Основные факторы, влияющие на качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

филиал  ФГБОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

в г. Вязьме Смоленской обл.

 

 

 Контрольная работа

 

 

Дисциплина: Физико-химические методы исследования

 

Темы.     1. Основные факторы, влияющие на качество продукции

              12.Рентгеноспектральный анализ.

Направление: 800100 «Товароведение»

 

Профиль: Экономика предприятия

 

Курс: 2

 

Форма обучения: заочная (ППО  или СПО)

 

Студент: Лакей Н.А.

 

Преподаватель:   Акилин Алексей Владимирович

  

 

 

 Тема 1.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

 На каждом предприятии  на качество продукции влияют  самые разнообразные факторы,  как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся  такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию  надлежащего качества, т. е. зависят  от деятельности самого предприятия. Они  многочисленны, и их целесообразно  классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым  существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой  техники и технологии, применение новых материалов, более качественного  сырья — материальная основа для  выпуска конкурентоспособной продук-ции. Важнейшим фактором, влияющим на качество продукции, является система стандартизации.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы  управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение  необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и  системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические  факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала  в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное  стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — • все  это важные составляющие для выпуска  конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы  более важны для решения рассматриваемой  проблемы — технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений также способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т. е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области  качества продукции; необходимость  завоевания достойного места как  на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как  внутренние, так и внешние, тесно  связаны между собой, и все  они влияют на качество продукции. Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом  рыночной экономики является конкуренция, она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция предприятий является значительной побудительной силой  для ускорения НТП и выпуска  конкурентоспособной продукции. Она  заставляет не только внедрять все  новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся  ресурсы предприятия.

Конкуренция в широком  смысле слова означает соперничество  в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с  чисто экономических позиций, то она означает соперничество между  коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного  заказа с целью упрочения позиций  на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем.

Конкуренция и монополия  образуют диалектическую общность, постоянно  противостоят друг другу на рынке  и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего  положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

Конкуренция на рынке выступает  в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции  между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую  конкуренцию можно также назвать  межфирменной или предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных  отраслей, удовлетворяющие различные  потребности потребительского и  производственного спроса, т. е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.

В последнее время важную роль стали играть такие параметры  изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и  репутация фирмы  - производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень  важную роль в экономике только в  том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция  — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам  относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью  подрыва позиций конкурента и  дальнейшего вытеснения его с  рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и  условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в  большинстве развитых стран запрещена  законом.

С переходом на рыночные отношения в России начала появляться, и довольно часто, недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью законодательной  основы в этой области и пассивностью государства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции  и всевозможных услуг.

Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска в  стране высококачественной продукции. Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое. Не случайно во многих штатах США висят большие плакаты с надписью: «Фундаментом экономики США является стандартизация, специализация и качество продукции». В этом лозунге заложен очень большой смысл и логика. Стандартизация является основой для специализации, в свою очередь, специализация является основой для механизации и автоматизации производства, а стандартизация и специализация — для улучшения качества продукции.

Стандартизация — это  установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при  соблюдении условий эксплуатации и  требований безопасности. Стандарты  ос-новываются на обобщенных результатах  науки, техники и практического  опыта и должны обеспечивать оптимальную  пользу обществу. В числе основных целей стандартизации выделяется обеспечение:

¦ безопасности продукции, работ  и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;

технической и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции;

единства методов контроля и единства маркировки;

устранения технических  барьеров в производстве и торговле;

конкурентоспособности продукции;

качества продукции в  интересах потребителя и государства;

экономии всех видов ресурсов (снижение материало-, энерго- и трудоемкости, применение малоотходных технологий);

безопасности всех видов  хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных  и техногенных катастроф;

обороноспособности и  мобилизационной способности страны.

Стандарт — нормативный  документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся  отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором  могут устанавливаться для всеобщего  и многократного использования  правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который  направлен на достижение оптимальной  степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0—92).

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники  и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для  общества.

Согласно Закону «О стандартизации», принятому в 1993 г., в России нормативные  документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты  РФ — ГОСТ Р;

отраслевые стандарты  — ОСТ;

технические условия— ТУ;

стандарты предприятия и  объединения — СТП;

стандарты научно-технических  и инженерных обществ — СТО.

В зависимости от специфики  объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих  видов:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию, услуги;

стандарты на процессы;

стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандартов они  подразделяются на:

национальные;

региональные;

межгосударственные;

международные.

Национальный стандарт (ГОСТ Р)—стандарт, принятый национальным органом  по стандартизации одной страны.

Региональный стандарт —  стандарт, принятый региональной международной  организацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый  ими непосредственно.

Международный стандарт —  стандарт,. принятый Международной  организацией по стандартизации (ЙСО).

С 1 июля 2003 г. вступил в  силу Федеральный закон «О техническом  регулировании», который коренным образом  изменил существующую систему стандартизации в стране.

Этим законом введены:

понятие и принципы технического регулирования;

понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения  и отмены технических регламентов;

цели, принципы стандартизации, а также документы в области  стандартизации и правила их разработки;

цели, принципы и формы  подтверждения соответствия;

положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных  лабораторий (центров);

положения о государственном  контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;

ответственность, обязанности  и права сторон при выявлении  нарушений требований технических  регламентов;

положения о федеральном  информационном фонде технических  регламентов и стандартов;

положения о финансировании в области технического регулирования.

В соответствии с ФЗ обязательные требования к объектам тех-нического  регулирования устанавливаются  только техническими регламентами, принимаемыми федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства  РФ, при этом применение национальных стандартов носит добровольный характер. Также необходимо отметить, что со дня вступления в силу ФЗ (с 1 июля 2003 г.) утратил силу Закон РФ «О стандартизации».

После принятия Федерального закона «О техническом регулировании» с высоких трибун и в прессе неоднократно говорилось о том, что  одновременно с вступлением в  силу закона будут отменены все 23,5 тыс. государственных стандартов и все  отраслевые стандарты, кроме устанавливающих  требования безопасности.

Федеральный закон «О техническом  регулировании» устанавливает сущность таких основных понятий, как техническое  регулирование, технический регламент, стандарт.

Информация о работе Основные факторы, влияющие на качество продукции