Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:00, методичка
Дисциплины «Основы научных исследований на транспорте», «Основы научных исследований», «Планирование экспериментов и инженерных наблюдений», «Планирование экспериментов» являются специальными дисциплинами, так как при их изучении, студенты получают знания и навыки, необходимые для практической работы инженеро-техническим и научным работникам, преподавателям, менеджерам и позволяющие им продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Лабораторная работа №1 Доверительная вероятность, доверительный интервал…………………………………………………...
5
2. Лабораторная работа №2 Корреляционный анализ…………………...
8
2.1. Выявление наличия взаимосвязи между признаками…………….
9
2.1.1. Расчёт коэффициентов корреляции детерминации………….
9
2.2. Определение формы связи………………………………………….
10
2.3. Определение силы (тесноты) и направления связи……………….
12
2.4. Проверка статистической значимости коэффициентов корреляции…………………………………………………………………..
14
3. Лабораторная работа №3 Регрессионный анализ……………………...
15
3.1. Определение вида аналитической зависимости (спецификация модели)………………………………………………………………………
17
3.2. Оценка параметров модели…………………………………………
17
3.3. Проверка значимости регрессионной модели……………………..
18
3.4. Значимость коэффициентов регрессии…………………………….
18
4. Лабораторная работа №4 Оценка адекватности теоретических решений……………………………………………………………………...
20
4.1. Определение критерия Фишера…………………………………….
22
Рекомендуемая литература………………………………………………...
24
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..
25
- Вариативность, обусловленную
действием каждой из
- Вариативность, обусловленную
взаимодействием исследуемых
- Вариативность случайную,
Вариативность, обусловленная действием исследуемых переменных и их взаимодействием соотносится со случайной вариативностью. Показателем этого соотношения является F – критерий Фишера.
В результате эксперимента получают статистический ряд обычно парных, однофакторных (хi ;уi) или многофакторных (хi ;уi ;zi…) измерений. Статистические измерения подвергают обработке и анализу, подбирают эмпирические формулы и устанавливают их достоверность.
В отличие от корреляционного анализа, в дисперсионном исследователь исходит из предположения, что одни переменные выступают как влияющие (именуемые факторами или независимыми переменными), а другие (результативные признаки или зависимые переменные) – подвержены влиянию этих факторов. Хотя такое допущение и лежит в основе математических процедур расчета, оно, однако, требует осторожности рассуждений об источнике и объекте влияния.
Дисперсионный анализ схематически можно подразделить на несколько категорий. Это деление осуществляется, смотря по тому, сколько, во-первых, факторов принимает участие в рассмотрении, во-вторых, - сколько переменных подвержены действию факторов, и, в-третьих, - по тому, как соотносятся друг с другом выборки значений.
При наличии одного фактора, влияние которого исследуется, дисперсионный анализ именуется однофакторным, и распадается на две разновидности:
- Анализ несвязанных (то есть
– различных) выборок.
- Анализ связанных выборок. То
есть: двух замеров, проведенных
на одной и той же группе
респондентов в разных
В случае, если исследуется одновременное воздействие двух или более факторов, мы имеем дело с многофакторным дисперсионным анализом, который также можно подразделить по типу выборки.
Если же воздействию факторов подвержено несколько переменных, - речь идет о многомерном анализе.
Порядок выполнения работы
4.1 Определение критерия Фишера
Перед подбором эмпирических формул необходимо еще раз убедиться в достоверности эксперимента. Оценка пригодности гипотезы исследования, а также теоретических данных на адекватность, т.е. соответствие теоретической кривой экспериментальным данным, необходима во всех случаях на стадии анализа теоретико-экспериментальных исследований. Методы оценки адекватности основаны на использовании доверительных интервалов, позволяющих с заданной доверительной вероятностью определить искомые значения оцениваемого параметра. Суть такой проверки состоит в сопоставлении полученной или предполагаемой теоретической функции y=f(x) с результатами измерений. В практике оценки адекватности применяют различные статистические критерии согласия, один из них - критерий Фишера. Установление адекватности - это определение ошибки аппроксимации опытных данных. Для этого необходимо рассчитать экспериментальное (опытное) Fопыт значение критерия Фишера и сравнить его с теоретическим (табличным) Fтабл, принимаемым при требуемой доверительной вероятности α (обычно α = 0,95). Если Fопыт < Fтабл - модель адекватна; если Fопыт > Fтабл - модель неадекватна. Опытный критерий Фишера вычисляют по формуле:
Fопыт= Da / Dcp , (18)
где Da - дисперсия адекватности;
Dcp - средняя дисперсия всего эксперимента.
