Дидактические игры на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. А дидактическая задача игры: « Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач.

Содержание работы

1.Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии.
Стр. 3-4
2.Влияние дидактической игры на эффективность обучения
Стр.3-5
3.Алгоритм разработки и проведения дидактических игр
Стр.5-9
4.Классификация дидактических игр.
Стр.9-10
5.Дидактические игры на уроках химии (из опыта работы)
Стр.10-32
6.Список литературы

Стр.32-33

Файлы: 1 файл

Дидактические игры на уроках химии.doc

— 735.50 Кб (Скачать файл)

Описание игры. Игроки оп сигналу должны в строке химических элементов- металлов определить и вычеркнуть знаки элементов- неметаллов, а среди  химических элементов –неметаллов вычеркнуть элементы- металлы.

Металлы

Na

K

Mg

O

Ba

Au

P

Cu

Неметаллы

Cl

N

C

Ag

O

F

H

Si

Металлы

Fe

Ca

Cu

Ba

Br

Si

Pt

Hg

Неметаллы

Se

Si

N

F

Na

Ag

Mg

Li

Металлы

Cs

Cl

Mn

Cr

K

Cu

Br

F

Неметаллы

P

Sn

N

O

H

C

Ca

Mn

Металлы

H

Hg

Zn

S

Mg

Cu

P

Br

неметаллы

Zn

Ba

He

Fe

J

Pb

Mg

C


 

Металлы

H

Ag

Hg

Mg

Cu

P

Br

S

Неметаллы

Zn

Ba

H

Fe

J

Hg

Ne

Mn

Металлы

Na

Cl

Pb

Cr

K

Cu

Ar

O

Неметаллы

F

Ca

Na

Si

Ba

B

Mg

S

Металлы

Cl

N

Na

Cu

Ca

P

Br

Ba

Неметаллы

J

F

Fe

F

Au

Ag

He

H

Металлы

Ba

Cu

C

Na

N

S

Si

Li

неметаллы

S

O

H

He

Na

Fe

F

Cr


 

Тема « Оксиды»

 

Игра « Крестики нолики»

Цель игры. Обобщить и  систематизировать знания о формулах оксидов.

Атрибуты игры. Карточки с формулами веществ.

 

HNO3

SO2

SO3

CO2

CuO

MgO

O2

NaOH

ZnSO4


 

KClO3

ZnO

Na2O

NaOH

SO2

H2SO4

Cu(OH)2

N2O3

CO2


 Правила игры. Найди  выигрышный путь.

Соотнеси.

Цель игры. Обобщить знания о названии оксидов.

Атрибуты игры. Карточка с формулами и названиями оксидов.

формулы

названия

1. P4O10

А) Оксид серы(IV)

2. CO2

Б)Оксид фосфора(V)

3.SO2

В)Оксид железа(II)

4 .FeO

Г)Оксид меди(II)

5.K2O

Д)Оксид углерода(IV)

6.CuO

Е)Оксид калия


 

Найди формулы оксидов.

Цель игры. Закрепить  знания о составлении формул оксидов

Атрибуты игры. Число  карточек по числу оксидов.

 

Ca

S

O

O2

C

Al2

Mg

O3

N

Fe2


 

 Описание игры. Из  предложенных формул составьте  формулы оксидов.

 

Тема: « Классификация  оксидов»

 Описание игры. В  каждом ряду один оксид не  соответствует следующим признакам:

  1. кислотный оксид среди основных
  2. основный оксид среди кислотных
  3. основный оксид среди амфотерных

 

а) Na2O,SO2, BaO,K2O

б) NO2,CuO,FeO,CaO

в) SO2, CO2, CaO,CrO3

      г) Al2 O3, Na2O, ZnO, Cr 2O3

 

 Тема: « Степень окисления»

Игра « Химическое лото»

Цель игры. Закрепить  знания учащихся о степени окисления  элементов и составлении формул по степени окисления.

Атрибуты игры. Карточки из картона лили бумаги. 13 карточек, на которых написаны формулы оксидов  и карточки с возможной степенью окисления.

Описание игры. Расставьте все карточки на игральную карту  так, чтобы цифры в клетках  карты соответствовали степени окисления химического элемента, образующего данный оксид. Существует лишь одна комбинация правильной расстановки всех карточек.

+1

+1

+1

+1

+2

+4

+4

+4

+5

+2

+4

+7

+7

+5

+2

+4

+6

+6

+5

+2

+3

+3

+3

+3

+2



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределите формулы  оксидов по клеткам таблицы в  соответствии со степенью окисления  оксидообразующего элемента и с  химическим характером оксида: FeO, Al2O3 ,SO3,

Na2O, SO2 При правильном ответе из букв в клетках вы получите название одного металла.

 

Химический характер оксидов

Степень окисления оксидообразующего  элемента

 

+1

+2

+3

+4

+5

+6

Основный

к

а

б

л

г

д

Кислотный

ж

з

ь

л

м

и

амфотерный

ц

я

й

ю

и

р


 

 

 Тема: « Химические свойства оксидов»

Игра « Крестики нолики». Выигрышный путь составляют оксиды, которые реагирую с водой.

