Химия в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:13, реферат

Описание работы

Цель реферата:
Выявить роль химии в искусстве
Для осуществления поставленной цели определены следующие задачи:
Изучить влияние химии на искусство
Определить роль химии в искусстве
Рассмотреть взаимосвязь этих двух понятий

Содержание работы

Введение………………………...……………………………………………...3
Глава 1. Химия в искусстве………….……………………………………4
Акварель…………………………………………………………………….4
Процесс реставрации………………………………………………………6
Глава 2. Художественная ценность и свойства стекла……..17
2.1 Способы производства и отделки стекла…………………………………..19
2.2 Искусство керамики…………………………………………………………22
Глава 3. Позолота…………………………………...………………………..32
Заключение………………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………………...………35

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

   Формы танских сосудов округлы, мягки и массивны. Особенно славится в это время белоснежный фарфор, производимый в городе Синчжоу, гладкий и матовый, сохранивший монументальность древних изделий. Многие сосуды этого времени расписывались яркими цветными глазурями, куда примешивались оксиды меди, железа и марганца, дававшие сочные жёлтые, коричневые, зелёные и пурпурные тона. Но особенного разнообразия и благородства фарфор достигает в XI-XIII веках.

   Рецептуру европейского фарфора разрабатывал в 1703 году немецкий физик Эренфрид Чирнгауз, который в 1707 году к своим работам привлёк Беттлера. В 1708 году Чирнгауз внезапно умирает, и Беттлер выдаёт себя за изобретателя фарфора. В 1715 году он основывает знаменитую по сей день Мейсенскую фарфоровую фабрику.

   Российский состав фарфора был разработан Д.И. Виноградовым в 1746 году. Его производство было налажено на императорском заводе под Петербургом.

  1. Гжель.

   Знаменитая Гжель – родина русского народного фарфора – расположена на обочине Касимовского тракта в 60 км от Москвы. Одно из самых ранних письменных упоминаний о Гжели относится к 1328 году. Это духовная грамота – завещание московского князя Ивана Калиты, по которому он отписывает Гжель старшему сыну Семёну: «Собирался тогда князь в Золотую Орду, не зная, быть ли живу, и путь его лежал по Большому Касимовскому тракту мимо Гжели…» А в 1663 году в Гжели были обнаружены удивительные глины, когда царь Алексей Михайлович издал указ «О приискании для аптекарских и алхимических сосудов». С 1710 года Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».

   При Петре I гжельские глины брались для изготовления кирпича и керамических плиток, а середины XVIII века гжельские глины были признаны пригодными для изготовления фарфора.

   Сначала гжель была гончарной. Славились и гжельская майолика с росписью по сырой необожжённой эмали. Хранят и сейчас сочность красок расписанные жёлтым, зелёным, фиолетовым по белой эмали  молочники, кувшины, бражины, квасники. Произведения народных мастеров отличались тонким мастерством, безупречным вкусом. На смену майолике пришёл полуфаянс. Посуда, изготовленная из белой керамической массы была толстостенная, тяжёлая.

   Первая половина XIX века – время расцвета фарфорового производства Гжели. М.В. Ломоносов писал о высоком качестве гжельских глин. Исследовал эти глины и создатель русского фарфора Д.И. Виноградов, выбрав две из них, «которые годны быть к порцеллиновому делу», а именно – глину песчанку-чернозёмку и глину мыловку-жировку белую. Гжельскую глину вводили в фарфоровую массу, приготовленную по рецепту Д.И. Виноградова, и она придавала фарфору синеватый или же тёплый, чуть желтоватый оттенок, что выгодно отличало его от чисто белого холодного цвета европейского фарфора.

   С тех пор и пошла по всей Руси слава о Гжельском фарфоре.

    В те времена почти половина всех фарфоровых предприятий России были сосредоточены в Гжели, где выпускались чудесные изделия.

   «Кобальт» или «шмальта»– это молотое стекло синего цвета, к которому во время плавки было добавлено соединение кобальта. Так возникла традиция гжельского фарфора, где синие травы и цветы то сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчёркивая его круглую форму.

   Литейный цех. Здесь в гипсовые формы заливается раствор, сделанный из глины, а когда гипс впитает влагу, будущее изделие осторожно вынимают, зачищают швы и подвергают «сушильному» обжигу при температуре 900 градусов Цельсия. После «сушильного обжига фарфор становится более прочным, но ещё сохраняет пористость. Теперь изделие направляют в живописный цех, где на матовые фарфоровые стенки наносят рисунок. Ручная роспись отличает гжельские фарфор от изделий других промышленных предприятий. Краситель – жидкоразведённый оксид кобальта (III) тёмно-серого цвета. Но вот расписанное  изделие покрывают глазурью, окуная его в смесь из мелкомолотых стеклянных фракций и воды. Наступает время второго, окончательного обжига при температуре 1350 градусов Цельсия. При такой высокой температуре в изделии протекают сложные физико-химические процессы с образованием стекловидного расплава. Оксид кобальта (III) переходит в оксид кобальта (II), и вместо чёрного рисунка возникает сапфировое свечение кобальта с целой гаммой оттенков нарядного синего цвета, который не тускнеет и через сотни лет. И вот из горна выходит готовый фарфор со звонким белым черепком, с блестящей стекловидной поверхностью, украшенный росписью голубых тонов.

