Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.
Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.
Селективность. Селективность реакции дегидроизомеризации не зависит от парциального давления МЦП, но значительно возрастает с уменьшением значения Рн2. Влияние температуры проявляется тем больше, чем выше Рн2. Так, при повышении температуры от 427 до 482°С селективность реакции дегидроизомеризации метилциклопентана увеличивается на 18%, если Рн2 2,1 МПа. Однако, если его снизить до 0,63 МПа, то селективность реакций мало меняется с повышением температуры.
Наиболее общий вывод
заключается в том, что повышение
температуры и понижение
При дегидроизомеризации метилциклопентана на платиновых катализаторах риформинга молярный выход бензола достигает 60-70%. Скорость раскрытия (гидрогенолиза) циклопентанового кольца при наличии двух или трех замещающих метильных групп значительно меньше скорости той же реакции для метилциклопентана Поэтому следует полагать, что селективность превращения более высокомолекулярных алкилциклопентанов в бензольные углеводороды выше селективности превращения метилциклопентана.
3.2 Реакции раскрытия кольца
С тех пор, как в 1934 г. Зелинским, Казанским и Плато была открыта реакция гидрогенолиза циклопентанов, она явилась предметом многих исследований.
Платина - один из металлов, катализирующих гидрогенолиз углеводородов. Реакция сопровождается разрывом связей С-С и образованием связей С-Н. При гидрогенолизе пятичленных нафтенов на платиновых катализаторах может происходить разрыв различных связей пятичленного цикла. Так, в случае метилциклопентана образуются н-гексан, 2-метил- и 3метилпентан.
Относительные скорости гидрогенолиза различных связей пятичленвого кольца зависят от строения исходного углеводорода, свойств применяемого платинового катализатора и условий осуществления реакции.
Поскольку алюмоплатиновый катализатор риформинга бифункционален, следует прежде всего рассмотреть вопрос о роли металлической и кислотной функций катализатора в реакции раскрытия пятичленного кольца. Обнаружен эффект изменения относительных скоростей гидрогенолиза метидциклопентаиа по различным связям кольца в зависимости от условий обработки алюмоплатинового катализатора (0,3% Pt/Al2O3) водородом. Так, если катализатор восстанавливали при 350 °С, то отношение образовавшегося н-гексана к сумме образовавшихся метилпентанов составляло 0,6. Это отношение, однако, увеличивалось до 11, когда обработку катализатора водородом проводили при 550°С. Следовательно, при такой обработке значительно возрастает селективность гидрогеиолиза по связи С-С у атома углерода, связанного с заместителем. Подобный эффект авторы исследований объяснили увеличением электрофильности катализатора и, в связи с этим, изменением механизма реакции гидрогенодиза.
При длительной высокотемпературной обработке в токе водорода (520°С, 2 МПа, продолжительность 3 недели) промышленного катализатора риформинга (0,6% Pt/Al2O3 + 0,67%С1) меняется не только состав продуктов гидрогенолиза метилциклопентана в сторону значительного преобладания н-гексана, но и резко снижается активность катализатора. Так, скорость образования н-гексана уменьшается на 93%, а скорость образования 2- и 3-метилпентанов - на 98%.
Высокотемпературная обработка в токе водорода (520 °С) и последующее частичное закоксовывание алюмоплатинового катализатора (0,35% Pt/Al2O3) также приводят к изменению состава продуктов гидрогенолиза пятичленных нафтенов.
Независимо от того, каким способом снижают активность металлического компонента алюмоплатинового катализатора в реакции гидрогенолиза, состав продуктов раскрытия кольца метилциклопента во всех случаях меняется в сторону значительного преобладания н-гексана. Подобное явление можно объяснить тем, что реакция раскрытия пятичленного кольца протекает не только на платине, но и на кислотном носителе - хлорированном оксиде алюминия. Кислотно-катализируемая реакция приводит главным образом к получению н-гексана из метилциклопентана, но скорость ее значительно меньше скорости гидрогенолиза этого углеводорода на платине.
Частичная или полная дезактивация
металлической функции
Предложен механизм кислотно-катализируемой реакции раскрытия пятичленного кольца. Раскрытие кольца метилциклопентана происходит в результате прямого протонирования циклической структуры на кислотных участках катализатора. Первой стадией реакции является образование вторичного ациклического карбкатиона, который затем, в результате отщепления протона, превращается в гексен, рисунок 10
Рисунок 10 − Раскрытие кольца метилциклопентана
Гидрирование н-гексена на металлических участках приводит к получению н-гексана. Приведенная выше реакция обратима и может привести к образованию метилциклопентана из гексена.
Каталитический риформинг в промышленных условиях связан с применением высоких температур и воздействием на алюмоплатиновый катализатор серусодержащих соединений и отложений кокса, что, как было показано выше, приводит к дезактивации платины в реакции гидрогенолиза пятичленных нафтенов. Поэтому платина может проявлять значительную активность в этой реакции лишь в начальной стадии эксплуатации алюмоплатинового катализатора. В дальнейшем же раскрытие пятичленного кольца протекает главным образом как кислотно-катализируемая реакция.
