Примеры использования водорода, в качестве источника энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Современная энергетика, как зарубежных стран, так и нашей страны, основана преимущественно на потреблении углеводородных энергоресурсов. Электростанции сжигают природный газ, мазут и уголь. Двигатели автомобилей, самолетов и других массово применяемых машин используют также топливо на основе невозобновляемых углеводородных природных ресурсов. В общем балансе потребляемой энергии только атомная и гидроэнергия составляют крупную долю — где-то около одной четверти в нашей стране. Доля солнечной, геотермальной энергии, энергии ветра, морских волн увеличивается значительными темпами, но продолжает составлять очень небольшую величину. Рассчитывать на существенные прорывы в этой области пока не приходится, хотя в целом ряде стран наметился большой прогресс. Так, Франция около 80% электроэнергии получает на АЭС, Исландия и Дания значительную долю электричества вырабатывают с помощью ветра и т. д.

Содержание работы

Введение. 3

Топливные элементы.. 6

Типы топливных элементов. 9

Состояние работ по водородной энергетике в России. 11

Примеры использования водорода, в качестве источника энергии. 14

Список использованной литературы.. 16

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 710.00 Кб (Скачать файл)

Переработка сточных вод. Обычно сточные воды должны пройти по трубопроводам несколько, прежде чем попадут на специализированные станции по их переработке. Имеются ряд способов переработки мусора и сточных вод с применением метана, который затем может быть использован при вторичном производстве энергии. При подаче по трубопроводу кислорода сточные воды могут быть подвергнуты аэробной обработке: при температуре около 100 °С и взаимодействии с чистым кислородом, образуется СО[1]. 

 

2.7 Сообщение 7. Выполняется учителем при заключении темы 

 

Пymu развития водородной энергетики

Следует сразу  установить, что преимущества водородной энергетики могут быть достигнуты только путем постадийного внедрения этой энергетики (исследование, проектирование, создание опытной установки, небольшая проверка, более крупная проверка и, наконец, полный переход на водородную энергетику). На первой стадии в качестве источника для получения водорода можно использовать уголь, который при нагревании с водой образует смесь СО и Н2; СО затем будет окислом до СОи выброшен в атмосферу, а Ндоставят по трубопроводу па ближайшую установку. Здесь он может быть использован для получения электричества.

Во второй стадии в качестве источника энергии  для получения водорода может  быть использована ядерная установка; образующийся водород затем будет доставляться в город и применяться для получения электроэнергии или для работы части транспорта.

На третьей  стадии может быть использован маленький  город (например, с населением 10 000), где будет построена станция для сбора солнечной энергии. Если это гористая местность, можно установить экспериментальные крупные аэрогенераторы.

Важной является четвертая стадия освоения, на осуществление  которой необходимы суммы, исчисляемые  миллиардами. На этой стадии следует перевести часть энергетики на водород, например, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, промышленность [8].

Экологическая "чистота" водорода не вызывает сомнений, если учесть, что практически единственным, продуктом его сгорания является вода и что в этом случае полностью отсутствуют характерные для углеводородных топлив загрязняющие атмосферу соединения типа диоксидов углерода и серы, а также паров углеводородов. Кроме того, водород - это и достаточно калорийное топливо. По теплотам сгорания (34 ккал/г) он намного превосходит такие классические виды топлива, как углеводороды (10 ккал/г) и древесина (4 ккал/г). Конечно, нельзя не учитывать и большие трудности, связанные с решением и ряда дополнительных задач, таких, как:

а)   поиск и разработка первичных источников энергии, которые могут быть использованы для синтеза водорода;

б)   безопасность хранения, транспорта и больших количеств газообразного и жидкого водорода;

в)   эффективное преобразование энергии водорода при решении ряда 
конкретных энергетических задач.

Если говорить о поисках и разработках первичных  источников, кото- 
рые могут быть использованы для синтеза водорода, то, вероятно, следует 
начать с простейшего способа, известного каждому, кто хотя бы немного 
знаком с химией, - взаимодействия кислот и оснований с металлами: 
 Zn + (2HCl)aq → (ZnC12)aq + H

Аl + (2NaOH)aq → (NaAIО2)aq + 3/2H2

В плане дальнейшего  изложения очень важно подчеркнуть, что перспективными для создания водородной энергетики могут считаться  только способы, основанные на использовании воды в качестве исходного сырья. Поэтому в дальнейшем при написании тех или иных уравнений химических реакций индекс "aq", характеризующий водную среду, будет опускаться. Процесс необратим и для получения металла из образовавшихся оксидов (для повторного их применения) требует значительных затрат энергии.

Заслуживают внимания три варианта получения водорода из органического сырья. Один из них - паровая конверсия металла, являющегося  главным компонентом природного газа:

СН+ Н2О → СО + 3Н- 50 ккал

СО + Н2О → СО + Н+ 10 ккал

______________________________

СН+ 2Н2О → СО+ 4Н- 40 ккал

Второй более  совершенный вариант основывается на парокислородной конверсии:

2СН+ О→ 2СО + 4Н+ 16 ккал

СН+ Н2О → СО + 3Н- 50 ккал

______________________________

7СН+ 3О+ Н2О → 7СО + 15Н2

Последующий процесс, связанный с конверсией СО, протекает, как и в первом варианте. Однако, как следует из уравнений в обоих вариантах, требуется затрата больших количеств дефицитного природного газа как исходного сырья.

