Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, отчет по практике
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.
С конца 80-х годов в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. В предшествующие годы такой метод статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов. Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
- отказ от массового
документированного учета,
в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному
использованию документов;
- отказ от сплошного учета цен и переход к использованию
выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
- формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-
представителей;
- введение системы поправок на изменение качества товаров;
- полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем,
связанных с регистрацией
цен остался спорным и
Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
1. Выборка во времени.
Оптимальной считается
При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.
2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.
Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная
группа, основа которой
- общность потребительского
Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида
регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется
подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских
признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом
необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за
их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая
и прогнозируемая устойчивость продаж.
Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:
1) модальная; 2)простая средняя арифметическая; 3)взвешенная; 4)случайно отобранная.
По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена
товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких
товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих
товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным -
не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется
наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам
различных видов товаров.
4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли).
Возможны следующие варианты:
- выборка, в которой пропорционально представлены
крупные, малые города и села (географические, административные
регионы);
- широко применяемая в международной практике выборка пропорционально
размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения
больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятиостью, пропорциональной
их размерам;
- выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса
(дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины
дисперсии);
- выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с
меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную
вероятность выбора со всеми единицами группы);
- гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий,
однородных по совокупности цен на основные товары).
Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки в зависимости от целей исследования и возможностей страны, географического положения и т. д. С 08.92г. наблюдение за ценами на товары-представители организовано в 834 районных, областных, краевых, республиканских центрах России (15% районных центров каждой области). Для обследования в каждом городе отбираются 2-3 крупных универмага и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать отбор торговых предприятий с учетом того, что цены в зависимости от величины, типа (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные), расположения (в центре и в «спальном» районе) магазинов могут сильно различаться.
В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом. Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).
1.6 Состав и структура общероссийских технико-экономических и
социальных классификаторов
Современная технология обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными системами базируется на комплексе государственных стандартов. Важнейшим комплексом, обеспечивающим информационную совместимость систем управления и баз данных, решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, применение общих методологических подходов при формировании единого информационного пространства Российской Федерации, является система стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), которые должны удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского Союза (ЕС).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005, утвержденными приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. № 311-ст, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Установлены также следующие термины с соответствующими определениями:
Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой в социально-экономической области, в том числе при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, при межведомственном обмене информацией, прогнозировании, статистическом учете, банковской деятельности, налогообложении. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Финансирование, порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет официальное опубликование общероссийских классификаторов.
Российская статистика базируется на общероссийских классификаторах, гармонизированных с международными стандартными статистическими классификациями ООН: Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС/HS), Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ\ISCO), Международной стандартной классификацией по образованию (МСКО/ISCED), Международной стандартной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ/ISCD), Классификацией индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ/COICOP-HBS), Классификацией институциональных секторов (КИС/CIS).
Европейская система классификаций "виды деятельности - продукция" КДЕС/NACE - КПЕС/CPA - ПРОДКОМ/PRODKOM служит основой разработки основополагающих общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг. Начиная с 2003 года в статистической практике применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД-2001), разработанный на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (ЕС) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий, что обеспечивает их полное соответствие.
Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами. Учитывая, что КДЕС согласована на первых двух знаках кода с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности ООН (МСОК/ISIC), обеспечивается сопоставимость ОКВЭД с МСОК по группировкам верхнего уровня агрегирования видов экономической деятельности, составляющих наиболее важные отрасли рыночной экономики. В 2008 году российскими статистиками начат поэтапный переход на новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД), структурно взаимоувязанный с ОКВЭД, построенный на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) путем сохранения без изменения в ОКПД из КПЕС кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций, что обеспечивает их полное соответствие.
Особенности,
отражающие потребности
Внедрение в статистическую практику ОКВЭД-2007 и ОКПД позволит разработать статистический инструментарий для проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2010 год и информационного обеспечения разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011год на основе товарных группировок ОКПД, проводить детальные статистические сопоставления на международном уровне и разрабатывать макроэкономические показатели в соответствии с международной системой национальных счетов.
Информация о работе Анализ цен на основные товары и услуги в Воронежской области