Дисперсия адекватности и средняя дисперсия определяются так:
(19)
(20)
где уiт - теоретическое значение функции для каждого измерения;
yiэ - экспериментальное значение функции;
- среднее экспериментальное значение функции из т серий измерений;
п - количество измерений в одном опыте (одной серии или количество опытов);
d - число коэффициентов уравнения теоретической регрессии.
Значение Fтабл принимается по табл.2 для доверительной вероятности 0,95 и числа степеней свободы k1 = n-d, k2 = n (m-1). В уравнении (2) yiт вычисляют по теоретической регрессии для фактора хi,; - как средние из т серий измерений, т.е.:
(21)
Задание
Получено теоретическое
Контрольные вопросы
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ
Основная
1. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М.: Изд. Академия, 2012. - 336 с
2. Резник Л.Г., Карнаухов В.Н., Евтин П.В. Введение в научное исследование. Обработка результатов экспериментов. ТюмГНГУ, Тюмень , 2009. - 85 с. : ил.
Дополнительная
1. Вентцель Е.С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. М. : НАУКА, 1991. - 383 с.
2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. - М. : Высшая школа, 2004. - 404 с
3. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.
4. Методологические основы научных исследований. ТюмГНГУ ; Ред. Ю.Д. Земенков. - Тюмень : Вектор Бук, 2005. - 288 с. : ил.
5. Резник Л.Г. Введение в научное исследование: Учебное пособие – Тюмень: ТюмГНГУ, 1997. -66 с.
6. Ярлыков Н.Е. Повышение эффективности контроля надежности. - М. : Радио и связь, 2003. - 152 с. : ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Критические значения коэффициента Стьюдента (t-критерия) для различной доверительной вероятности α и числа степеней свободы f
f |
α | |||||||
0.80 |
0.90 |
0.95 |
0.98 |
0.99 |
0.995 |
0.998 |
0.999 | |
1 |
3.0770 |
6.3130 |
12.7060 |
31.8200 |
63.6560 |
127.6560 |
318.3060 |
636.6190 |
2 |
1.8850 |
2.9200 |
4.3020 |
6.9640 |
9.9240 |
14.0890 |
22.3270 |
31.5990 |
3 |
1.6377 |
2.35340 |
3.1820 |
4.5400 |
5.8400 |
7.4580 |
10.2140 |
12.9240 |
4 |
1.5332 |
2.13180 |
2.7760 |
3.7460 |
4.6040 |
5.5970 |
7.1730 |
8.6100 |
5 |
1.4759 |
2.01500 |
2.5700 |
3.6490 |
4.0321 |
4.7730 |
5.8930 |
6.8630 |
6 |
1.4390 |
1.9430 |
2.4460 |
3.1420 |
3.7070 |
4.3160 |
5.2070 |
5.9580 |
7 |
1.4149 |
1.8946 |
2.3646 |
2.9980 |
3.4995 |
4.2293 |
4.7850 |
5.4079 |
8 |
1.3968 |
1.8596 |
2.3060 |
2.8965 |
3.3554 |
3.8320 |
4.5008 |
5.0413 |
9 |
1.3830 |
1.8331 |
2.2622 |
2.8214 |
3.2498 |
3.6897 |
4.2968 |
4.7800 |
10 |
1.3720 |
1.8125 |
2.2281 |
2.7638 |
3.1693 |
3.5814 |
4.1437 |
4.5869 |
11 |
1.3630 |
1.7950 |
2.2010 |
2.7180 |
3.1050 |
3.4960 |
4.0240 |
4.4370 |
12 |
1.3562 |
1.7823 |
2.1788 |
2.6810 |
3.0845 |
3.4284 |
3.9290 |
4.1780 |
13 |
1.3502 |
1.7709 |
2.1604 |
2.6503 |
3.1123 |
3.3725 |
3.8520 |
4.2200 |
14 |
1.3450 |
1.7613 |
2.1448 |
2.6245 |
2.9760 |
3.3257 |
3.7870 |
4.1400 |
15 |
1.3406 |
1.7530 |
2.1314 |
2.6025 |
2.9467 |
3.2860 |
3.7320 |
4.0720 |
16 |
1.3360 |
1.7450 |
2.1190 |
2.5830 |
2.9200 |