   Для подглазурной окраски фарфора применяют оксид кобальта в смеси с полевым шпатом и глазурью.

   Для получения художественных красок применяют синий кобальт (синь Тенара) – искусственный минеральный пигмент синего цвета, состоящий из смеси алюмината кобальта и оксида алюминия (CoAl   O   и Al   O   ). Получают синий кобальт при прокаливании обезвоженной смеси солей алюминия и кобальта с добавкой для улучшения цвета солей цинка и ортофосфорной кислоты при температуре 1200-1250градусов Цельсия. «Кобальтовые цветы» - это минерал эритрин Co   (AlO   )   * 8H   O, представляющий собой скопление моноклинных кристалликов, ярко окрашенных в розово-красный цвет с перламутровым отливом. Содержит 37,5% CoO.

 

Глава 3. Позолота

   Позолота, покрытие предметов золотом, производится:

  1. холодным путем посредством втирания золотой пыли, или накладывания тонкого листового золота;
  2. через огонь, посредством наведения золотой амальгамы и нагревания;
  3. гальваническим способом, погружением в синеродистое золото, через которое пропускается ток.

 

   Получение позолоты химическим путем.

   В стеклянный сосуд с притертой пробкой вносят: 10 мл НNO3 (удельного веса 1,63) и 30 мл НС1 (удельного веса 1,19) (осторожно!). В полученной смеси растворяют 0,5 г золота. Когда золото растворится, добавляют 1 г хлорида сурьмы (SbС13) и 1 г чистого олова (Sn). Сосуд ставят в водяную баню, нагревают до кипения и полного растворения олова. После этого добавляют 20 г борной кислоты (Н3ВO3). Детали для позолоты надо хорошо очистить от грязи, отшлифовать, если нужно, и обязательно протереть 10-процентным раствором едкого кали или едкого натра. Раствор наносят на деталь мягкой щеточкой, высушенную деталь нагревают в пламени спиртовки или пламени древесного угля. После такого прокаливания образуется красивая позолота.

   Раствор нужно хранить в хорошо закрытом сосуде из темного стекла.

Объяснение химического процесса. 

   Соли Sb3+ и Sn2+ характеризуются восстановительными свойствами, особенно это характерно для хлорида олова SnС12.Растворы SnС12 и SbС13 уже на свете окисляются кислородом воздуха и переходят в Sn4+ и Sb5+. В растворе для позолоты происходит такая реакция:

2AuCl3 + 2SnCl2 + 2SbCl3 = SnCl4 + 2SbCl5 + 2Au

   В последнее время SbС13 широко используется для воронения железных изделий. Так, при нагревании происходит гидролиз и отщепление воды с образованием нерастворимого соединения антимонилу (хлорокиси сурьмы):

SbCl3 + H2O = Sb(OH)Cl2 + HCl

Sb(OH)Cl2 + H2O = Sb(OH)2Cl

Sb(OH)2Cl = SbOCl +H2O

SbОСl оседает прочным слоем на  поверхности металла и защищает  его от коррозии. Цвет покрытия зависит от времени экспозиции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    «Повсюду химия просунула свои руки в дела человеческие», – так говорил Ломоносов о химии. После написания своего реферата я осознала насколько был прав Ломоносов в своем изречении. Ведь и вправду, химия окружает нас повсюду. И особенно она видна в искусстве. Благодаря химическим исследованиям учёным удалось установить, какой техникой нужно пользоваться для создания того или иного произведения искусства и для того, чтобы он сохранился до наших дней и более.

    Анализируя свою работу, я могу сказать, что справилась с поставленною мной задачей. Я изучила влияние химии на искусство, определила её роль в искусстве, а также рассмотрела взаимосвязь этих двух понятий. Моя работа несет исследовательский характер и может быть использована на уроках химии и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Н. В. Ширшина «Химия для гуманитарных классов», издательство «Учитель», Волгоград, 2003 год.
  2. Большая Советская энциклопедия, издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2001 год
  3. Справочник химических терминов, Бусев А.И., Ефимов И.П., издательство «Просвещение», 1971 год
  4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 10 класс», издательство «Просвещение», 1999 год
  5. Энциклопедический словарь искусствоведческих терминов. Т, 1.- Л.,1986 год.
  6. А.О. Барщ «Техника реставрации», издательство «Искусство», Москва, 1970 год

 


 



Информация о работе Химия в искусстве