Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:30, доклад
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Проблемные
задания выполняют
Тема “Термометр”
Проблемные вопросы
-Почему
термометр иногда называют
-Можно
ли измерить температуру
-В каком
случае водный термометр
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Учебная
мотивация сохраняется и
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Иногда
предполагаемые итоговые отметки ребята
могут сразу выставить
В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:
Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случиться, если я не буду писать грамотно?
- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
-Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не
правда ли, звучит
как открытие!)
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы,
адресованные ученикам, в которых сталкиваются
противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие
- самый мощный двигатель мысли. Например,
определи и докажи, где какая часть речи:
Бревно
лежит поперёк
канавы. Мы шли вдоль
и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить
(в)пустую;
подняться (на)верх;
прикрепить (на)верх
шеста;
работать (по)новому;
идти (по)новому шоссе ).
▪ вопросы, требующие
установления сходства
и различия. Чем менее очевидно это различие
или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению
причинно–следственных
связей. Открытие каждой причины – шаг
к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются
действия выбора, работа по желанию.
(Например, выучить понравившееся стихотворение
или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует
собственные примеры обнаружения грамматических
закономерностей.
▪ Поисковую умственную активность вызывают
задания, которые требуют от школьников
исправления логических, фонетических,
стилистических и прочих ошибок. Постоянная
систематическая работа по обнаружению,
исправлению и объяснению ошибок, редактирование
текстов – один из действенных методов
обучения и развития учащихся.
Необходимо также стремиться к организации
и использованию в процессе обучения различных
«обратных связей» между учителем и
учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование,
дискуссия, групповые формы обучения и
т.п.)
Проектная
деятельность – педагогическая технология,
ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение
новых путем самообразования. Метод дает
простор для творческой инициативы учащихся
и педагога, подразумевает их дружеское
сотрудничество, что создает положительную
мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для
чего мне надо то, что я познаю. Я знаю,
где и как эти знания применить”. Эти слова
вполне могут стать девизом тех, кто берется
за работу такого рода. Типология проектов
очень обширна (исследовательские, прикладные,
творческие, информационные проекты и
т.д.), По количеству участников различаются
так называемые монопроекты и коллективные
проекты. По временной протяженности проекты
могут быть самыми разнообразными (от
одного урока до нескольких месяцев), в
зависимости от поставленной задачи. В
создании проекта может участвовать как
один ученик, так и группа ребят ( учебная
параллель, заинтересованная разновозрастная
группа и т.д.). Можно создавать межпредметные
(на основе координации учебных предметов)
и монопредметные проекты. Реализация
метода проектов на практике ведет к изменению
позиции учителя. Из носителя готовых
знаний он превращается в организатора
учебно-познавательной деятельности своих
учеников.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Все перечисленные
приёмы активно используются учителями
начальных классов. Всё чаще в
последнее время в
Начиная работать в “ Центре дистанционного обучения детей-инвалидов” на базе ГОУ “ Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат” , я сама должна была освоить эти технологии. Для того чтобы быть успешной в своей работе мне предстояло научиться пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею. При составлении плана урока, я учитываю особенности обучения с использованием ИКТ в формах учебной работы на различных этапах урока.
Добившись
определённых успехов в обучении
с использованием ИКТ на уроках,
я пришла к выводу, что на сегодняшний
день это одно из самых эффективных
средств для повышения интереса
детей к предмету.
Приложение
Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы (авт. Н.Г.Лусканова)
Инструкция к тесту
В каждом из вопросов выбери один ответ.
Тестовый материал
не знаю
Информация о работе Пути повышения мотивации обучения учащихся