Активные методы теоретического обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.


Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.


Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:


1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.


2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.


3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.


4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5


1.1 Понятие об обучении………………………………………………5


1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9


1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9


1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13


1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15


1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16


1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17


ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20


2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20


2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21


2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24


2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30


2.4. Упражнения………………………………………………………..34


2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35


2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36


2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины 

Украинская инженерно-педагогическая академия 
 

Кафедра педагогики и методики профессионального обучения 

Кафедра психологии 

КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА 

по профессиональной педагогики и психологии 

на тему: 

Активные методы теоретического обучения 
 

Выполнил студент:  

Группа:  

Руководители: 

по педагогике _________ 

по психологии ___________ 

Курсовая работа защищена ________________ 

Оценка ____________ 

Харьков 2006 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5 

1.1 Понятие об  обучении………………………………………………5 

1.2 Сущность формирования  профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9 

1.2.1. Обучение  навыкам…………………………………………...9 

1.2.2. Обучение  умениям…………………………………………..13 

1.3 Анализ проблемы  формирования профессиональных  умений и навыков……………………………………………………………..15 

1.4 Этапы и  стадии формирования профессиональных  умений и навыков в процессе  обучения……………………………………..16 

1.5 Проведение  теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра  в группе учащихся. Анализ результатов  тестирования……………………17 

ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20 

2.1. Общая характеристика  технического мышления………………..20 

2.2. Проблемное  обучение как общее средство  технического мышления…………………………………………………………..21 

2.3. Общая характеристика  методов обучения……………………….24 

2.3.1. Классификация  активных методов обучения……………..30 

2.4. Упражнения………………………………………………………..34 

2.4.1. Упражнения  в творческом применении полученных  знаний и умений……………………………………………………..35 

2.4.2. Поисковые  упражнения…………………………………….36 

2.5. Алгоритм  создания проблемной ситуации  в процессе теоретического обучения………………………………………….36 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Актуальность  выбранной нами темы заключается  в том, что появле-ние и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процес-сом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать сту-дентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков само-стоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. 

Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к уче-нию. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятель-ности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое ис-пользование активных методов, побуждающих к мыслительной и практи-ческой деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике. 

Объект исследования --- процесс реализации активных методов  теоретического обучения в системе  профтехобразования. 

Предмет исследования --- активные методы теоретического обучения. 

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения. 

Исходя из выше изложенного нами была сформулированна  гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно  приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом. 

Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:  

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме внедрения  активных методов теоретического  обучения в учебный процесс. 

2. Рассмотреть  психологические основы формирования  умений и навыков в процессе  обучения. 

3. Применить  тестовую методику структуры  интеллекта Р.Амтхауэра. 

4. Разработать  алгоритм создания проблемной  ситуации в процесс теоретического обучения. 
 
 
 
 

ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 

1.1. Понятие об  обучении 

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. 

Знания, умения и навыки--это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить» от кого-то -- они должны получиться в результате психической активности самого учащегося. 

Обучение можно  охарактеризовать как процесс активного  взаимо-действия между обучающим  и обучаемым, в результате которого у обучае-мого формируются определенные знания, умения и навыки. 

Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемо-му, а до-стигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управ-ляют этой активностью. Поэтому обуче-ние можно еще представить как про-цесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, на-правляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и ин-формацию. Но сам процесс формирования у чело-века знаний, умений и навы-ков происходит только в результате его собственной активности. 

Попутное научение и целенаправленное учение. Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Результаты опытов показывают следую-щее: 1) научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед «обучающи-мися нет специальной задачи научиться; 2) заучивается (запоминается) лучше то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой дея-тельности, на что она направлена и с помощью чего осуществ-ляется.  

Некоторые психологи  и педагоги выдвинули идею, что попутное, не-преднамеренное научение--лучшая форма обучения. При этом, подчеркива-ется его «естественность». Мотивы и побуждения к научению идут при этом от самого человека, а не указываются извне.  

Учение как  деятельность. Итак, учение имеет место  там, где дейст-вия человека управляются сознательной целью усвоить определенные зна-ния, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфичес-ки человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.  

Что же представляет собой деятельность учения? Любая  деятельность -- это совокупность некоторых  физических действий, практических или  речевых. Следовательно, и учение совершается  путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т. д.  

Если учение --это деятельность, то может ли оно  осуществляться без внешних и  видимых форм? Исследования показали, что человек способен осуществлять особую гностическую деятельность. Цель ее -- познание окру-жающего мира. Учение выражается в активной, гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы. 

Внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интерио-ризации, благодаря которой  предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Предметное действие превратилось в процессе интерио-ризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных дейст-вий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.  

Внешняя гностическая деятельность обязательна для учения, когда в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. 

Если ученик не владеет еще определенными  образами, понятиями и действиями, то учение начинать надо с предметной гностической деятельнос-ти, в противном случае учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности.  

Типы учебной  ситуации. Любая деятельность порождается  опреде-ленными мотивами и протекает  в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение в учебной ситуации должньи быть мотивы, движу-щие индивида к гностической цели - к овладению определенными знаниями и умениями. Такие мотивы могут быть двух типов--внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, дав-ление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отноше-нию к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях слу-жат лишь средством для достижения других основных целей. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер, а выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к основной цели. Данная ситуация является конфликтной, поэтому связана со значи-тельным психическим напряжением, требует внутренних усилий и порой борьбы индивида с самим собой.  

К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта и связаны с преодолением трудностей, встречающих-ся в ходе учения, и требуют волевых усилий. Но это усилия, направленные на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. 

Мотивация учебной  деятельности. Определенная вещь, события, ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они свя-зываются с источниками определенной- активности человека. Эти источ-ники могут быть разделены на три основные категории: 

1. Внутренние  источники. Они определяются потребностями  чело-века и могут иметь как  врожденный характер, выражающий  органические потребности организма,  так и обретенный характер, выражающий социаль-ные потребности, формируемые обществом. 

Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции учения имеют потребность в активности и потребность в информации. 

Среди общественно  формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические потребности и поло-жительные социальные потребности 

2. Внешние источники.  Они определяются общественными  условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся  требования, ожидания и возможности. 

Требования предлагают человеку определенные виды и формы дея-тельности и поведения. Ожидания характеризуют отношение общества к человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и фор-мы деятельности оно считает нормальным для данного индивида. Возмож-ности -- это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека.  

3. Личные источники.  Они определяются интересами, стремлениями, установками, убеждениями и мировоззрением  человека, его представлением о  себе, его отношением к обществу. Эти источники активности называют ценностями. Такими ценностями могут быть самосовершенствование, само-утверждение, самовыражение, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы. Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у каждого человека.  

Виды учебных  и обучающих действий. Существует три основных вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер препод-несения готовых знаний и  умений. Учение в нем складывается из таких дейс-твий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам. Второй вариант обучения имеет вид естественного самонаучения. Учение здесь складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, «усмотрение» и осмысливание, творческая деятельность. Нако-нец, третий вариант обучения предполагает наличие направляемой познава-тельной активности ученика. Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки .  

Информация о работе Активные методы теоретического обучения