Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:22, реферат
Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур
1. Введение
2. История возникновения геральдики.
3. Теоретическая геральдика.
4. Заключение.
Реферат на тему:
«Теоретическая геральдика».
1. Введение
2. История возникновения геральдики.
3. Теоретическая геральдика.
4. Заключение.
Введение.
Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур
Геральдику можно определить как учение о гербах, в которых существенную и необходимую часть составляет определенной формы и окраски щит, на котором находятся предметы, животные и символы, несущие смысловую нагрузку, и часто дополняющий этот щит шлем с его атрибутами.
Корень слова герб (herb) встречается во многих славянских и германских языках (herb, erb, irb) в значении наследовать. Отсюда само название изображения указывает на его наследственность и неизменяемость (в основе символики). Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блазонами (от фр. blason — щит). У аланов и тюркских народов фамильные гербы существовали в виде родовых знаков (тамги). В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает около 5 тысяч гербов).
История возникновения геральдики.
Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов – животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. Например, в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина; у племён степей – фигурки змеи; лесных племён – медведя, оленя или волка, считавшихся « предками» или божествами. Такой же характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны ( воды).
Подобные символы существовали
и в древнейших государствах,
образовавшихся в районе
В более поздние времена
в символах городов и
Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком империи. Двуглавый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих империй: Священной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный).
Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века. Между тем некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов», его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики к временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов. На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере. К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами.
Теоретическая геральдика.
Предметом теоретической геральдики
является совокупность правил и приемов
составления гербов, без знания которых
невозможно их правильное «прочтение»
и определение. В соответствии с этими
правилами герб составлялся из различных
частей: щита, шлема, короны, нашлемника,
намета, щитодержателей, девизов, мантии
и различных украшений вокруг щита. Однако
не в каждом гербе было обязательным одновременное
наличие всех этих частей. Одни из них
были главными, обязательными, другие
— нет.
Главной частью герба является щит. Различают
несколько видов геральдических щитов:
французский — четырехугольной формы
с заострением внизу в середине. Высота
такого щита должна быть равной 9/8 его
ширины; испанский — тех же размеров, что
и французский, но с плавно закругленной
нижней частью; варяжский — треугольный,
с плавно изгибающимися боковыми сторонами;
итальянский — овальной формы и германский
— щит вычурно вырезанной формы. Кроме
них существовали круглые, косоугольные
и квадратные щиты. В русской геральдике
самой употребительной стала французская
форма щита.
Как правило, гербы были рельефными, но
могли быть плоскостными, цветными. Они
составлялись из металлов, эмалей (финифти)
и мехов. Из металлов употреблялись только
драгоценные — золото и серебро. Использовались
финифти пяти цветов — красного, голубого
или лазоревого, зеленого, пурпурного
и черного.
Основное правило составления герба запрещало
накладывать металл на металл и финифть
на финифть.
Поскольку гербы часто помещались как
владельческие знаки на самых различных
бытовых предметах, например на фамильном
столовом серебре или на личных печатях,
они гравировались по определенным правилам
изображения цветов. По этим же правилам
гербы изображались на бумаге. При этом
золото передавалось черными точками
по белому полю, а серебро — белым, незаштрихованным
полем. Цвета финифтей изображались соответствующими
красками, а графически следующим образом:
красный цвет — вертикальными линиями,
голубой — горизонтальными
линиями, зеленый — диагональными линиями
справа налево, пурпурный — диагональными
линиями слева направо, черный — пересекающимися
горизонтальными и вертикальными линиями.
При этом надо обязательно учитывать,
что в геральдике правой стороной щита
является левая от зрителя. При изображении
на гербе человека мог употребляться телесный
цвет.
Из мехов при составлении герба употреблялись
горностаевый и беличий. Первый графически
изображался черными значками в виде хвостиков
по белому полю, второй — голубыми фигурками,
по форме напоминающими разделанную и,
развернутую по белому полю беличью шкурку.
Горностаевый мех изображался более сложными
стилизованными фигурами. Иногда горностаевый
мех изображался белыми значками по черному
полю; в этом случае мех назывался противогорностаевым.
Геральдические цвета, металлы, меха имели
в середине века свою внутреннюю иерархию.
Наиболее благородным из цветов считался
красный, наиболее низким – черный цвет;
из металлов самый почетный был золотой,
из мехов – горностаевый.
Щиты могли быть одноцветными или многоцветными.
В последнем случае они разделялись на
части, передававшиеся различными цветами.
Щит, разделенный пополам по вертикали,
называется рассеченным; разделенный
пополам по горизонтали — пересеченным;
разделенный на две части из угла в угол
— скошенным справа или слева. Щит, разделенный
одновременно по вертикали и по горизонтали,
является одновременно и рассеченным,
и пересеченным. Применялись и другие
виды делений, например, вилообразно разделенный,
клинчатый. Деления щита могли быть образованы
и кривыми линиями. В этом случае они имели
соответствующие названия — зубчато-пересеченный,
вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный
и т. д. Деление герба зубчатыми линиями
было, например, очень характерным для
немецких гербов. В гербах встречаются
самые различные сочетания перечисленных
основных делений щита, причем каждая
комбинация имеет свое название. Фигуры,
помещавшиеся на щите герба, делятся на
геральдические и негеральдические.
Различают шесть основных геральдических
фигур:
глава щита — 2/7 его длины сверху дается
другим цветом; если пропорция была меньше,
то такую главу называют вершиной;
оконечность, или подножие (подошва), —
2/7 длины щита снизу выделяется другим
цветом;
столб — 1/3 ширины щита посередине выделяется
другим цветом; столб мог быть сдвинут
вправо пли влево;
пояс — 1/3 длины щита посередине выделяется
другим цветом; он мог быть повышен или
понижен;
перевязь - 1/3 щита по диагонали справа
или слева выделяется другим цветом; она
могла быть сужена, повышена, сдвинута.
