Анализ цен на основные товары и услуги в Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, отчет по практике

Описание работы

Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Файлы: 1 файл

OTChET_PO_PRAKTIKE.docx

— 283.99 Кб (Скачать файл)

          С конца 80-х годов в связи с либерализацией цен, началом  перехода  к  рынку официальное  признание  получила  выборочная концепция   регистрации   цен, согласующаяся с международной практикой. В предшествующие годы  такой  метод  статистического  наблюдения  за  ценами  ограничивался  рамками   статистики колхозной  торговли,  потребительской  кооперации  и   статистики   семейных бюджетов.  Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами  позволил  государственной  статистике  оперативно  перейти   на   выборочную   систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

- отказ от  массового  документированного учета, практически  не возможного

в условиях различных     форм собственности, и переход к  ограниченному

использованию документов;

- отказ от сплошного  учета цен   и   переход   к   использованию

выборочного  метода  во  времени,    пространстве и товарной массе;

- формирование потребительской  корзинки, т. е. набора товаров-

представителей;

- введение системы поправок  на изменение качества товаров;

-  полный  охват   всех  форм  и видов торговли (субрынков). Ряд проблем,

связанных с регистрацией     цен остался спорным и продолжает обсуждаться.

           Формирование выборочной совокупности осуществляется  по  схеме.

1. Выборка во времени.  Оптимальной считается  ежемесячная   регистрация  цен.

При необходимости на минимум  товаров может  быть  организовано  еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.

2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор  репрезентирующих  всю совокупность  товаров,  характеризующих  общие  закономерности,   тенденции, уровни цен.

 Товар-представитель  -  конкретная  марка,  артикул   или  малая  товарная

   группа, основа которой  - общность потребительского назначения.

     Отбор товаров-представителей из  генеральной  совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям:  доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность  регулярного получения  данных,  вариация  индивидуальных индексов  в группе,   степень корреляции  в  динамике  цен  товаров  группы.  Как  правило,   предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.

3.   Выбор   конкретной   разновидности    товара-представителя    и    вида

регистрируемой цены. Для  регистрации цены  товара-представителя  применяется

подробная спецификация товара  -  перечень  его  обобщенных  потребительских

признаков. Определение спецификаций  требует  экспертных  знаний.  При  этом

необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за

их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота,  достигнутая

и прогнозируемая устойчивость продаж.

     Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:

1) модальная; 2)простая средняя арифметическая; 3)взвешенная; 4)случайно отобранная.

        По действующей ныне методике регистрируется  модальная  цена,  т.  е.  цена

товара с  наибольшим  объемом  реализации  в  товарной  группе.  Если  таких

товаров несколько, исчисляется  простая  средняя  арифметическая  цена  этих

товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход  является  упрощенным   -

не учитывается распределение  товаров по размерам и ростам (так  как  берется

наиболее распространенный товар), а также  распределение  продажи  по  ценам

различных видов товаров.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов,  предприятий   торговли).

Возможны следующие варианты:

  -  выборка,      в        которой        пропорционально      представлены

крупные,    малые     города   и    села  (географические,  административные

регионы);

- широко  применяемая   в  международной  практике  выборка  пропорционально

размерам  (ВПР) - в выборку  включаются все города с  численностью  населения

больше заданной, а оставшиеся отбираются  с вероятиостью,  пропорциональной

их размерам;

  -  выборка  с   учетом  дисперсии,   способствующая   уменьшению   разброса

(дисперсия цены или  дохода в регионе  не  должна  превышать  общей  величины

дисперсии);

 - выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с

меньшим объемом  признака,  например,  численности  населения  имеет  равную

вероятность выбора со всеми единицами группы);

 - гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий,

однородных по совокупности цен на основные товары).

    Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки  в  зависимости  от целей исследования и возможностей страны, географического положения и т.  д. С  08.92г.   наблюдение   за   ценами   на   товары-представители организовано в 834 районных,  областных,  краевых, республиканских  центрах России (15% районных центров каждой области). Для обследования  в  каждом  городе  отбираются  2-3  крупных  универмага  и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать  отбор торговых предприятий с учетом того, что  цены  в зависимости от  величины, типа   (элитарные,   фирменные,   универсальные    и    специализированные), расположения (в  центре  и  в  «спальном»  районе)  магазинов  могут  сильно различаться.             