4 Павлодарский
Павлодарский завод
Таблица 6 − Побочная продукция Павлодарского НПЗ
Продукция Количество, тыс. т/год
по проекту фактически
Пропан-пропиленовая фракция
115-135 40-60
В том числе пропилен 70-85 25-40
Бутан-бутиленовая фракция 210-
В том числе:
изобутилен 25-30 12-15
н-бутилены
75-85 30-35
избутан 50-60 20-25
каталитический риформинг нафтен катализатор
Выход пропан-пропиленовой и
бутан-бутиленовой фракций с
В 1992 г. Павлодарский НПЗ из
7,5 млн. тонн западносибирской нефти, положенных
по квоте, недополучил 1,1 млн. тонн 18 августа
1993 г. работа Павлодарского НПЗ была
остановлена из-за срыва поставок
нефти из Тюмени. Россия прекратила
подачу сырья на казахстанское предприятие,
мотивируя это большой
В целях повышения потенциала Казахстана в самообеспечении нефтепродуктами предлагалось перевести завод на местную (казахстанскую) нефть и до 2000 г. осуществить его реконструкцию с объемом переработки 13,0 млн. тонн сырой нефти и выпуска продукции (тыс. тонн): бензина 3260, дизельного топлива 3544, мазута 2100. К сожалению, эти планы остались невыполненными. Павлодарский НПЗ переработал в 1999 г. только 718,8 тыс. тонн нефти (34,6% к уровню 1998 г.).
5 Основные технологические
схемы современных
Выбор точки строительства
нефтеперерабатывающего завода зависит
от ряда факторов, главный из которых
— потребность близлежащих
Потребностью экономического
района в нефтепродуктах того или
иного ассортимента определяется в
основном и выбор направления
переработки нефти на заводе. Качество
сырья при этом уже не имеет
такого значения, как это было раньше,
поскольку разработаны
В зависимости от ассортимента
получаемой продукции и характера
технологической схемы НПЗ
5.1 Схема переработки по
топливному варианту с
Нефтеперерабатывающие заводы,
имеющие эту схему, в 1960—1970-х гг.
строились в районах, где отсутствуют
другие источники органического
топлива (уголь, природный газ) и
где для снабжения
Нефть сначала обессоливается и обезвоживается, а затем перегоняется на установках AT с получением бензинового, керосинового и дизельного дистиллятов. Бензиновый дистиллят разделяется на фракции. Одна из фракций подвергается каталитическому риформингу с получением концентрата, из которого затем выделяют арены. Другая фракция, более тяжелая, также направляется на каталитический риформинг с целью получения высокооктанового компонента товарного автомобильного бензина.
Средние дистилляты (керосиновый и дизельный) подвергаются облагораживанию и очистке от серы на установках гидроочистки. Благодаря гидроочистке получают реактивное топливо высокого качества и малосернистое дизельное топливо. Часть очищенного дизельного топлива подвергается депарафинизации с получением жидкого парафина и зимнего дизельного топлива.
Газовые потоки установок первичной перегонки нефти и каталитического риформинга перерабатываются на газофракционирующей установке. При этом получают товарные сжиженные газы: продан, бутан и изобутан.
На заводах с неглубокой
схемой переработки, как и на других
нефтеперерабатывающих
Сероводород, выделившийся при гидроочистке, утилизируется на установках получения серной кислоты или серы.
В связи с сокращением
ресурсов нефтяного сырья на заводах
с невысоким уровнем отбора светлых
намечено углубить переработку, построить
установки каталитического
5.2 Схема переработки по топливному варианту с высоким уровнем отбора светлых
На НПЗ с такой схемой
переработки первичная
Атмосферные дистилляты, бензиновый,
керосиновый и дизельный, перерабатываются
так же, как и на заводе с неглубокой
переработкой нефти. Вакуумный дистиллят
направляется на установку каталитического
крекинга. При каталитическом крекинге
получают газ, бензин, легкий и тяжелый
газойли. Газ направляется на ГФУ, бензин
используется как компонент товарного
бензина, а легкий газойль очищается
в смеси с прямогонной
Наряду с каталитическим
крекингом для переработки
Гудрон подвергается переработке
с применением одного из термических
процессов. Бензин термических процессов
целесообразно облагораживать с
применением процессов
Газовые потоки термических
процессов и каталитического
крекинга содержат непредельные углеводороды.
Выделенные из этих потоков пропан-пропиленовая
и бутан-бутиленовая фракции
5.3 Схема переработки нефти по топливно-масляному варианту
При этой схеме на установках
ЛВТ помимо светлых дистиллятов
(бензинового, керосинового, дизельного)
получают несколько вакуумных
а) селективную очистку
от смолисто-асфальтеновых
б) депарафинизацию;
в) доочистку гидрогенизационным или адсорбционным методом.
Из гудрона сначала с помощью пропана извлекают асфальтовые вещества. Полученный деасфальтизат далее обрабатывается по той же схеме, что и дистиллятные фракции (селективная очистка, депарафинизация, доочистка).
После доочистки дистиллятные и остаточный компоненты направляются на компаундирование. Изменяя соотношение компонентов и вводя различные присадки, получают необходимые сорта масел.
Существуют и другие схемы масляного производства. При очистке парными растворителями (дуосол-процесс) на одной установке совмещаются деасфальтизация н избирательная очистка масел.
При переработке парафинистых нефтей одновременно с маслами получают парафины и церезины. Выделенные при депарафинизации гач и летролатум проходят дополнительную обработку на установках обезмасливания, фильтрования через отбеливающие земли или гидроочистки. После обработки получают из гача — парафин, а из петролатума — церезин.