Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:28, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка комплексной методики применения спутниковых технологий для создания высокоточной геодезической основы в процессе реконструкции визуальных аэронавигационных средств на аэродромах. В связи с этим в рамках данной работы будет рассмотрен следующий комплекс вопросов:
• Выполнение подготовительных работ, включая расчет необходимой точности создания сети, а также анализ современного геодезического оборудования и программного обеспечения исходя из полученной точности;
• Технология построения высокоточной спутниковой геодезической сети на основе использования существующих в нашей стране методов ее создания с учетом минимизации влияния основных источников ошибок на результаты измерений;
• Процесс обработки GPS измерений с использованием современного программного комплекса, а также трансформирование координат из глобальной координатной системы WGS-84 в местную локальную систему с оценкой точности полученных значений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ СОЗДАНИИ ЛОКАЛЬНОЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ СЕТИ НА АЭРОДРОМЕ ШЕРЕМЕТЬЕВО.……………………..……………………………….
1.1. Расчет требуемой точности геодезической сети……………...
1.2. Анализ GPS приемников………………………………………..
1.3. Обзор программы для обработки GPS данных………………..
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНОЙ СПУТНИКОВОЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ СЕТИ……………………….
2.1. Принципы построения локальной геодезической сети спутниковыми методами……………………………………….
2.2. Основные источники ошибок спутниковых измерений и методы ослабления их влияния………………………………..
2.2.1. Ошибки эфемерид спутников…………………………….
2.2.2. Влияние внешней среды…………………………………..
2.2.2.1. Влияние ионосферы………………………………….
2.2.2.2. Влияние тропосферы………………………………...
2.2.2.3. Многопутность распространения сигнала………….
2.2.3. Инструментальные источники ошибок…………………..
2.2.3.1. Вариации фазового центра антенны приемника…...
2.2.3.2. Ошибки хода часов на спутнике и в приемнике…...
2.2.4. Геометрический фактор расположения спутников……..
2.3. Организация спутниковых наблюдений на геодезических пунктах аэродрома Шереметьево……………………………...
3. ОБРАБОТКА СПУТНИКОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И ПОЛУЧЕНИЕ КООРДИНАТ В МЕСТНОЙ ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ…………...
3.1. Выгрузка результатов измерений из GPS приемников………
3.2. Определение координат пунктов в системе WGS-84………..
3.3. Преобразование координат в действующую наземную систему координат...……………………………………………
3.3.1. Способ перехода из координатной системы WGS-84 в наземные системы координат…………………………….
3.3.2. Переход из координатной системы WGS-84 к местной локальной системе координат…………………………….
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……………………………………………..
4.1. Организация работ по теме дипломного проекта……………..
4.2. Обоснование косвенной экономической эффективности……
4.3 Себестоимость дипломной работы……………………………..
4.4. Оценка значимости дипломной работы……………………….
5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЙОНА РАБОТ. БЕЗОПАСНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ……………
5.1. Физико-географическая характеристика района работ………
5.2. Экологическая оценка района работ…………………………..
5.3. Безопасные методы проведения геодезических работ……….
5.3.1. Общие положения…………………………………………
5.3.2. Безопасные методы проведения геодезических работ на территориях аэродромов и аэропортов…………………..
5.3.3. Безопасные методы проведения камеральных работ…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................
Погрешности вычисляемых приращений координат в декартовой или геодезической системе WGS-84, а также значения базисных линий оцениваются в протоколе выполненных измерений ошибкой, характеризующей внутреннюю сходимость отдельных результатов.
По окончании обработки накопленных в течение одного дня результатов измерений в программе LGO был получен массив данных (рис. 3.3), включающий в себя идентификатор референцного пункта (Reference Id), номера точек (Point Id), статус разрешенности неоднозначностей (Ambiguity Status), приращения координат в декартовой системе WGS-84 (dX, dY, dZ) и погрешности их определения (Sd. X, Sd. Y, Sd. Z), а также ряд других данных.
Рис. 3.3. Массив окончательных результатов обработки GPS измерений.
Проанализировав данный массив, заметим, что максимальная ошибка опрделения приращений по осям X и Y составляет 0,2 мм, по оси Z – 0,5 мм.
Следует отметить, что измерения точки с идентификатором 112 в эпоху 05/25/2006 11:57:54 не разрешились. Для поиска причины неразрешенности, рассмотрим график значений геометрического фактора понижения точности в данную эпоху наблюдений (рис.3.4).
Рис. 3.4. График значений геометрического фактора расположения ИСЗ.
Из графика видно, что в больший период наблюдений значения GDOP были за пределами допусков (более 8 единиц), вследствие чего разрешить неоднозначности не представляется возможным. В этом случае для дальнейших вычислений будем использовать результаты наблюдения одного приема. Для остальных точек вычислим средние координаты из двойных измерений и представим их вместе с оценкой точности на рисунке 3.5.
