Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью преподавания дисциплины является получение студентами знаний по вопросам:
– основные положения теории управления, модели и методы исследования линейных непрерывных и цифровых систем управления;
– использование основных положений теории управления, методов расчета динамических систем в технике и других областях применения систем управления техническими объектами и процессами;
Введение 3
1 Задание 4
2 Описание работы системы 7
3 Определение передаточных функций элементов системы 8
3.1 Сельсинная пара 8
3.2 Усилитель 8
3.3 Двигатель 9
3.4 Редуктор 10
4 Построение структурной схемы системы 12
5 Построение логарифмических частотных характеристик разомкнутой системы 13
5.1 Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика 13
5.2 Логарифмическая фазочастотная характеристика 16
6 Определение устойчивости и запаса устойчивости по амплитуде и фазе 18
7 Определение критического значения добротности с помощью критерия Гурвица 19
8 Введение скоростной обратной связи 21
9 Нахождение минимального коэффициента скоростной обратной связи 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
Полученная ЛФЧХ изображена на рисунке 5.1 (нижний график).
По графикам, приведенным на рисунке 5.1, видно, что данная следящая система неустойчивая, так как ЛФЧХ пересекает прямую в пределах положительной ЛАЧХ.
Следовательно, для данной системы запаса устойчивости по амплитуде и фазе нет.
Для определения критического значения добротности с помощью критерия Гурвица необходимо составить характеристическое уравнение системы. Для этого представим передаточную функцию (5.1) в виде отношения двух полиномов:
, (7.1)
где k – общий коэффициент усиления разомкнутой системы, который часто называют добротностью системы:
– полином числителя;
– полином знаменателя.
При этом степень полинома в знаменателе больше, чем степень полинома в числителе.
Полиномы в выражении (7.1) имеют вид:
где коэффициенты имеют следующие выражения:
Далее запишем характеристический полином для выражения (7.1):
Приравняв его к нулю, получим характеристическое уравнение системы с передаточной функцией (5.1):
(7.2)
Это выражение можно записать и в более удобной форме:
(7.3)
Подставив значения полиномов в выражение (7.2), получим следующее характеристическое уравнение вида:
Критическое значение добротности определим из критерия устойчивости Гурвица. Для уравнения 3-го порядка критерий устойчивости имеет следующие условия: .
Из последнего условия и определим :
Подставив выражения коэффициентов , получим, что:
Определив , подтвердили, что наша система неустойчива, т. к. . Для того, чтобы система была устойчива, необходимо выполнение условия:
Для того чтобы исходную систему сделать устойчивой, необходимо дополнительно ввести местную отрицательную обратную связь. Воспользуемся скоростной обратной связью. Для введения скоростной обратной связи в систему включается дифференцирующее звено – тахогенератор (ТГ) согласно рисунку 8.1.
Рисунок 8.1 – Принципиальная схема системы со скоростной обратной связью
Важным свойством скоростной обратной связи является способность уменьшать постоянные времени тех звеньев, которые она охватывает. Данная скоростная ОС охватывает 2 звена: усилитель и двигатель.
Перейдем к структурной схеме. Для этого найдем сначала передаточную функцию цепи скоростной обратной связи, т.е. передаточную функцию тахогенератора.
Так как тахогенератор – это дифференцирующее звено, то передаточная функция имеет вид:
где – коэффициент передачи тахогенератора.
Структурная схема системы с отрицательной обратной связью будет иметь вид, приведенный на рисунке 8.2.
Рисунок 8.2 – Структурная схема системы с ОС
Для определения минимального коэффициента воспользуемся критерием устойчивости Гурвица. Но для этого сначала найдем результирующую передаточную функцию системы, представленной на рисунке 8.2, и ее характеристическое уравнение. Эту передаточную функцию будем находить путем замены нескольких звеньев одним звеном с результирующей передаточной функцией для этих звеньев.
Заменим блоки 2 и 3 на блок 2 – 3 с передаточной функцией: , т.к. блоки 2 и 3 соединены последовательно.
В результате замены получится структурная схема, изображенная на рисунке 9.1.
Рисунок 9.1 – Структурная схема системы с ОС после 1-го преобразования
Далее заменим блоки 2 – 3 и 5 одним блоком 2 – 3 – 5 с передаточной функцией:
так как блок 5 выполнен в виде обратно связи. В результате этой замены получим схему, показанную на рисунке 9.2.
Рисунок 9.2 – Структурная схема системы с ОС после 2-го преобразования
Из этой схемы видно, что
система состоит из трех последовательно
соединенных звеньев, следовательно,
будет определяться следующим
образом:
Подставив выражения передаточных функций в эту формулу, получим:
(9.1)
Далее находим характеристическое
уравнение системы с
Заменим коэффициенты в этом уравнении:
Исходя из этого уравнения третьего порядка, определяем критерий устойчивости Гурвица. По критерию Гурвица система будет устойчива, если будут выполняться следующие условия:
Из последнего условия и определяем минимальный коэффициент скоростной обратной связи . Подставив в это условие выражения и выделив , получим:
Подставляем значения переменных и вычисляем:
Таким образом, получили, что
следовательно .
В ходе выполнения данной курсовой работы был проведен анализ системы управления техническими объектами.
Были получены следующие результаты:
– разомкнутая система без скоростной ОС является неустойчивой – это определено частотным методом и подтверждается тем, что критическая добротность системы , что меньше общего коэффициента усиления ;
– для обеспечения устойчивости системы в нее вводится ООС с включенным в нее тахогенератором.
– были вычислены следующие коэффициенты тахогенератора:
1. Основы теории управления: Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольной работы / Сост. Р. В. Павлов; РГАТА. – Рыбинск, 2006. – 22 с. – (Заочная форма обучения / РГАТА).
2. Павлов Р. В. Основы теории управления: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2008. – 88 с.
3. Бесекерский В. А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. – М.: Наука, 1975. – 768 с.
Информация о работе Нахождение минимального коэффициента скоростной обратной связи