Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель курсового проекта заключалась в проектировании преобразователя ускорения движущегося объекта. В качестве преобразователя, измеряющего данное ускорение, был выбран тензорезистивный преобразователь.
Решение данной задачи достигалось при помощи:
- обзора различных преобразователей ускорения;
- выбора конкретного преобразователя для проектирования;
- расчета параметров преобразователя.
Введение …………………………………………………………………………..5
1. Заданная измеряемая ФВ. Определение понятия……...…………………….6
2. Обзор преобразователей, которые используются для измерения ускорения движущегося объекта…………..……………………………….……………..9
2.1. Пьезоэлектрический преобразователь…………………………………...9
2.1.1. Пьезоэлектрический преобразователь ускорения 1………………9
2.1.2. Пьезоэлектрический преобразователь ускорения 2……………11
2.2. Тензорезистивный преобразователь ……………………….…………12
2.2.1. Тензорезистивный преобразователь линейного ускорения……12
2.2.2. Тензорезистивный преобразователь ускорения…………………14
2.3. Реостатный преобразователь ускорения………………………………15
2.4. Индуктивный преобразователь…………………………………………17
2.5. Емкостный преобразователь……………………………………………18
3. Выбор преобразователя…………………………………………………….20
4. Техническое задание…………………………………………………………23
4.1. Наименование устройства………………………………………………23
4.2. Состав устройства………………………………………………………23
4.3. Назначение и область применения………………………………...…23
4.4. Технические требования………………………………………………23
4.5. Требования к конструкции……………………………………………23
4.6. Условия эксплуатации…………………………………………………24
4.7. Требования надежности………………………………………………24
5. Конструкторский раздел……………………………………………………25
5.1. Принцип действия преобразователя……………………………………25
5.2. Описание конструкции преобразователя ………………..……………26
5.3. Расчет основных характеристик преобразователя.……………………28
5.4. Технология наклеивания тензорезисторов …….………………………42
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………45
Рисунок 1. а – Пьезоэлектрический преобразователь ускорения.
Принцип действия пьезоэлектрического преобразователя, который представлен на рисунке 1. а, основан на использовании пьезоэлектрического эффекта (F → q), который состоит в том, что на поверхности некоторых кристаллических диэлектриков возникают электрические заряды, под действием механических сил или деформаций. Пьезоэлектрический эффект бывает прямой и обратный. Данный преобразователь ускорения основан на прямом пьезоэлектрическом эффекте, который заключается в появлении электрических зарядов на гранях пьезоэлектриков при сжатии или растяжении. При прекращении действия силы, приложенной к пьезоэлектрику, заряды на его гранях исчезают. Рассмотрим принцип работы этого преобразователя подробней. При ускоренном движении инерционной массы 1, которая подвешена к корпусу на кольцевых диаграммах 4, под действием штиля 2 на пьезоэлемент 3, будет действовать сила F=ma, где m – инерционная масса, сжимающая пьезоэлемент, а – ускорение. В качестве материала для пьезоэлемента может быть выбран титанат бария, кварц (естественный пьезоэлектрический кристалл), титанат свинца, цирконат свинца, турмалин, сегнетова соль и другие. Под действием силы, которая действует на пьезоэлемент 3 на обкладках элемента возникает заряд , который пропорционален ускорению, где d33 – коэффициент , зависящий от вещества и его состояния ( пьезоэлектрический модуль ). При сжатии пьезоэлемента инерционной массой возхникает выходная мощность. Так как эта мощность очень мала, то к преобразователю подсоединяют усилитель, который должен обладать высоким сопротивлением, для того, чтобы можно было снять выходные характеристики. Диапазон измерений ускорения такого преобразователя составляет 0 – 30g (где g = 9,8 м/с2 ). Частотный диапазон данного преобразователя 50 – 80 Гц. [3]
Рисунок 1. б – Пьезоэлектрический преобразователь ускорения.
На рисунке 1. б представлен другой пьезоэлектрический преобразователь, отличающийся от предыдущего устройством и принципом действия.
Принцип действия данного пьезоэлектрического преобразователя состоит в том, что под действием ускорения инерционная масса 2 начинает двигаться, следовательно, происходит деформация на пьезоэлементе 3. В следствие чего на поверхности пьезоэлемента, выполненного в виде втулки и закрепленного между корпусом 1 и инерционной массой 2, возникает электрический заряд. Величина возникшего заряда пропорциональна величине ускорения. Далее электрический сигнал с пьезоэлементов поступает на токовыводы 6 и снимаются показания. Для предотвращения перемещения пьезоэлемента 3 и инерционной массы 2, к ним прикреплены разжимные упругие кольца 4 и 5. Тем самым обеспечивается их защемление между пьезоэлементом и противоположной поверхностью канавки. [8]
Рисунок 2. а – Принципиальная схема тензорезистивного преобразователя линейного ускорения.
Работа тензорезистивного преобразователя основана на использовании тензорезистивного эффекта, заключающегося в изменении сопротивления проводников и полупроводников при их механической деформации.
