Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
Министерство
образования и науки Украины
Украинская инженерно-
Кафедра педагогики
и методики профессионального обучения
Кафедра психологии
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ
РАБОТА
по профессиональной
педагогики и психологии
на тему:
Активные методы
теоретического обучения
Выполнил студент:
Группа:
Руководители:
по педагогике
_________
по психологии
___________
Курсовая работа
защищена ________________
Оценка ____________
Харьков 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ......................
1.1 Понятие об
обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования
профессиональных умений и навыков в процессе
обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение
навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение
умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы
формирования профессиональных
умений и навыков……………………………………
1.4 Этапы и
стадии формирования
1.5 Проведение
теста структуры интеллекта Р.
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика
технического мышления………………..
2.2. Проблемное
обучение как общее средство
технического мышления………………………
2.3. Общая характеристика
методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация
активных методов обучения……………
2.4. Упражнения……………………………………………………
2.4.1. Упражнения
в творческом применении
2.4.2. Поисковые
упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм
создания проблемной ситуации
в процессе теоретического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
выбранной нами темы заключается
в том, что появле-ние и развитие активных
методов обусловлено возникающими перед
процес-сом обучения новыми задачами,
состоящими в том, чтобы не только дать
сту-дентам знания, но и обеспечить формирование
и развитие познавательных интересов
и способностей, творческого мышления,
умений и навыков само-стоятельного умственного
труда. Возникновение новых задач обусловлено
бурным развитием информации. Если раньше
знания, полученные ранее, могли служить
человеку в течение всей его трудовой
жизни, то в век бурных темпов роста информации
их необходимо постоянно обновлять, что
может быть достигнуто главным образом
путем самообразования, а это требует
от человека познавательной активности
и самостоятельности.
Познавательная
активность и познавательная самостоятельность
- качества, характеризующие интеллектуальные
способности человека к уче-нию. Как и
другие способности, они проявляются и
развиваются в деятель-ности. Отсутствие
условий для проявления активности и самостоятельности
приводит к тому, что они не развиваются.
Вот почему только широкое ис-пользование
активных методов, побуждающих к мыслительной
и практи-ческой деятельности, развивает
столь важные интеллектуальные качества
человека, обеспечивающие в дальнейшем
его деятельное желание в постоянном овладении
знаниями и применении их на практике.
Объект исследования
--- процесс реализации активных методов
теоретического обучения в системе
профтехобразования.
Предмет исследования
--- активные методы теоретического обучения.
Цель исследования
--- разработка алгоритма создания проблемной
ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше
изложенного нами была сформулированна
гипотеза исследования: применение активных
методов теоретического обучения действительно
приведет к продуктивной мыслительной
и практической деятельности учащихся
в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения
цели исследования и выдвинутой гипотезы
необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Рассмотреть
психологические основы
3. Применить
тестовую методику структуры
интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать
алгоритм создания проблемной
ситуации в процесс
ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие об
обучении
Обычно обучение
характеризуют так: это передача
человеку определенных знаний, умений
и навыков.
Знания, умения
и навыки--это формы и
Обучение можно
охарактеризовать как процесс активного
взаимо-действия между обучающим
и обучаемым, в результате которого
у обучае-мого формируются определенные
знания, умения и навыки.
Воздействия обучающего
стимулируют активность обучаемо-му,
а до-стигая при этом определенной,
заранее поставленной цели, тем самым
управ-ляют этой активностью. Поэтому
обуче-ние можно еще представить как про-цесс
стимуляции внешней и внутренней активности
ученика и управления ею. Обучающий создает
для активности обучаемого необходимые
условия, на-правляет ее, контролирует,
предоставляет для нее нужные средства
и ин-формацию. Но сам процесс формирования
у чело-века знаний, умений и навы-ков происходит
только в результате его собственной активности.
Попутное научение
и целенаправленное учение. Научение
в ходе деятельности, имеющей иную цель,
называют попутным. О том, что оно существует,
свидетельствует жизнь. Результаты опытов
показывают следую-щее: 1) научение (запоминание)
происходит и тогда, когда перед «обучающи-мися
нет специальной задачи научиться; 2) заучивается
(запоминается) лучше то, что связано с
активной деятельностью человека, что
нужно для этой дея-тельности, на что она
направлена и с помощью чего осуществ-ляется.
Некоторые психологи
и педагоги выдвинули идею, что попутное,
не-преднамеренное научение--лучшая форма
обучения. При этом, подчеркива-ется его
«естественность». Мотивы и побуждения
к научению идут при этом от самого человека,
а не указываются извне.
