Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат
Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. А дидактическая задача игры: « Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач.
1.Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии.
Стр. 3-4
2.Влияние дидактической игры на эффективность обучения
Стр.3-5
3.Алгоритм разработки и проведения дидактических игр
Стр.5-9
4.Классификация дидактических игр.
Стр.9-10
5.Дидактические игры на уроках химии (из опыта работы)
Стр.10-32
6.Список литературы
Стр.32-33
( железо)
Описание игры. Участники игры должны максимально быстро определить название соответству3ющего химического элемента или простого вещества
Раздел: « Игры у периодической системы Д.И. Менделеева».
1. представитель от команды называет любой химический элемент периодической системы, участник второй команды должен показать этот элемент и дать ему характеристику по положению в ПС и его свойства. Затем команды меняются заданиями
2. « Все на одну букву»Ведущий предлагает задание: « назовите металлы, которые начинаются на букву « Н» На выполнение задания дается 2-3 минуты
3. « Запиши, запомни»Полоской бумаги ведущий закрывает группу элементов в периодической системе и поочередно предлагает командам назвать и записать знаки элементов закрытой группы или периода.
4. Ведущий предлагает
задание: « кто больше
5. Представители одной из команд имеют четные номера, другой нечетные. Ведущий начинает рассказ о химическом элементе, например с порядковым номером №3 и прерывает его словами: « Теперь рассказ продолжит представитель команды под номером№3.
Кто лишний?
Цель игры. Развить внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в ПС химических элементов Д.И. Менделеева.
Атрибуты игры. Карточки с символами химических элементов.
Fe |
Cl |
Cl |
Mg |
C |
Cs |
He |
N |
Ca |
Li |
Na |
Cu |
Ag |
Br |
Zn |
Главный признак: металл-неметалл
Li |
N |
Se |
K |
P |
S |
Ca |
C |
J |
Na |
Bi |
O |
Главный признак- принадлежность к определенной подгруппе элементов
«лишние» -кальций, углерод, иод
Li |
Be |
B |
C |
P |
O |
F |
He |
K |
Mg |
Al |
Si |
N |
S |
Cl |
Ar |
Главный признак- принадлежность
элементов к определенному
Калий, азот
Магические элементы
Цель игры. Активизировать процесс запоминания названий химических элементов.
Атрибуты игры. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Описание игры. Ведущий называет порядковый номер химического элемента, в названии которого отсутствуют буквы Ь,Й, Я.
Описание игры Играющие записывают названия данного химического элемента по вертикальной линии, а рядом названия химических элементов, начинающихся с соответствующей буквы из первого слова.
Например элемент под № 86
Р-адий
А-стат
Д-испрозий
О-лово
Н-атрий
Тема: « Индикаторы»
Цель игры. Определить действия индикатора в разных средах.
Атрибуты игры. Карточка с заданием и формулы веществ.
Описание игры. Впишите формулы следующих оксидов в клетки таблицы в зависимости от их реакции с водой и изменением окраски индикатора: Al2O3, CO2, K2O, SO2, CaO, Fe 2O 3
Изменения окраски индикатора |
Реакция с водой | ||
Образуется кислота |
Образуется щелочь |
Не осуществляется | |
Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет |
|||
Индикаторы не изменяют своей окраски |
|||
Раствор лакмуса окрашивается в красный цвет |
« Попади в цель»
Цель игры. Развить логическое мышление, умение систематизировать знания о свойствах химических элементов.
Атрибуты игры. Карточки
Определение формул веществ и расстановка коэффициентов
В трех связанных кружках представлены неполные записи уравнений химических реакций, выпишите формулы соответствующих веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.
Кислотные оксиды и соответствующие им кислоты.
Цель игры. Развить умение составлять формулы кислот по известным оксидам и наоборот
Атрибуты игры. Карточка
Описание игры. Заполните графы карточки по оксидам и соответствующим кислотам.
Формула оксида |
Название оксида |
Формула кислоты, соответствующая оксиду |
Название кислоты |
Оксид серы(IV) |
|||
SO3 |
|||
H2CO3 |
|||
Фосфорная кислота |
Формулы кислот.
Цель игры отработать умения составлять формулы кислот.
Атрибуты игры. Карточки
Описание игры. Составьте формулы кислот на основании предложенных вам
Карточек.
Составьте формулы десяти кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразующие составные части стоят рядом.
H |
||||||||
H2 |
Cl |
H |
||||||
H |
SO4 |
H2 |
NO3 |
H |
||||
H2 |
CO3 |
H2 |
S |
H3 |
PO4 |
H2 |
||
H |
Br |
H |
SO3 |
H |
J |
H4 |
SiO4 |
H |
Сильные и слабые кислоты.
Цель игры. Закрепить понятие о сильных и слабых кислотах.
Атрибуты игры. Карточка с заданием.
Описание игры. Образуйте из следующих кислот ряд, который будет начинаться самой сильной кислотой и заканчиваться самой слабой кислотой. Если ряд определен правильно, вы получите начало электрохимического ряда напряжения металлов.
Фосфорная кислота (Na)
Уксусная кислота (Mg)
Азотная кислота(K)
Соляная кислота(Ca)
Угольная кислота(Al)
Соли.
Цель игры. Отработка умений составлять формулы солей.
