Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:38, курсовая работа
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
филиал ФГБОУ ВПО Московский
государственный университет
в г. Вязьме Смоленской обл.
Контрольная работа
Дисциплина: Физико-химические методы исследования
Темы. 1. Основные факторы, влияющие на качество продукции
12.Рентгеноспектральный
Направление: 800100 «Товароведение»
Профиль: Экономика предприятия
Курс: 2
Форма обучения: заочная (ППО или СПО)
Студент: Лакей Н.А.
Преподаватель: Акилин Алексей Владимирович
Тема 1.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся
такие, которые связаны со способностью
предприятия выпускать
Технические факторы самым
существенным образом влияют на качество
продукции. Поэтому внедрение новой
техники и технологии, применение
новых материалов, более качественного
сырья — материальная основа для
выпуска конкурентоспособной
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-психологические
факторы в значительной мере влияют
на создание здорового социально-
Внешние факторы в условиях
рыночных отношений также способствуют
формированию качества продукции (если
предприятие не является монополистом).
К ним в первую очередь относятся:
требования рынка, т. е. покупателей; конкуренция;
нормативные документы в
В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой, и все они влияют на качество продукции. Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.
Неотъемлемым атрибутом
рыночной экономики является конкуренция,
она играет очень важную позитивную
роль. Конкуренция предприятий
Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем.
Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.
Конкуренция на рынке выступает
в различных формах и осуществляется
различными методами. Она может быть
внутриотраслевой и межотраслевой.
В первом случае речь идет о конкуренции
между аналогичными товарами, удовлетворяющими
одну и ту же потребность, но различающимися
по цене, качеству и ассортименту. Такую
конкуренцию можно также
Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, т. е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.
В последнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы - производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
Конкуренция играет очень
важную роль в экономике только в
том случае, если она добросовестная.
К сожалению, встречается и недобросовестная
конкуренция. Недобросовестная конкуренция
— это такие методы конкурентной
борьбы, которые связаны с нарушением
принятых на рынке норм и правил
конкуренции. К таким методам
относятся: продажа по ценам ниже
себестоимости, или демпинг, с целью
подрыва позиций конкурента и
дальнейшего вытеснения его с
рынка; злоупотребление господствующим
положением на рынке, например чрезмерное
завышение цен или отказ
С переходом на рыночные
отношения в России начала появляться,
и довольно часто, недобросовестная
конкуренция, что связано с монополизацией
экономики, неразвитостью законодательной
основы в этой области и пассивностью
государства в борьбе с этим явлением,
что привело к появлению на
рынке недоброкачественных
Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска в стране высококачественной продукции. Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое. Не случайно во многих штатах США висят большие плакаты с надписью: «Фундаментом экономики США является стандартизация, специализация и качество продукции». В этом лозунге заложен очень большой смысл и логика. Стандартизация является основой для специализации, в свою очередь, специализация является основой для механизации и автоматизации производства, а стандартизация и специализация — для улучшения качества продукции.
Стандартизация — это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты ос-новываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу. В числе основных целей стандартизации выделяется обеспечение:
¦ безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;
технической и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции;
единства методов контроля и единства маркировки;
устранения технических барьеров в производстве и торговле;
конкурентоспособности продукции;
качества продукции в
интересах потребителя и
экономии всех видов ресурсов (снижение материало-, энерго- и трудоемкости, применение малоотходных технологий);
безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;
обороноспособности и
мобилизационной способности
Стандарт — нормативный
документ по стандартизации, разработанный,
как правило, на основе согласия, характеризующийся
отсутствием возражений по существенным
вопросам у большинства заинтересованных
сторон и утвержденный признанным органом
(или представителем), в котором
могут устанавливаться для
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
Согласно Закону «О стандартизации», принятому в 1993 г., в России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;
отраслевые стандарты — ОСТ;
технические условия— ТУ;
стандарты предприятия и объединения — СТП;
стандарты научно-технических и инженерных обществ — СТО.
В зависимости от специфики
объекта стандартизации и содержания
устанавливаемых к нему требований
разрабатывают стандарты
стандарты основополагающие;
стандарты на продукцию, услуги;
стандарты на процессы;
стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:
национальные;
региональные;
межгосударственные;
международные.
Национальный стандарт (ГОСТ Р)—стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.
Международный стандарт — стандарт,. принятый Международной организацией по стандартизации (ЙСО).
С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», который коренным образом изменил существующую систему стандартизации в стране.
Этим законом введены:
понятие и принципы технического регулирования;
понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;
цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;
цели, принципы и формы подтверждения соответствия;
положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;
ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;
положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
положения о финансировании в области технического регулирования.
В соответствии с ФЗ обязательные
требования к объектам тех-нического
регулирования устанавливаются
только техническими регламентами, принимаемыми
федеральными законами, указами Президента
РФ или постановлениями
После принятия Федерального закона «О техническом регулировании» с высоких трибун и в прессе неоднократно говорилось о том, что одновременно с вступлением в силу закона будут отменены все 23,5 тыс. государственных стандартов и все отраслевые стандарты, кроме устанавливающих требования безопасности.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает сущность таких основных понятий, как техническое регулирование, технический регламент, стандарт.
Информация о работе Основные факторы, влияющие на качество продукции