            В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя  необходимой  для маркетинга статистической  информацией:  наряду  с  собственной  отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые  фирмы  формируют  панели потребителей,  занимаются  опросом  и  анкетированием  покупателей,  изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта.  Но  частным  фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом. Организовать  получение  такой информации  может  только  государственная  статистика,  которая   выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт,  обоснованную  с  помощью дорогостоящих обследований  и  научных  разработок  методологию.  Необходимы постоянное  наблюдение  за  ценами  (мониторинг),  использование  экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных  точках,  изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Состав и структура общероссийских технико-экономических и

социальных классификаторов

            Современная технология обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными системами базируется на комплексе государственных стандартов. Важнейшим комплексом, обеспечивающим информационную совместимость систем управления и баз данных, решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, применение общих методологических подходов при формировании единого информационного пространства Российской Федерации, является система стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), которые должны удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского Союза (ЕС).

           В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005, утвержденными приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. № 311-ст, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Установлены также следующие термины с соответствующими определениями:

  • гармонизация общероссийского классификатора - приведение общероссийского классификатора в соответствие с международной (региональной) классификацией, межгосударственным классификатором или международным (региональным) стандартом по классификации установленными путями гармонизации;
  • международная (региональная) классификация - классификация, принятая международной (региональной) организацией;
  • межгосударственный классификатор - классификатор, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств;
  • переходной ключ - таблица, устанавливающая соответствие каждой группировки или объекта классификации общероссийского классификатора одной или нескольким группировкам или объектам сопоставляемой классификации.

            Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой в социально-экономической области, в том числе при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, при межведомственном обмене информацией, прогнозировании, статистическом учете, банковской деятельности, налогообложении.  Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

           Финансирование, порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет официальное опубликование общероссийских классификаторов.          

                 Российская статистика базируется на общероссийских классификаторах, гармонизированных с международными стандартными статистическими классификациями ООН: Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС/HS), Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ\ISCO), Международной стандартной классификацией по образованию (МСКО/ISCED), Международной стандартной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ/ISCD), Классификацией индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ/COICOP-HBS), Классификацией институциональных секторов (КИС/CIS).

            Европейская система классификаций "виды деятельности - продукция" КДЕС/NACE - КПЕС/CPA - ПРОДКОМ/PRODKOM служит основой разработки основополагающих общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг.  Начиная с 2003 года в статистической практике применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД-2001), разработанный на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (ЕС) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий, что обеспечивает их полное соответствие.

            Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами. Учитывая, что КДЕС согласована на первых двух знаках кода с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности ООН (МСОК/ISIC), обеспечивается сопоставимость ОКВЭД с МСОК по группировкам верхнего уровня агрегирования видов экономической деятельности, составляющих наиболее важные отрасли рыночной экономики.   В 2008 году российскими статистиками начат поэтапный переход на новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД), структурно взаимоувязанный с ОКВЭД, построенный на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) путем сохранения без изменения в ОКПД из КПЕС кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций, что обеспечивает их полное соответствие.

        Особенности,  отражающие потребности российской  экономики по детализации продукции,  учитываются в группировках ОКПД с 7 - 9 разрядными кодами.    С 1 января 2009 года идентификацию хозяйствующих субъектов органы статистики осуществляют в соответствии с новой версией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (ОКВЭД-2007), обеспечивая конвертацию информации, поступающей от налоговых органов по видам экономической деятельности в структуре ОКВЭД-2001.

        Внедрение в статистическую практику ОКВЭД-2007 и ОКПД позволит разработать статистический инструментарий для проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2010 год и информационного обеспечения разработки базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011год на основе товарных группировок ОКПД, проводить детальные статистические сопоставления на международном уровне и разрабатывать макроэкономические показатели в соответствии с международной системой национальных счетов.

Информация о работе Анализ цен на основные товары и услуги в Воронежской области