Анализ цен на основные товары и услуги в Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, отчет по практике

Описание работы

Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Файлы: 1 файл

OTChET_PO_PRAKTIKE.docx

— 283.99 Кб (Скачать файл)

         Рыночный механизм, главными инструментами которого являются цены и конкуренция, устанавливает пропорции спроса и предложения, определяет формы поиска рыночных партнеров. Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, постольку в основу статистического изучения рынка должен быть положен системный подход. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

  • средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в том числе полуфабрикатов);
  • предметов потребления, в том числе продовольствия и непродовольственных товаров;
  • услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг.

         В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков, иначе - рынков отдельных товаров.   Важным системным признаком является географическое место функционирования рынка, т. е. территория, которую он охватывает своими действиями. Региональный рынок и его подсистемы - городской и сельский рынки ограничены рамками определенною территориально-экономического и административно-географического образования.

        Общая интегральная задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития.  Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в следующем порядке:

  • сбор и обработка статистической информации;
  • оценка и анализ конъюнктуры рынка;
  • характеристика структуры рынка;
  • оценка и анализ развития рынка;
  • региональный анализ рынка;
  • характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

        Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

  • исследование спроса и предложения, их тенденций и соотношений;
  • характеристика цен и ценообразования;
  • изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости;
  • оценка состояния и развития инфраструктуры рынка;
  • выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования рынка.

            В процессе реализации выдвинутых задач исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными и -качественными характеристиками тех явлений (г процессов, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во временя и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.  В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

       Развитие рыночных отношений потребовало пересмотра методологии оценки всех видов деятельности, что нашло отражение в Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Международная методология базируется на национальном счетоводстве - единой национальной системе бухгалтерского учета и статистики, охватывающей все виды деятельности и ориентированной на построение национальных счетов.

     Система национальных счетов (СНС) - один из наиболее распространенных в мире и совершенных методов изучения экономики и ее результатов на основе построения балансовых макроэкономических моделей. Национальные счета строятся по принципу двойной записи каждого показателя, принятого в бухгалтерском учете:  отражение в разделе "Ресурсы" одного счета и в разделе "Использование" другого счета. Национальные счета содержат систему взаимосвязанных макроэкономических показателей, отражающих результаты всех видов деятельности по производству материальных благ и услуг, их обращению и использованию, а также показателей, учитывающих все доходы, источники их формирования, направления распределения, перераспределения, конечного использования и накопления в разрезе отраслей и секторов экономики.

        Национальные счета - система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, целью которых являются получение полной картины экономической деятельности в масштабах всей страны за тот или иной период, отражение вклада каждой отрасли и каждого юридического лица в ее конечный результат.

        В системе национальных счетов показатели всех видов деятельности представлены в группировке по отраслям и секторам экономики. В соответствии с действующей в отечественной практике классификацией отраслей рынок товаров и услуг обслуживают оптовая и розничная торговля (предметами потребления), массовое (или общественное) питание, материально-техническое снабжение (оптовая торговля средствами производства), сбыт, заготовки (закупки) сельскохозяйственных продуктов. Группировка экономики по секторам - новая методология для отечественной статистики, но широко используемая в международной практике. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов, которые формируются в соответствии с типами экономического поведения институционных единиц.

      В СНС выделяются следующие секторы: нефинансовые предприятия; финансовые государственные учреждения; общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства; внешнеэкономические связи.            Показатели рынка товаров (продуктов и услуг) входят в каждый из сводных национальных счетов внутренней экономики: производства; образования доходов; распределения доходов; перераспределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; внешнеэкономических связей.   Товары и услуги в СНС оцениваются в рыночных ценах, т. е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции: это цены / производителей и цены покупателей. Валовой внутренний продукт п продукты отдельных отраслей оцениваются в ценах конечного покупателя, а показатели валового выпуска - в ценах производителей.

 

 

  2. Анализ цен на основные товары и услуги в России и Воронежской области

2.1. Статистика  цен. Система показателей статистики  цен

           Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен на товары и услуги и на ее основе осуществляются расчеты изменения цен в отдельных секторах экономики.

         Система показателей статистики цен представляет собой совокупность

взаимосвязанных и взаимодополняющих  показателей, характеризующих как  уровни цен, так и их изменение.

          Система показателей статистики цен представлена следующими направлениями:

  • комплексная информация о динамике цен во всех сферах экономики, включая индексы цен;
  • информация об уровнях и соотношениях цен на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров и платных услуг, оказанных населению.

         Система показателей статистики цен используется как для изучения ценовых

процессов в различных  секторах экономики, так и при  расчетах большинства стоимостных показателей на макроэкономическом уровне.

        Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, на рынке жилья, цен и тарифов производителей на промышленные товары, в строительстве, на сельскохозяйственную продукцию, на грузовые перевозки и на услуги связи для юридических лиц, а также цен на приобретаемую промышленными, строительными и сельскохозяйственными организациями продукцию. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров (продукции, услуг) - представителей по выборочному кругу организаций всех типов и форм собственности и отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. Индексы цен по секторам экономики в период с 2006- 2011 гг. представлены в Приложении 3.

           Такой расчет является основным способом получения данных о динамике цен, базирующимся на международных стандартах и учитывающим особенности развития экономики Российской Федерации. Расчет индексов цен строится на базе выборочного метода, основанного на предварительном отборе базовых организаций, территорий и товаров (продукции, услуг)-представителей. Базовые объекты разделяются по группам в соответствии с видом деятельности, местонахождением и по возможности другими характерными особенностями, такими как, например, тип торговой организации (небольшой магазин или универмаг), объем выпуска (продаж) или количество занятых и др.

           В набор товаров (продукции, услуг)-представителей включаются важнейшие их виды и малые товарные группы с учетом их доли во всей изучаемой совокупности. Исчисление индексов цен проводится на основе весов базисного периода.

           На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние цены по товарам (продукции, услугам)-представителям и изменения средних цен.

         Средние цены по области определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных районов.

          В анализе движения цен наряду с индексами используют динамические ряды средних цен, позволяющие изучать соотношения цен на отдельные товары и услуги.

         Средние цены по товарам (продукции, услугам) складываются под влиянием

многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен, исчисленных по отдельным товарам-представителям, прежде всего тем, что учитывает не только изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги. Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров, а также средние потребительские цены (тарифы) на отдельные виды услуг представлены в Приложениях 4  и 5.

         Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, сезонные колебания цен и т.д.

В связи с этим средние  цены не всегда могут быть использованы для характеристики динамики цен.

            Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости

фиксированного набора товаров  и услуг в ценах текущего периода  к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен  на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий,

решения правовых споров, а  также при пересчете ряда показателей  системы национальных счетов из текущих цен в сопоставимые цены.

             Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:

  • данных об изменении цен, полученных методом регистрации цен и тарифов на потребительском рынке,
  • данных о структуре фактических потребительских расходов населения за

предыдущий год.

         Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится в г.Воронеже и 6 районных центрах области. Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).

         Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

Информация о работе Анализ цен на основные товары и услуги в Воронежской области