Пути повышения мотивации обучения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:30, доклад

Описание работы

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Файлы: 1 файл

Пути повышения мотивации обучения учащихся.docx

— 52.89 Кб (Скачать файл)

Проблемные  задания выполняют мотивационную  функцию, позволяют повторить ранее  усвоенные вопросы, подготовить  к усвоению нового материала и  сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Тема  “Термометр”

Проблемные  вопросы

-Почему  термометр иногда называют термоизмеритель  или градусник?

-Можно  ли измерить температуру человеческого  тела уличным термометром?

-В каком  случае водный термометр покажет  неверную температуру?

Проблемная  задача

Осенью  по радио метеорологи сообщили, что  температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла  комнатный термометр и вышла  на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец  столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание  книжек.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших  школьников является создание ситуаций успеха.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

    За 1 минуту убедите  своего собеседника  в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

    Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

    Записана  тема урока.

- Назовите 5 способов  применения знаний, умений и навыков  по этой теме  в жизни.

…………………

- Вот видите, как  важно…

  • «Кумир»

    Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким  образом они бы доказали вам необходимость  изучения этой темы?

  • «Профи»

    Исходя  из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

   Одна  из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

    А. На что был похож прошлый учебный год?

    На  что ты хочешь, чтобы  он был похож в  этом году?

Что тебе нужно сделать  для этого?

Какая нужна помощь?

    Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

    Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой  форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат  достигнут?

    Иногда  предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

    В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

    Чего  не случиться, если я  буду писать грамотно?

Чего  не случиться, если я  не буду писать грамотно?

Что случится, если я  буду писать грамотно?

Что случиться, если я  не буду писать грамотно?

  • Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать  эту работу на  «5»?

- Как ты готовился  к диктанту, что  позволило тебе  написать его хорошо?

Подобные  рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

-Создание  ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

   Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими  у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

    - Что вы уже знаете  об этой теме?

- Подберите слова  об этом или  на эту тему….

- Вот видите! В вашей  памяти это уже  храниться! Значит  это нужно!

(Не  правда ли, звучит  как открытие!)  

   Проблемность  обучения

   На  каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно  отметить, что по содержанию она  является познавательной, т.е. внутренней.

Основная  движущая пружина поискового, проблемного  обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских  проектов, которые ставятся перед  учениками. Необходимо широко использовать:

вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.  
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

Бревно  лежит поперёк  канавы. Мы шли вдоль  и поперёк….  
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую; 
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста; 
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).
 
вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; 
вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию. 
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору). 
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей. 
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся. 
Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)

  Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят ( учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. 

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый  небольшой успех, продвижение вперёд.

Все перечисленные  приёмы активно используются учителями  начальных классов. Всё чаще в  последнее время в образовательных  учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ  также способствуют развитию мотивации  учебной деятельности. Термин “информационно-коммуникационные технологии” является общепризнанным на государственном уровне, о чем  говорит его использование в  нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи  РФ.

    Начиная работать в “ Центре дистанционного обучения детей-инвалидов” на базе ГОУ  “ Белгородский инженерный юношеский  лицей-интернат” , я сама должна была освоить эти технологии. Для того чтобы быть успешной в своей работе мне предстояло научиться пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею. При составлении плана урока, я учитываю особенности обучения с использованием ИКТ в формах учебной работы на различных этапах урока.

Добившись определённых успехов в обучении с использованием ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что на сегодняшний  день это одно из самых эффективных  средств для повышения интереса детей к предмету.  
 

Приложение

Диагностика уровня школьной мотивации  у учащихся начальной  школы (авт. Н.Г.Лусканова)

Инструкция  к тесту

В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тестовый  материал

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
    1. не очень
    2. нравится
    3. не нравится
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    1. чаще хочется остаться дома
    2. бывает по-разному
    3. иду с радостью
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
    1. не знаю
    2. остался бы дома
    3. пошел бы в школу
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Введение
    1. бывает по-разному
    2. нравится
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    1. хотел бы
    2. не хотел бы

не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    1. не знаю
    2. не хотел бы
    3. хотел бы
  2. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    1. часто
    2. редко
    3. не рассказываю
  3. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    1. точно не знаю
    2. хотел бы
    3. не хотел бы
  4. У тебя в классе много друзей?
    1. мало
    2. много
    3. нет друзей
  5. Тебе нравятся твои одноклассники?
    1. нравятся
    2. не очень
    3. не нравятся

Информация о работе Пути повышения мотивации обучения учащихся