Обработка
и интерпретация
результатов теста
Ребятам
предлагается выбрать один из трех
вариантов ответов, которые оцениваются
следующим образом:
- 3 балла,
если ответ на поставленный
вопрос свидетельствует о положительном
отношении к школе. Например, когда
на вопрос: “ Если бы учитель
сказал, что завтра в школу
идти необязательно, ты бы пошел
в школу?”, ребенок дает ответ
“Да”;
- 1 балл,
если ребенок дает нейтральный ответ:
“Не знаю” или “Бывает по- разному”
- 0 баллов,
если ребенок дает ответ, который позволяет
судить об отрицательном отношении ребенка
к школе. Например, когда на вопрос “Утром,
когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью
идешь в школу?”, ребенок отвечает отрицательно.
По всем
ответам баллы суммируются, учителю
довольно легко соотнести результаты
с несколькими уровнями мотивации:
- 25-30 баллов
- высокий уровень школьной мотивации
и учебной активности. Ребята, показавшие
такой результат, характеризуются наличием
высоких познавательных мотивов, стремлением
выполнять все школьные требования. Если
посмотреть рисунки этих ребятишек, то
на них можно увидеть фрагменты урока,
классную доску, детей и учителя у доски.
- 20-24 балла
– хорошая школьная мотивация.
Данный результат является нормой,
его показывают большинство учащихся
начальных классов. Ребята, показавшие
такой результат, характеризуются
преобладанием познавательных мотивов
над социальными. Ребята с удовольствием
и очень аккуратно выполняют
все школьные требования. На рисунках
этих ребятишек изображены фрагменты
школьной жизни
- 15-19 баллов
– положительное отношение к
школе, но школа больше привлекает внеучебными
сторонами. Ребята, показавшие такой результат,
довольно комфортно чувствуют себя в школе,
но больше их привлекает общение. На рисунках
они изображают школу, но ситуации внеучебного
характера. Для таких учащихся свойственно
преобладание социальных мотивов над
познавательными. При умелом воздействии
и взаимодействии учителя и родителей
у таких детей вполне успешно формируются
познавательные мотивы.
- 10-14 баллов
– низкий уровень школьной
мотивации. Ребята, показавшие такой
результат, неохотно посещают
школу, очень часто ссылаются
на плохое самочуствие. На протяжении
всего первого класса на уроках
из портфелей достают игрушки,
часто отвлекаются на игры. На
рисунках изображают игровые ситуации,
не связанные со школой.
- ниже
10 баллов – школьная дезадаптация,
негативное отношение к школе.
Такой результат характерен для
детей с низкой мотивационной,
психологической, физиологической
готовностью к школе. Для них
свойственен отказ выполнять
рисунки на школьную тему. Они
не справляются с выполнением
школьных требований, постоянно
придумывая причины для объяснения
своего поведения. В школе они
чувствую себя крайне дискомфортно,
проявляют агрессию по отношению
к одноклассникам.
Кроме
всего выше перечисленного хочу отметить
следующее. Учителю стоит обратить
внимание на цветовую гамму рисунка.
Преобладание синих, красных тонов
может свидетельствовать о тревожности
ребенка. Анкетирование и рисование
лучше проводить с детьми по группам
так, чтобы они сидели отдельно за
партами (дабы не было соблазна сделать
так же, как и сосед). Идеальный
вариант, когда проводится индивидуальное
обследование.
Анализ
детских рисунков
на тему: “Что тебе нравится
в школе”
Рисуночные
методики с успехом используются
для диагностики проблем, возникающих
у детей с приходом в школу.
Эти методики, как никакие другие,
позволяют выявить тревожность,
негативное отношение к школе. Вот
некоторые аспекты оценки рисунков
на тему “Что тебе нравится в школе?”:
- Несоответствие
теме указывает на:
- Отсутствие
школьной мотивации и преобладание других
мотивов, чаще всего игровых. На таких
рисунках ребята изображают свои игрушки,
дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует
о мотивационной неготовности ребенка
к школьному обучению.
- Детский негативизм.
Если ребенок категорически отказывается
рисовать на заданную тему и рисует то,
что он хорошо умеет рисовать, то это может
свидетельствовать как о завышенных притязаниях,
так и о возможных трудностях, которые
могут возникнуть у него при выполнении
школьных требований.
- Неверное
понимание и толкование поставленной
задачи. В этом случае ребенок вообще ничего
не рисует или пытается “подсмотреть”
у соседа. Такое поведение, по мнению психологов,
свойственно ребятам с задержкой психического
развития
- Соответствие
заданной теме свидетельствует в целом
о том, что ребенок испытывает положительное
отношение к школе. Но здесь есть несколько
нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными
ребятами для своих рисунков.
