Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:30, доклад
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Иначе
ведут себя школьники, мотивированные
на недопущение неудачи. Их цель заключается
не в том, чтобы добиться успеха,
а в том, чтобы избежать неудачи.
Их мысли и действия подчинены
именно этому. Ученик при этом неуверен
в себе, боится критики. С работой,
в которой возможна неудача, у
него связаны только отрицательные
эмоции, он не испытывает удовольствия
от учебной деятельности. Мотив недопущения
неудачи связан с неуверенностью
в себе, низкой самооценкой, неверием
в возможность успеха. Любые сложности
вызывают отрицательные эмоции. Ребята,
ориентированные на недопущение
неудач, нередко характеризуются
неадекватностью
Учащиеся,
у которых преобладает
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Проанализировав
все виды учебных мотивов, можно
выделить те мотивы, к формированию
и развитию которых нужно стремиться:
познавательные и социальные на высшем
уровне, внутренние и мотивы, направленные
на достижение успеха. Это та совокупность
мотивов, которая определяет
высокий уровень развития
учебной мотивации школьников. Или
“универсальная молекула
высокой учебной мотивации”.
2. Итак, следующий этап - это диагностирующий этап, на котором будет изучен уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока.
Для выявления уровня мотивации к учению может быть использована методика Н.Г.Лускановой, которая состоит из двух частей:
Срез делался в начале каждого учебного года и в конце.
Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
На этапе проектировки была проведена теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подобраны наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на каждом уроке.
Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
Какие
же задания и упражнения может
применять учитель для
Можно начать с укрепления чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению
адекватной самооценки и уровня притязаний
способствует упражнения на решение
задач максимальной для себя трудности,
переживание неудачи и
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим
правилом выставления отметки учителем
для поощрения мотивации
Следующая
группа заданий на устойчивость целей,
на их действенность, настойчивость
и упорство в их реализации. Так
удержания цели способствует задание
на возобновление учебной
Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
* Этап
вызывания исходной мотивации.
На начальном этапе урока
* Этап
подкрепления и усиления
* Этап
завершения урока. Важно,
Каждый
этап урока учителю следует
Повышение
уровня учебной мотивации — это
процесс длительный, кропотливый
и целенаправленный. Устойчивый интерес
к учебной деятельности у младших
школьников формируется через проведение
уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных
уроков, уроков защиты творческих заданий,
через привлечение сказочных
персонажей, игровую деятельность,
внеклассную работу и использование
различных приёмов. Своевременное
чередование и применение на разных
этапах урока разнообразных форм
и приёмов формирования мотивации
укрепляет желание детей
Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
Приём
“Фантастическая добавка”. Учащемуся
предлагается представить себя прутиком,
при помощи которого путешествовала
лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-
Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда
удивительное не просто привлекает внимание,
но и удерживает интерес в течение
длительного отрезка времени. Добиться
этого позволяет приём “
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Школьники
младшего возраста любят мечтать
и играть, разгадывать загадки, раскрывать
тайны. Они стремятся к приключениям.
Однотипная и длительная работа быстро
их утомляет. Если необходимо проделать
большое количество однообразных упражнений,
нужно включить их в игровую оболочку,
в которой эти действия выполняются
для достижения игровой цели. В
таких случаях использую приём
“Привлекательная цель”. На уроке
математики во 2-м классе “Сложение
и вычитание двузначных чисел
в пределах 100” одна из задач, решаемых
на уроке, — отработка навыков сложения
и вычитания двузначных чисел без перехода
через десяток в пределах 100. Учащемуся
ставится цель: помочь Алёше Поповичу
восстановить своё доброе имя, вернуть
золото и прогнать племя басурманское
с земли русской.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
“Найди лишнее число в каждом ряду”,
“Зачеркни его”,
“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
“Запиши его”.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Информация о работе Пути повышения мотивации обучения учащихся