Действие тензорезистивного
При ускоренном движении
, (2.2.1)
где – изменение длины проволоки под действием деформации;
изменение
сопротивления тензорезистора
μ – коэф. Пуассона.
Данное изменение
В современном виде
Рисунок 2. б – Схема тензорезистора:
1 – чувствительный элемент; 2 – связующее; 3 – подложка;4 – исследуемая деталь; 5 – защитный элемент; 6 – узел пайки (сварки); 7 – выводные проводники
Для удобства установки
Диапазон изменений ускорения такого преобразователя равен 0 – 20g. Частотный диапазон, в котором работает данный тензорезистивный преобразователь составляет 0 – 70 Гц, а частота собственных колебаний инерционной массы приблизительно равна 200 Гц. [5]
На рисунке 2. в) представлен другой тензорезистивный преобразователь ускорения, который отличается от предыдущего простотой конструкции.
Рисунок 2. в – Тензорезистивный преобразователь ускорения
Принцип
действия преобразователя
Таким
образом, при ускоренном
Инерционная
масса выполнена в виде груза
1, который укреплен на свободном
конце плоской пружины 2. Данная
пружина изготовлена из
Для определения входной величины к преобразователю подключают тензометрическую аппаратуру.
Диапазон
именений ускорения данного
Рисунок 3 – Принципиальная схема реостатного преобразователя ускорения.
Реостатный преобразователь, который показан на рисунке 3 представляет собой реостат, движок которого перемещается под действием измеряемой неэлектрической величины. Действие данного преобразователя основано на преобразовании силы в изменение сопротивления реостатного преобразователя. При ускоренном движении инерционной массы 1, которая подвешена на винтовых пружинах 2 возникаетсила. Данная инерционная масса перемещается вдоль направляющих 3 и 4, которые закреплены между корпусом и механической передачей. Также на инерционной массе закреплен ползунок 6, а на корпусе укреплен каркас 5 с обмоткой реостатного преобразователя. Обмотка обычно делается из провода, изготовленного из манганина, константана или фехраля. Преобразователь снабжен демпфером сухого трения 7. Оси демпфера и инерционной массы вращаются электродвигателем 9 через механическую передачу 8, соединяющую двигатель с направляющими 3 и 4.
При перемещении ползунка 6 вдоль каркаса 5 на величину шага обмотки сопротивление изменяется на , где - производная требуемой функции преобразования по перемещению ползунка x. Так как функция преобразования линейная, то получается, что и высота каркаса должна быть тоже постоянная. Напряжение, которое возникает на ползунке, подается на нагрузку , подключенную к данному преобразователю. После этого снимают показания. Выходной величиной является изменение сопротивления. [7]
Диапазон измерений ускорения
этого преобразователя
Принцип работы ИП основан на изменении самоиндукции катушки (L) при изменении магнитного сопротивления его магнитной цепи . Изменение магнитного сопротивления происходит в результате изменения параметров воздушного зазора под действием входного сигнала .
На рисунке 4 представлен индуктивный преобразователь, который представляет собой катушку самоиндукции W с ферромагнитным сердечником 1 и якорем 2, отделенным от сердечника воздушным зазором d. Магнитное сопротивление зазора Rd измениться в результате изменения величины воздушного зазора d или его площади поперечного сечения Sd. Катушка соединена с нагрузкой Zн и источником переменного напряжения U~.
Рисунок 4 – Индукционный преобразователь с переменной длиной воздушного зазора
Сердечник и якорь изготавливают из магнитомягких материалов с малыми потерями на гистерезис. Для уменьшения потерь на вихревые токи сердечник и якорь набирают из отдельных изолированных друг от друга пластин .
Такой преобразователь обладает высокой чувствительностью к входной величине, незначительной чувствительность к внешним магнитным полям и сравнительно небольшой собственной емкостью.
По сравнению с другими преобразователями перемещения индуктивные преобразователи отличаются значительными по мощности выходными сигналами, простотой и надежностью в работе.
Недостатком их является наличие обратного воздействия преобразователя на измеряемый объект (воздействие электромагнита на якорь) и влияние инерции якоря на частотную характеристику прибора.
Ёмкостные преобразователи представляют собой конденсатор, электрические параметры которого изменяются под действием входной величины.
Конденсатор состоит из двух электродов, к которым подсоединены выводные концы. Пространство между электродами заполнено диэлектриком. При изменении взаимного положения электродов или при изменении диэлектрической проницаемости среды, заполняющей межэлектродное пространство, изменяется ёмкость конденсатора. [10]
В качестве ёмкостного преобразователя широко используется плоский конденсатор. Его ёмкость определяется выражением
где δ – расстояние между
электродами;
S – площадь электродов;
ε0 – электрическая постоянная;
εr – относительная проницаемость диэлектрика.
Изменение любого из этих параметров приводит к изменению ёмкости конденсатора.
При рассмотрении всех
Устройство данного типа
Простота конструкции, малые
К достоинствам
Благодаря большей площади
Информация о работе Преобразователь ускорения движущегося по рельсам поезда