 

MnO

ZnO

CaO

SO3

SO2

Al2O3

Na2O

Ag2O

CuO




Fe2O3

CaO

Al2O3

ZnO

Ag2O

CO2

SO3

BaO

K2O




 

 

 

 

 

 

 

Определите для каждого  оксида его свойства. Сумма номеров  правильных ответов равна половине относительной молекулярной массе фосфорной кислоты( H3PO4)

Химические свойства оксидов

оксиды

 

K2O

SO2

SiO2

CuO

Взаимодействуют  с  водой

1

5

9

13

Взаимодействуют с основаниями(Щелочами)

2

6

10

14

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в красный цвет

3

7

11

15

Взаимодействует с кислотами

4

8

12

16


 

Определите для каждого  оксида характерные  свойства. Из букв, соответствующих правильным ответам  получите название растворимых в  воде оснований.

Химические свойства оксидов

оксиды

 

SiO2

NO2

CaO

CuO

Взаимодействуют  с  с основаниями(щелочами)

щ

е

и

н

Взаимодействуют с кислотами

д

и

л

о

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в синий  цвет

к

а

ч

т

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в красный цвет

о

и

р

ы


 

 Тема: « Основные  классы неорганических соединений»

Прятки с формулами.

Цель игры. Развить  внимание. Наблюдательность и умение составлять формулы неорганических веществ.

Атрибуты игры. Карточки с формулами веществ, в которых  не вписан знак одного химического элемента, входящего в эту формулу.

Описание игры. Найдите  элементы. Которые спрятались. Прочитайте формулу и дайте веществу соответствующее  название. Задание может быть усложнено  тем, что ученик дает сведения о том, к какому  классу относится вещество  и какими свойствами оно обладает.

 

H2…O3

Na3P…

H2…O4

…CO3

KO…

…NO2

H…O3

…OH

H3…O4


 

 «Бегунок».

Цель игры. Развить  внимание, память и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.

Атрибуты игры. Мяч  небольшого размера по числу команд.

Описание игры. Игроки выстраиваются друг за другом в один ряд. Ученик, стоящий первый, держит в руке мяч, по команде, например «  Кислота» он предает мяч стоящему за ним игроку, называя при этом формулу кислоты и т.д. Консультант  следит за правильностью названия формул и чтобы не было повторов.. Команды могут касаться любого класса неорганических соединений.

«Химическое лото»

Цель игры. Закрепить  знания учащихся об основных классах  неорганических соединений, развить  внимание, память, наблюдательность, сосредоточенность.

Атрибуты игры. Для  каждого игрока готовят по 20-30 фишек  для накрывания формул в карточках  лото и по 3 карточки размером 16Х9 сантиметров, выполненные из белой плотной  бумаги.

В карточках последовательно  в 9 вертикальных столбцах написаны по два знака химических элементов или по две формулы веществ. Последовательность знаков и формул в столбцах слева направо во всех карточках должна быть единой, например, химические знаки элементов-металлов, элементов-неметаллов, формулы основных оксидов, формулы кислотных оксидов, амфотерных оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов, солей. Причем порядок их расположения внутри столбцов должен быть аналогичным расположению цифр в классическом лото.

Для ведущего необходим  мешочек с небольшими карточками, на которых указаны химические знаки и формулы веществ.

Описание игры. Игроки имеют набор карточек химического  лото. Ведущий вынимает из мешочка  карточку и громко говорит название данного вещества или символа  химического элемента. Игроки на местах должны определить к какому классу относится данное вещество, найти это вещество в столбце и закрыть фишкой. Победителем будет ученик, первым закрывший все формулы на карточке.

 

Na

 

K2O

N2O5

 

H2CO3

Ca(OH)2

 

LiCl

 

B

MgO

 

Al2O3

   

Zn(OH)2

AgBr

Cu

S

 

Cl2O7

ZnO

 

Fe(OH)2

Al(OH)3

 

 

Тема: « Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Спринт

Цель игры. Активизировать процесс запоминания генетических связей неорганических веществ и  закрепить умение учащихся составлять уравнения реакций последовательного превращения веществ.

Атрибуты игры.  Карточки с формулами неорганических веществ, с помощью которых можно было бы составить генетическую цепочку  соответствующего элемента. И несколько  формул, не входящих в эти цепочки. Можно воспользоваться свистком для подачи команды « На старт»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание игры. Двое или  более участников должны на столе  выбрать карточки для своей генетической цепочки. Составить генетическую цепочку  из выбранных карточек. Число звеньев  генетической цепочки у участников должно быть одинаковое.

Отгадайте задуманное простое  вещество ( химический элемент).

 Цель игры. Развить  у учащихся умение определять  по характеристике химический  элемент или простое вещество.

Атрибуты игры. Карточки с характерными характеристиками.

  1. элемент с переменной валентностью
  2. высший оксид обладает кислотными свойствами
  3. элемент образует несколько аллотропных модификаций
  4. реакция с кислородом широко используется в промышленности и быту
  5. одно из важнейших соединений элемента используется на всех уроках в школе
  6. оксиды играют  особую роль в экологии окружающей среды
  7. входит в состав всех живых организмов

( углерод)

 

  1. элемент образует простое вещество, хорошо проводящее электрический ток
  2. В свободном виде не реагирует с концентрированной  серной кислотой
  3. гидроксиды элемента нерастворимы в воде
  4. находит очень широкое применение, его производят с древних времен
  5. при нагревании реагирует с водой
  6. соединение элемента входит в состав крови человека им животных
  7. в особо чистом виде не подвержен коррозии
  8. Одно из соединений называется суриком

Информация о работе Дидактические игры на уроках химии