Атрибуты игры. Карточка.
Описание игры. Составьте
формулы десяти разных солей, комбинирую
нижеприведенные составные
Cu |
||||||||
Na2 |
S |
O4 |
||||||
Ca |
S |
O4 |
S |
Ca |
||||
Ba |
Cl |
O4 |
Cu |
Na2 |
S |
Cu |
||
Cu |
S |
O4 |
Na |
H |
S |
O4 |
S |
S |
Типы химических реакций.
Цель игры. Совершенствовать знания о типах химических реакций.
Атрибуты игры. Карточки с заданиями.
Описание игры. Определите вещества А и В, напишите уравнения реакций , укажите типы реакций.
Mg+A=2MgO
S+A=SO2
MgO+B=Mg(OH)2
SO2+B=H2SO3
Mg(OH)2+ H2SO3=MgSO3+2B
Основания.
Цель игры. Совершенствование знаний о свойствах оснований. Работа с таблицей растворимости
Атрибуты игры .Карточка
Описание игры. Поставьте крестики в клетки таблицы в зависимости от того, какими свойствами обладает данное основание.
Основание |
Растворяется в воде |
Не растворяется в воде |
Раствор фенолфталеина-малиновый |
Раствор лакмуса- синий |
Zn(OH)2 |
||||
Ca(OH)2 |
||||
NaOH |
||||
Cu(OH)2 |
Химические свойства оснований.
Цель игры систематизировать знания о химических свойствах оснований.
Атрибуты игры. Карточка с заданием.
Описание игры. Впишите формулы следующих оснований в клетки таблицы в зависимости от свойств оснований: Cu(OH)2, NaOH, Fe(OH)3, Ba(OH)2. Сумма номеров правильных ответов равно относительной атомной массе легкого металла. Примечание: если в одной клетке окажется несколько формул, то цифры в клетках следует умножить на число формул.
Свойства оснований |
щелочь |
Нерастворимое в воде основание |
Взаимодействует с растворами солей |
1 |
4 |
Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет |
2 |
5 |
Взаимодействует с кислотами |
3 |
6 |
Описание работы. Выберите
для каждого основания
Свойства оснований |
основания | |||
NaOH |
Fe(OH)3 |
Ca(OH)2 |
Cu(OH)2 | |
Взаимодействие с кислотами |
к |
и |
с |
л |
Разъедающее действие |
о |
м |
р |
а |
Фенолфталеиновый окрашивается в малиновый цвет |
о |
м |
д |
с |
Классы неорганических соединений.
Цель игры. Систематизация знаний о химическом составе веществ и определение их в разные группы. Составление формул по названию веществ
Атрибуты игры. Карточка с заданием.
Описание игры: Впишите в клетки таблицы формулы следующих соединений. Распределите их по классам неорганических соединений согласно химического состава.
Сульфат натрия, угольная кислота, оксид углерода(IV), хлорид меди(II), хлорид меди(I), оксид серы(IV), гидроксид алюминия, фосфорная кислота, гидроксид кальция.
Химический состав соединения |
Классы неорганических соединений | |||
оксиды |
основания |
кислоты |
соли | |
Состоит из атомов металлов и кислотных остатков |
||||
Состоит из атомов металлов и гидроксильных групп |
||||
Состоит из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления-2 |
||||
Состоит из атомов водорода и кислотных остатков |
Другой вид игры.
Описание игры. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, Из букв, СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТАМ, ПОЛУЧИТЕ ФАМИЛИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХИМИКА
Формулы |
Классы неорганических соединений | |||
оксиды |
основания |
кислоты |
соли | |
K2O |
||||
H2CO3 |
||||
P4O10 |
||||
CuSO4*5H2O |
||||
Ca(OH)2 |
||||
Fe(NO 3)3 |
||||
SO2 |
||||
H3PO4 |
||||
Na3PO4 |
Обобщим все данные в сводную таблицу.
Тема |
Использование игр | |||||||||
Первоначальные химические понятия |
анаграммы |
метаграммы |
Химическ ая тайнопись |
Кто дальше? |
Эстафета расчетных формул |
Руки вверх |
Найди ошибку |
Определи по признакам |
кроссворд |
Отгадай задуманное |
Металлы, неметаллы. Простые вещества |
Природа химического элемента |
Соотнеси по свойствам |
Раздели нас |
|||||||
Типы реакций |
Дай характеристику |
соотнеси |
Определи вещества |
|||||||
Оксиды |
Крестики-нолики |
соотнеси |
Найди формулы оксидов |
классифицируй |
Химические свойства оксидов |
растворимость |
||||
Степень окисления |
Химическое лото |
распредели |
||||||||
Основные классы неорганических соединений |
Прятки с формулами |
Бегунок |
Химическое лото |
спринт |
систематизируй |
|||||
ПС Д.И. Менделеева |
Дай характеристику |
Все на одну букву |
Запиши, запомни |
Кто больше |
Кто лишний |
Магические элементы |
||||
индикаторы |
Определи. Сопоставь |
|||||||||
Свойства химических элементов |
Попади в цель |
|||||||||
кислоты |
Оксиды-кислоты |
Составь формулы |
Сильные слабые |
|||||||
соли |
Составь формулы |
|||||||||
основания |
Крестики-нолики |
Впиши в клетки |