стропило — две встречные перевязи, не
достигающие верха щита; эта фигура считается
главной. Стропило могло быть опрокинутое.
Часто при составлении гербов употреблялись
и многие другие геральдические фигуры,
являвшиеся самыми различными комбинациями
основных. Их известно около двухсот. Чаще
других, встречаются кресты, образующиеся
в результате пересечения столба и пояса
(прямой крест), пересечения перевязей
(андреевский крест), двух перевязей и
столба (вилообразный крест) и другие виды
крестов — классический (красный), орденский
(кавалерский), латинский, лотарингский
и т, д.
Негеральдические фигуры делятся на естественные,
искусственные и легендарные. К естественным
фигурам относятся изображения живых
существ (человек, звери, птицы и др.), небесных
светил (солнце, луна, звезды) и стихий
(огонь, вода). Все живые существа, согласно
правилам геральдики, изображаются смотрящими
в левую от зрителя сторону.
К искусственным фигурам относятся изображения
самых различных предмету созданных человеком,
— лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова
и т. д.
К легендарным фигурам относятся изображения
существ, не имеющихся в природе, — дракон,
двуглавый орел, единорог, пегас, гидра,
птица Феникс и др.
Фигуры герба имели свою символику. Лев
был символом власти и великодушия; конь
— храбрости, зоркости, быстроты; петух
— боя; орел — власти; дуб — силы; оливковое
дерево — мира; лавровая ветвь — победы
и т. д.
Все остальные части герба являются необязательными.
Шлем, часто помещавшийся над щитом, в
основном был двух видов — округлой формы
(западноевропейский) и остроконечной
(русский). Он мог изображаться как в фас,
так и в профиль (в правую геральдическую
сторону).
Корона могла помещаться как над шлемом,
так и под ним. Иногда она заменяла собой
шлем. В русской геральдике различаются
княжеские, графские, баронские и дворянские
короны, в западноевропейской, кроме перечисленных,
— герцогские, маркизские, виконтские,
а также различные головные уборы католического
духовенства: папская тиара, кардинальская,
архиепископская, епископская, прелатская
и священническая шляпы.
Нашлемник представлял собой фигуру (как
правило, изображение животного), выходящую
сверху из шлема или короны.
Мантия и намет — это изображения плащей
средневековых рыцарей. Мантия — бархатное
полотнище, выходящее из-под короны и подложенное
мехом горностая. В русской геральдике
мантия встречается только в княжеских
гербах, а также в гербах некоторых дворянских
родов, ведущих свое происхождение от
удельных князей.
Намет — украшение в виде виньетки, выходящее
из-под шлема. Верхняя его сторона могла
быть любого цвета, кроме золотого и серебряного,
а нижняя, наоборот, — золотой или серебряной.
Щитодержатели — это естественные или
легендарные фигуры, поддерживающие щит
с боковых сторон.
Девиз — это краткое изречение (часто
на латинском языке), характеризующее
определенные принципы жизни, поведения,
убеждения и т. п. владельца герба. Как
правило, он помещался на ленте под щитом,
при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали
основной расцветке ноля герба и главной
фигуры. Общеизвестен девиз на гербе А.
А. Аракчеева: «Без лести предан».
Сенью называется шатер, помещавшийся
под мантией государственного герба.
Можно предположить, что только самые
первые гербы несли произвольно взятые
изображения, не наделённые каким-то особым
смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма
эпоху Средневековья, когда даже в элементарных
вещах старались разглядеть скрытый смысл,
некое божественное откровение, цветам,
как и другим геральдическим элементам,
начали придавать конкретное символическое
значение. Поскольку нет жёсткой системы,
способной помешать каждому желающему
вкладывать в геральдические цвета какой
угодно смысл, вполне естественно, что
существует множество разнообразных толкований,
предлагаемых разными источниками.
Но символическое толкование геральдических
цветов уместно только тогда, когда заранее
известно, что составитель герба вложил
смысл в его расцветку. В противном случае
есть опасность очень далеко зайти, пытаясь
обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью
сказать, что в большинстве гербов цвет
выбирается не в соответствии с его символическим
значением, а в соответствии с эстетическими
принципами составления композиции
Заключение.
Новую жизнь геральдическим эмблемам и гербам дало использование их в коммерческих целях в качестве основы для композиции этикеток дорогих вин и коньяков, сигар и сигарет, престижных товаров, клубных атрибутов и т.д.
Дальше речь пойдет не только, и не столько о гербах уже существующих, старых, владельцы которых теперь могут открыто заявлять о своей принадлежности именитому роду, сколько о зарождении новых династий - промышленников, предпринимателей, художников, врачей и проч. Сейчас становиться хорошей традицией наряду с заключением брачных контрактов начинать новую жизнь под знаком своего родового герба.
Герб может принимать участие в свадебной церемонии наряду с женихом и невестой, и, вобрав в себя всю положительную энергетику момента, уже с этого знаменательного события формировать историю нового рода.
Кроме родовых гербов, большую популярность сегодня имеют гербы коммерческие, используемые в качестве товарных знаков и эмблем общественных организаций, различных клубов. Несомненно, к товарам и услугам, предлагаемым под маркой геральдической эмблемы, доверия больше. Ведь, традиционно герб был не только признанным знаком отличия и благородного происхождения, но и накладывал на гербовладельца определенную ответственность за свои поступки. Истории геральдики известны случаи, когда на владельца герба налагались определенные взыскания за неблаговидные поступки и эти взыскания отражались на гербе (например, намеренное искажение формы щита) и их нельзя было самовольно устранить.