Рис. 3.5. Окончательные координаты пунктов сети в системе WGS-84.
Исходя из полученных значений ошибок, максимальная из которых составляет 7 мм по оси Х, можно сделать вывод, что выполненные в данный день определения координат точек локальной геодезической сети являются высокоточными. Следовательно, можно приступать к преобразованию координат этих точек из системы WGS-84 в местную локальную систему координат.
3.3. Преобразование координат в действующую наземную систему координат
Поскольку окончательные
значения координат пунктов
Для преобразования координат в местную локальную систему необходимо иметь общие (идентичные) пункты. При этом требуется определить семь параметров преобразования: - координаты начала одной системы относительно другой, - малые углы разворота осей и масштабный фактор m » 1. Минимальное число базовых линий – 3, но чем их больше, тем лучше, так как повышается число избыточных уравнений, и они должны располагаться равномерно.
Основные требования при выполнении такой процедуры сводятся к тому, чтобы обеспечить получение необходимой информации в местной локальной системе координат на том же высоком уровне точности, который характерен для спутниковых измерений.
К настоящему времени
разработаны различные подходы
к решению такой задачи. Наиболее
широкое распространение
В общем виде, преобразование координат из одной пространственной системы в другую выполняется по следующей формуле: [8]
. (3.1)
Здесь:
m – масштабный коэффициент (m+1);
М – ортогональная матрица, ее элементы однозначно выражаются через три угла Кардана;
- сдвиг начала координат.
На основе приведенных зависимостей составляются параметрические уравнения для общих точек двух систем, которые решаются под условием:
[Vx2+Vy2+Vz2]=min,
При этом предусмотрена возможность определения трех, четырех и семи параметров.
Подобный алгоритм заложен во многих программных продуктах, используемых при обработке спутниковых определений. При этом необходимо отметить что, сопоставление координат в системе WGS-84 и референцной не удается сделать полностью независимым. Причиной тому, - низкая точность определения высот квазигеоида.
Рассмотрим более подробно следующие вопросы по преобразованию координат пунктов на территории аэропорта Шереметьево:
3.3.1. Способ
перехода из координатной
К настоящему времени разработаны различные подходы к решению такой задачи. В частности, наряду с классическим методом преобразования координат, основанном на применении формул Гельмерта, широкое распространение получили различные варианты интерполяционных методов, базирующихся на использовании нескольких общих точек с независимо определенными координатами как в системе WGS-84, так и в местной координатной системе. Во многих случаях находят применение комбинированные методы, рационально сочетающие в себе позитивные стороны этих двух методов. Оптимальным вариантом комплексного решения этой задачи может стать подход, реализуемый в следующей блок-схеме [9]:
1. Свободное пространственное уравнивание GPS-измерений:
DXij, DYij, DZij, X1, Y1, Z1 à Xi, Yi, Zi
Уравнивание GPS – измеренных векторов с заданными исходными координатами одного пункта сети приводит к получению уравненных координат всех пунктов сети в системе XYZ.
2. Преобразование прямоугольных координат в геодезические:
Xi, Yi, Zi, ae, a à Bi, Li, Hi
Преобразование может быть выполнено относительно любого заданного отсчетного эллипсоида. Погрешности преобразования отсутствуют.
3. Преобразование в плоские прямоугольные координаты
для заданной проекции: Bi, Li à xi, yi
Перевычисления могут быть выполнены для любой заданной проекции с заданной точностью.
4. Преобразование геодезических высот в нормальные:
Hi à Hgi = Hi - z
Здесь используются заданные гравиметрические высоты квазигеоида z. Точность преобразования зависит от точности относительных высот квазигеоида, а также от величины вероятного систематического смещения высотной основы.
Первые четыре этапа касаются обработки результатов уравнивания GPS-измерений. На следующих двух этапах эти результаты сравниваются с известными исходными плановыми координатами xoi, yoi и исходными высотными отметками Hgoi.
5. Сравнение плоских
прямоугольных координат в
определение систематических и случайных расхождений:
xi - xoi , yi - yoi à Dxo, Dyo, Dm, DA, sxy
6. Сравнение нормальных высот,
определение систематических и случайных расхождений:
Hgi - Hgoi à DHg, sHg
На следующих трех этапах выполняется подготовка исходных плановых координат и нормальных высот к совместному уравниванию с GPS-измерениями.