Третий вариант  основан па использовании процесса газификации угля:

тв + О→ 2СО + 55 ккал

СТВ + Н2О пар → СО + Н- 30 ккал

Комбинацией этих двух реакций можно получить смесь СО и Н2, на-зываемую "водяным газом". В последнее время метод получения водорода из воды и угля считается одним из наиболее перспективных. Весьма перспективным, по мнению специалистов, является вариант использования водяного пара для восстановления окислов железа при 800-900°С:

2FезО+ СО + Н→ 6FеО + Н2О + СО- 22 ккал

с последующей  обработкой Fe() водяным паром при 600-700°С. После конденсации паров воды можно получить чистый водород:

3FeO + Н2О→Feз О+ Н+ 16ккал

Экономичность процесса здесь возрастает вследствие того, что последняя реакция экзотермична и позволяет некоторое количество выделяющегося тепла использовать для нагрева водяного газа до температур, при которых в соответствии с данной реакцией имеет место восстановление окислов железа. Несмотря на определенные трудности, железопаровой вариант получения водорода привлекает в настоящее время внимание большого числа исследователей во всех странах мира, поскольку связан с возможностью использования дешевых низкосортных углей в качестве восстановителя водяного газа. Казалось бы, самым простым и чистым способом получения водорода должен быть электролизный способ, непосредственно расщепляющий молекулу воды па водород и кислород. Однако этот процесс сам требует много электрической энергии и экономически пока остается невыгодным.

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОДОРОДА)

В современном  мире порой возникают ситуации, которые  представляют реальную опасность для  человечества. Чаще всего люди сами способствуют их возникновению либо по недомыслию, либо из - за недостатка информации. В одиночку с такими ситуациями не справится, однако правильный выбор действий в критической обстановке обеспечивается наличием определённых знании и умением их использовать. Поэтому, на мой взгляд, важно обсудить вопросы экологии и безопасности человека на уроках. Однако школьная программа и учебники не располагают достаточным объёмом информации. Учитель сам должен через поурочные планирования и внеклассные мероприятия восполнить эти недостатки. Он может применить следующие формы работы на уроках: собеседование, семинар, урок - практикум, ролевая игра, в любом случае учащиеся могут проявить активность, самостоятельность, применить знания, а также углубить их. Подобный подход позволяет учащимся лучше освоить новую тему и формирует у них целостное восприятие окружающего мира.

Уроки разработаны  для учащихся 8 классов. 

 

3.1 Водород 

 

Урок 1.

Тема урока: Водород в природе.

Водород как  химический элемент. Получение водорода.

Цель: 1. Познакомить учащихся с элементом водородом и его номенклатурой.

2.  Получение водорода разными способами.

3.  Рассмотреть водород с экологической точки зрения 

Тип урока: Комбинированный.

Вид: Изучение нового материала.

Методы: Словесные, практические.

Оборудование: учебник, рисунки в учебнике, оформление доски, таблицы, "периодическая таблица Менделеева"

План урока.

1.1 Водород в  природе. – 30 мин.

1.2 Водород с  экологической точки зрения.

1.3 Водород как  химический элемент.

1. 4. Получение  водорода разными способами.

1.4 2.1 Закрепление.  – 5 – 7 мин.

3.1 Домашнее задание. – 3 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Новая тема: 

1. Водород в  природе.

Водород это  второй элемент, который мы будем  изучать.

Экспресс - опрос  класса: "Что вы знаете об этом элементе?"

Водород самый  распространенный элемент вселенной, на его долю приходится 92 % всех атомов, он является главной составной частью Солнца и многих звёзд. В земной коре его массовая доля составляет 1 %. Водород самый лёгкий элемент в природе, поэтому его роль определяется не массой, а числом атомов. Доля его атомов в природе составляет 17 %, это второе место после кислорода, которого в природе 52 %. Таким образом, роль водорода в природе также велика, как и кислорода. 

2. Водород с  экологической точки зрения.

Водород в природе  находится весь в связанном состоянии, т. е. в виде химических соединений. Химический знак водорода Н. Формулы основных соединений водорода встречающихся в природе: Н2О вода, СНметан, другие углеводороды СХНХ, H2S сероводород, NHаммиак. Соединение кислорода и водорода - вода является основой жизни. Сероводород - это газ, который выделяется из недр Земли, кроме этого заводские трубы выбрасывают его в атмосферу в больших количествах. Он же соединяясь с водяными парами, вызывает кислотные дожди, которые уничтожают зелёные растения. Аммиак и метан так же вредны для здоровья человека. Но в тоже время метан, по сравнению с другими видами топлива, является более безвредным в экологическом отношении.