- Учебная ситуация.
На таких рисунках ребята изображают фрагменты
урока, учеников за партами, себя у доски
и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной
мотивации. При количественной оценке
таким рисункам проставляется 30 баллов
(НЕ ПОТЕРЯЙТЕ этих УЧЕНИКОВ!!!).
- Ситуация
неучебного характера, но, так или иначе,
связана со школой. Дети рисуют школьный
двор, школьное здание, школьный автобус,
школьный музей и т.д. Такие рисунки характерны
для детей с положительным отношением
к школе, но на первый план у них выступает
внешняя атрибутика. Для них очень важен
статус ученика, т.е. пока на первый план
выступают социальные мотивы, которые
при умелом воздействии со стороны учителя
и родителей вполне могут перерасти в
познавательные. Количественная оценка
– 20 баллов.
- Игровые ситуации,
связанные со школой. На таких рисунках
изображены игры на переменах, игрушки
и другие предметы, непосредственно не
относящиеся к учебе, находящиеся в классе.
Такие рисунки характерны для детей с
положительным отношением к школе, но
преобладающей игровой мотивацией. Количественная
оценка – 10 баллов.
Данное
выступление посвящёно одной
из актуальных проблем школы –
повышению мотивации учения учащихся.
В нем я представила педагогические
методы и приёмы, способствующие развитию
положительной устойчивой мотивации
учебной деятельности учащихся начальной
школы.
В целом
можно сделать следующие основные
выводы:
1. Учителю,
стремящемуся сформировать положительную
устойчивую мотивацию учения
школьников необходимо учитывать
и опираться в своей деятельности
на достижения современной науки.
2. В
практике обучения присутствуют
как положительные, так и отрицательные
факторы, влияющие на мотивацию
школьников.
3. Для
развития положительной и коррекции
негативной мотивации следует
использовать не один путь, а
все пути в определённой системе,
в комплексе, так как ни один
из них, сам по себе, без других,
не может играть решающей роли
для всех учащихся. То, что для
одного учащегося является решающим,
для другого им может и не
быть.
4. Предложенные
педагогические методы и приёмы
позволят учителю содержательно
решить задачу повышения мотивации
школьников .
Литература
- Божович Л.
И. Изучение мотивации поведения детей
и подростков. – М., 1972.
- Воронцов
А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность.
М., 2004.
- Дейкина А.
Д. Обучение и воспитание на уроках русского
языка. М., 1990.
- Добровольская
В.В. Роль и место письменной речи в гибких
моделях обучения. «Мир русского слова»,
2002, №4.
- Збарский
И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа
по литературе (IV-VIII классы). – М.: Просвещение,
1975.
- Зимняя И.А.
Педагогическая психология. Учебник для
вузов. М.,1999.
- Изучение
социального заказа к содержанию базовых
курсов основной и
средней
школы и к уровню подготовки выпускников.
Материалы к семинару.–
М.: Издательство
НПО "Образование от А до Я",
2000.
8. Ковалев
В.И. Книга Н. М. Шанского
на уроках и внеурочных мероприятиях
по
русскому
языку//РЯШ. – 1993. - №3.
- Круглова
О.С. Технология проектного обучения. "Завуч"
№ 6,1 999, с.90-94.
- Лернер И.
Я. Проблемное обучение - М., 1974.
- Леонтьев А. А.
Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Львов М.Р.
Словарь-справочник по методике преподавания
русского языка: Учебное пособие для студентов
пед. инст итутов. – М.: Просвещение, 1988.
- Маркова
А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация
учения и её воспитание у школьников. М.
1983.
- Маркова
А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование
мотивации учения. – М., 1990.
- Материалы
круглого стола на тему: «Русский язык
в общеобразовательной школе: программы
и учебники». М, 2002
17. Новые
педагогические и информационные
технологии в системе образования
/
Под ред.
Е.С.Полат.– М.: 2000.
- Павлова
З.А. Школа "Недоросля". "Русская
словесность", 1996, № 2
- Панов Б.Т.
Внеклассная работа по русскому языку.
– М.: Просвещение, 1980.
- Попов Г.Х.
Организация личной работы учащегося.
М.: 1987.
- Раис Ф. Психология
подросткового и юношеского возраста.
– СПб., 2000.
- Текучев
А.В. Методика русского языка в средней
школе. – М.: Просвещение, 1980.
- Чечель И.
Метод проектов или попытка избавить учителя
от обязанностей всезнающего оракула
// «Директор школы». – 1998. № 3.
- Щукина Г.И.
Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся, М.,1998