7. Подготовка исходных плановых координат
к совместному уравниванию с GPS-измеpениями:
xoi, yoi, Dxo, Dyo, Dm, DA à x'oi, y'oi
x'oi, y'oi à B'oi, L'oi
8. Подготовка исходных нормальных высот
к совместному уравниванию с GPS-измеpениями:
Hgoi, DHg à H'goi
H'goi à H'oi = H'goi + z
9. Заключительная подготовка координат исходных пунктов
к пространственному уравниванию совместно с GPS-измеpениями:
B'oi, L'oi, H'oi, ae, a à X'oi, Y'oi, Z'oi
На заключительных четырех этапах осуществляется собственно совместное уравнивание GPS-измеpений и заданных исходных координат пунктов геодезической сети, а также оценка точности результатов уравнивания.
10. Совместное пространственное уравнивание GPS-измеpений
и заданных исходных координат пунктов:
DXij, DYij, DZij, X'oi, Y'oi, Z'oi à X"i, Y"i, Z"i
11. Преобразование уравненных координат
в систему исходных пунктов:
X"i, Y"i, Z"i, ae, a à B"i, L"i, H"i
B"i, L"i, H"i à x"i, y"i, H"gi
x"i, y"i, H"gi, Dxo, Dyo, Dm, DA, DHg à x"i, y"i, H"gi
12. Оценка точности GPS-измеpений:
DXij, DYij, DZij ßà X"j-X"i, Y"j-Y"i, Z"j-Z"i
13. Оценка изменений исходных координат пунктов:
x"i, y"i, H"gi ßà xoi, yoi, Hgoi
X"i,Y"i,Z"i ßà Xi, Yi, Zi.
Используя данную блок-схему можно перейти от системы координат WGS–84 в наземные системы координат.
3.3.2. Переход
из координатной системы WGS-84 к
местной локальной системе
Преобразование координат из WGS – 84 в местную локальную систему координат выполнено методом One Step с помощью блока Datum/Map программного пакета Leica Geo Office версии 3.0.
Основные требования при выполнении этой процедуры сводились к тому, чтобы обеспечить получение необходимой информации в местной координатной системе на том же высоком уровне точности, который характерен для спутниковых измерений.
В обработку было включено 15 пунктов равномерно расположенных по всей территории работ на аэродроме Шереметьево. В результате обработки были получены параметры трансформации (рис. 3.6) с помощью которых преобразованы координаты пунктов из системы WGS – 84 в местную локальную систему координат.
Рис. 3.6. Фрагмент протокола получения параметров трансформации.
Сравнивая координаты одноименных пунктов новой местной локальной системы координат со старой, были получены данные (рис. 3.7), включающие разности координат Y (dE) и X (dN), а также высот (dHgt) для каждой точки.
Рис. 3.7. Разности координат и высот пунктов старой и новой местной локальной системы координат.
Для выполнения анализа полученных данных построим диаграмму (рис. 3.8) количества точек, разности координат (Y - Easting, X - Northing) и высот (Height) которых попали в фиксированные интервалы (Residual intervals).
Рис. 3.8. Диаграмма разностей координат и высот одноименных точек в старой и новой системе.
На диаграмме видно, что значения разностей координат и высот малы и не превышают 2,5 см.
В программе Leica Geo Office, используя данные, представленные на рисунке 3.7, построим вектора смещений пунктов в плане и прямоугольники смещений высот пунктов (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Схема смещений пунктов в местной локальной системе координат
На рисунке 3.9 видно, что вектора направлены в разные стороны. Это может быть связано с ошибками измерений. Наиболее существенные смещения в плане (2,1 см) имеют пункты 102 и 137, а по высоте (1,9 см) – пункт с идентификатором 141.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что на территории аэродрома Шереметьево, для выполнения комплекса геодезических работ по созданию высокоточной основы можно применять спутниковые методы и использовать полученные параметры трансформации для перехода из WGS-84 в местную локальную систему координат.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
4.1. Организация
работ по теме дипломного
Дипломная работа «Использование спутниковых методов создания высокоточной геодезической основы на аэродромах при реконструкции визуальных аэронавигационных средств» выполнена в НИЦ «Геодинамика» под руководством Лобазова В. Я.
Целью данной работы является разработка комплексной методики создания высокоточной локальной геодезической сети на аэродроме Шереметьево.
Исходными данными для работы послужили материалы GPS-измерений на геодезических пунктах, которые были созданы в рамках выполнения комплекса инженерно-геодезических работ по реконструкции визуальных аэронавигационных средств на ВПП-2, РД и МРД-2 международного аэропорта Шереметьево в июне - августе 2006 года.
Измерения были выполнены двухчастотными приемниками GX1220 GPS SYSTEM 1200 (Leica, Швейцария). Пункты располагались на пескоцементном покрытии (тощем бетоне) и были совмещены как с определяемыми пунктами, так и с пунктами ФГУП ГПИиНИИ ГА «Аэропроект», равномерно покрывающими всю территорию. Также была создана сеть опорных пунктов на основном бетоне.
Информация о работе Технология построения высокоточной спутниковой геодезической сети