Чистый водород  получается химическим путём. Он горит  с выделением большого количества тела. Водород "топливо будущего" т. к. является экологически чистым, при его сгорании образуются водяные пары не отравляющие атмосферу.

3. Водород как  химический элемент можно рассмотреть,  используя страницу 62 в учебнике  химии.

Решение задачи: Вычислить массовую долю водорода в воде.

W = Ar*n/M2; W(н) = АГ(Н) n(Н)/М (Н2О) = 1*2/18 = 0,11 или 11 %

Сравнить значение массовой доли с атомной долей.

Номенклатура  соединений неметаллов с водородом 
 название металла +... соединения содержащие кислород..+. водород

пример: сероводород НS    сера + кислород + водород

Номенклатура, соединений, металлов с водородом:

гидрид + название металла

гидрид алюминия

гидрид меди

гидрид железа  

4. Получение  водорода.

Один из способов получения водорода разложение воды под действием постоянного электрического тока:

2HO→ 2H+ O2

В лаборатории  водород получают при взаимодействии некоторых металлов с кислотами. Например: цинка и соляно кислоты. Для этого используется специальный  прибор, изображённый в учебнике на рис.41 стр.63. Запишем уравнение реакций:

Zn + 2HCI = ZnCl+ H2

цинк соляная  к-та хлорид цинка водород

Zn +H2SO= ZnSO+ Н2

цинк серная к-та сульфат цинка водород

Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов натрия и кальция с водой:

2Na +2HOH = 2NaOH + Н2

натрий вода гидроксид натрия водород

Са + 2НОН = Са(ОН)+ Н2

кальций вода гидроксид  кальция водород

Опытным путём  установлено, что из молекулы воды вытесняется  только один атом водорода и образуется одновалентная группа ОН - гидроксогруппа, которая соединяется с атомом металла. Число гидроксогрупп зависит от валентности металла. Образующиеся соединения относятся к основаниям и называются гидроксидами.

В промышленности водород получают из метана:

СН+ 2Н2О = СО2↑ + 4Н2

При этом выделяется углекислый газ и водород. Углекислый газ при поступлении в атмосферу загрязняет её, вызывает усиление парникового эффекта. Поэтому необходимо при получении водорода в промышленности улавливать углекислый газ.

2. Закрепление.

3.  Домашнее задание. Ученики должны ответить на вопросы 1- 5 в учебнике на стр. 66.

Урок 2.

Тема урока: Свойства и применение водорода.

Цель: Рассмотреть физические и химические свойства водорода.

Тип урока: Комбинированный.

Вид: Изучение нового материала.

Методы: Словесные, практические.

Оборудование: Учебник, рисунки в учебнике, таблицы.

План урока.

2.1. Проверка  домашнего задания.- 8 мин.

2.2. Новая тема: физические и химические свойства  водорода. Применение.

2.3. Закрепление  - 7мин.

2.4. Подведение  итогов урока и домашнее задание

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Опрос. - 8 мин.

II. Новая тема.- 25 мин.

Водород.

2.    Физические свойства рассмотрим в сравнении с кислородом (таблица на доске).

Водород

Кислород

1. без запаха

1. без запаха

2. без цвета

2. без цвета

3. мало растворим в  воде

3. мало растворим в  воде

4. легче воздуха в 14, 5 раз

4. тяжелее воздуха

5. t кип = - 253 ºС

5. t кип = - 183 ºС

6. ρ н.у. 2) = 0, 09 г/л

6. ρ н.у. 2) = 1, 43 г/л


Химические свойства водорода:

а)      реакции с металлами:  

Ti + Н= TiHСа + Н= СаН2

б)      реакции с неметаллами: 

F+ H= 2HF H+ O= 2H2O

в)      реакции со сложными веществами: 

СuО + Н= Сu + Н2О WO+ ЗН= ЗН2О + W

Отсюда следует  вывод, что при обычных условиях водород может вступать в реакцию  только с очень активными веществами. Взаимодействует с металлами с образованием гидридов. Взаимодействует с неметаллами. Является восстановителем. Химическая активность его ниже, чем у кислорода. При обычных условиях реагирует только с очень активными металлами и с единственным неметаллом – фтором. С большинством веществ реагирует только при повышенной температуре или другом воздействии.

Применение рассмотреть  с помощью схемы 7 в учебнике на стр. 66.

3. Закрепление  темы решением расчетной задачи: Один из способов получения  водорода в лаборатории взаимодействие  цинка с соляной кислотой. Сколько грамм цинка необходимо для получения 10 л водорода? 

Х 10 л

Zn + 2HCI = ZnCl+ H

65 г                                           22, 4 л

Составляем пропорцию:

Х/65 г = 10 л/22,4; Х = 65 г * 10 л/22,4 л = 29 г цинка.

4. Домашнее задание: ответы на вопросы 6-11 в учебнике на стр. 67.        

Урок 3.

Практическое  занятие.

Тема работы: получение водорода и проведение реакции его с оксидом меди (II).

Цель работы: 1) Получить водород в лабораторных условиях.

2)  Провести его реакцию с оксидом меди (II).

Информация о работе Примеры использования водорода, в качестве источника энергии