Учение как
деятельность. Итак, учение имеет место
там, где дейст-вия человека управляются
сознательной целью усвоить определенные
зна-ния, навыки, умения, формы поведения
и деятельности. Учение специфичес-ки
человеческая деятельность, причем оно
возможно лишь на той ступени развития
психики человека, когда он способен регулировать
свои действия сознательной целью.
Что же представляет
собой деятельность учения? Любая
деятельность -- это совокупность некоторых
физических действий, практических или
речевых. Следовательно, и учение совершается
путем выполнения человеком различных
действий: движений, письма, речи и т. д.
Если учение
--это деятельность, то может ли оно
осуществляться без внешних и
видимых форм? Исследования показали,
что человек способен осуществлять
особую гностическую деятельность. Цель
ее -- познание окру-жающего мира. Учение
выражается в активной, гностической деятельности,
которая часто имеет внутренние формы.
Внутренняя деятельность
возникает из внешней в процессе
интерио-ризации, благодаря которой
предметные действия отражаются в сознании
и мышлении человека. Предметное действие
превратилось в процессе интерио-ризации
в действие мысленного анализа. Системы
таких мысленных дейст-вий, развертывающихся
в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.
Внешняя гностическая
деятельность обязательна для учения,
когда в сознании человека еще не сформированы
образы, понятия о предмете и соответствующие
им действия.
Если ученик
не владеет еще определенными
образами, понятиями и действиями,
то учение начинать надо с предметной
гностической деятельнос-ти, в противном
случае учение он может начинать прямо
с внутренней гностической деятельности.
Типы учебной
ситуации. Любая деятельность порождается
опреде-ленными мотивами и протекает
в определенных условиях. Следовательно,
чтобы возникло учение в учебной
ситуации должньи быть мотивы, движу-щие
индивида к гностической цели - к овладению
определенными знаниями и умениями. Такие
мотивы могут быть двух типов--внешние
и внутренние. К внешним мотивам относятся:
наказание и награда, угроза и требование,
дав-ление группы, ожидание будущих благ
и т. д. Все они внешние по отноше-нию к
непосредственной цели учения. Знания
и умения в этих случаях слу-жат лишь средством
для достижения других основных целей.
Учение носит до некоторой степени вынужденный
характер, а выступает как препятствие,
которое надо преодолеть на пути к основной
цели. Данная ситуация является конфликтной,
поэтому связана со значи-тельным психическим
напряжением, требует внутренних усилий
и порой борьбы индивида с самим собой.
К внутренним мотивам
относят такие, которые побуждают человека
к учению как к своей цели. Учебные ситуации
с такими мотивами не содержат внутреннего
конфликта и связаны с преодолением трудностей,
встречающих-ся в ходе учения, и требуют
волевых усилий. Но это усилия, направленные
на преодоление внешних препятствий, а
не на борьбу с самим собой.
Мотивация учебной
деятельности. Определенная вещь, события,
ситуации или действие - становятся
мотивами деятельности, если: они свя-зываются
с источниками определенной- активности
человека. Эти источ-ники могут быть разделены
на три основные категории:
1. Внутренние
источники. Они определяются
Среди врожденных
потребностей особое значение для стимуляции
учения имеют потребность в активности
и потребность в информации.
Среди общественно
формируемых потребностей особое значение
для стимуляции учебной деятельности
имеют гностические потребности и поло-жительные
социальные потребности
2. Внешние источники.
Они определяются
Требования предлагают
человеку определенные виды и формы дея-тельности
и поведения. Ожидания характеризуют отношение
общества к человеку, связанное с предположением
о том, какие черты поведения и фор-мы деятельности
оно считает нормальным для данного индивида.
Возмож-ности -- это те объективные условия
определенной деятельности, которые имеются
в окружении человека.
3. Личные источники.
Они определяются интересами, стремлениями,
установками, убеждениями и
Виды учебных
и обучающих действий. Существует
три основных вида учебных действий.
Первый вариант обучения имеет характер
препод-несения готовых знаний и
умений. Учение в нем складывается
из таких дейс-твий, как подражание, дословное
или смысловое восприятие и повторение,
тренировка и упражнение по готовым образцам
и правилам. Второй вариант обучения имеет
вид естественного самонаучения. Учение
здесь складывается из таких действий,
как выбор вопросов и задач, поиск информации
и общих принципов, «усмотрение» и осмысливание,
творческая деятельность. Нако-нец, третий
вариант обучения предполагает наличие
направляемой познава-тельной активности
ученика. Учение в нем складывается из
таких действий, как решение поставленных
задач и оценка результатов, пробы и ошибки
.