обслуживания………………….. 23
4.Платные и бесплатные виды и формы социальных услуг…………….. 26
Заключение………………………………………………………………….. 28
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельности и направления социального обслуживания населения

 

 

Неотъемлемым  элементом государственной системы  социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей  с детьми, которое включает различные  виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и др.

Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном  законодательстве сформулировано понятие  такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная  ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. 

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных  предприятий и учреждений социального  обслуживания, являющихся федеральной  собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К муниципальной  системе социальных служб относятся  муниципальные предприятия и  учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов  местного самоуправления. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

 

2.1.Принципы  социального обслуживания.

 

Социальное  обслуживание основывается на принципах:

Адресность, т.е. предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральные и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала, использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность. Предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

 

2.2. Виды  социального обслуживания.

 

Материальная  помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное  обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные  учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Полустационарное  социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты.

Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Социальное  обслуживание должно соответствовать  государственным стандартам, которые  устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные стандарты социального  обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации. Система социальных служб включает в себя специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе принадлежит территориальным центром социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственно социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т. д. Функции управления специальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а так же негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводят территориальным центрам социального обслуживания.

В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России №137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организованную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социально поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые учётом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную помощь различных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т. д. В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать всё более широкий спектр социальных проблем различных слоёв и групп населения. Система социального обслуживания ещё находится в стадии формирования.

Финансирования  институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной  основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

- нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

- поступлений  из фонда социальной поддержки  населения за счёт выделения  части средств на цели социальной  поддержки семей с детьми;

- средств из  федерального бюджета на выполнение установленных задач; - финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

- дополнительных  средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и др.;

- доходов от  платных услуг и от хозяйственной  деятельности учреждений и предприятий  службы;

- благотворительных  пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зависимости  от вида деятельности и типа организации  их финансирования: бюджетного, хозрасчётного  или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляет на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет. Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве необъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например: социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодёжи, учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Важным аспектом в регулировании социально-экономических  процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

- необходимых  задач;

- организациями  и социальными институтами, которые  обеспечивают ресурсы, возможности  поддержки;

- социально- экономической системы;

- политики на  территориях.

Общую функциональную схему можно представить как  систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными  и частными структурами.

Планы развития социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учётом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать, потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к этой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в неё любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям. Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Информация о работе Управления социального обслуживания