3.2520 |
3.6860 |
4.0150 |
17 |
1.3334 |
1.7396 |
2.1098 |
2.5668 |
2.8982 |
3.2224 |
3.6458 |
3.9650 |
18 |
1.3304 |
1.7341 |
2.1009 |
2.5514 |
2.8784 |
3.1966 |
3.6105 |
3.9216 |
19 |
1.3277 |
1.7291 |
2.0930 |
2.5395 |
2.8609 |
3.1737 |
3.5794 |
3.8834 |
20 |
1.3253 |
1.7247 |
2.0860 |
2.5280 |
2.8453 |
3.1534 |
3.5518 |
3.8495 |
21 |
1.3230 |
1.7200 |
2.0790 |
2.5170 |
2.8310 |
3.1350 |
3.5270 |
3.8190 |
22 |
1.3212 |
1.7117 |
2.0739 |
2.5083 |
2.8188 |
3.1188 |
3.5050 |
3.7921 |
23 |
1.3195 |
1.7139 |
2.0687 |
2.4999 |
2.8073 |
3.1040 |
3.4850 |
3.7676 |
24 |
1.3178 |
1.7109 |
2.0639 |
2.4922 |
2.7969 |
3.0905 |
3.4668 |
3.7454 |
25 |
1.3163 |
1.7081 |
2.0595 |
2.4851 |
2.7874 |
3.0782 |
3.4502 |
3.7251 |
26 |
1.3150 |
1.7050 |
2.0590 |
2.4780 |
2.7780 |
3.0660 |
3.4360 |
3.7060 |
27 |
1.3137 |
1.7033 |
2.0518 |
2.4727 |
2.7707 |
3.0565 |
3.4210 |
3.6896 |
28 |
1.3125 |
1.7011 |
2.0484 |
2.4671 |
2.7633 |
3.0469 |
3.4082 |
3.6739 |
29 |
1.3114 |
1.6991 |
2.0452 |
2.4620 |
2.7564 |
3.0360 |
3.3962 |
3.8494 |
400 |
1.2837 |
1.6487 |
1.9659 |
2.3357 |
2.5882 |
2.8227 |
3.1107 |
3.3150 |
500 |
1.2830 |
1.6470 |
1.9640 |
2.3330 |
2.7850 |
2.8190 |
3.1060 |
3.3100 |
Таблица 2
Значения коэффициента Фишера при α = 0,95
Таблица 3
Доверительные вероятности α; для доверительного интервала, выраженного в долях среднеквадратического отклонения
ε |
α |
1,0 |
0,68 |
1,3 |
0,80 |
1,7 |
0,90 |
2,0 |
0,95 |
3,0 |
0,997 |
4,0 |
0,9999 |
Таблица 4
Исходные данные для лабораторных работ №2 и №3
Области и республики |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Белгородская область |
113 |
39 |
65 |
10 |
1 |
103 |
93 |
77 |
58 |
26 |
Брянская область |
124 |
37 |
47 |
5 |
2 |
99 |
72 |
64 |
50 |
18 |
Владимирская область |
124 |
36 |
61 |
10 |
2 |
105 |
90 |
77 |
68 |
24 |
Воронежская область |
122 |
36 |
44 |
13 |
2 |
102 |
96 |
66 |
60 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ивановская область |
128 |
26 |
47 |
9 |
1 |
106 |
92 |
71 |
71 |
9 |
Калужская область |
140 |
43 |
61 |
14 |
6 |
106 |
88 |
81 |
66 |
28 |
Костромская область |
117 |
31 |
45 |
12 |
1 |
100 |
85 |
58 |
58 |
14 |
Курская область |
113 |
40 |
47 |
15 |
3 |
100 |
78 |
66 |
51 |
28 |
Липецкая область |
122 |
48 |
58 |
13 |
2 |
113 |
95 |
73 |
66 |
34 |
Московская область |
139 |
64 |
57 |
27 |
14 |
106 |
87 |
81 |
62 |
22 |
Орловская область |
126 |
39 |
69 |
8 |
6 |
111 |
93 |
73 |
72 |
27 |
Рязанская область |
120 |
34 |
46 |
8 |
3 |
106 |
80 |
65 |
51 |
21 |
Смоленская область |
125 |
39 |
55 |
24 |
6 |
115 |
93 |
66 |
49 |
21 |
Тамбовская область |
118 |
37 |
59 |
8 |
1 |
108 |
99 |
74 |
65 |
23 |
Тверская область |
122 |
35 |
52 |
8 |
4 |
102 |
87 |
64 |
65 |
12 |
Тульская область |
133 |
54 |
58 |
15 |
5 |
102 |
93 |
79 |
36 |
16 |
Ярославская область |
136 |
36 |
47 |
12 |
4 |
110 |
88 |
71 |
69 |
14 |
Республика Карелия |
146 |
49 |
65 |
16 |
9 |
106 |
87 |
68 |
55 |
32 |
Республика Коми |
148 |
58 |
59 |
23 |
5 |
111 |
92 |
78 |
69 |
34 |
Архангельская область |
136 |
35 |
58 |
16 |
8 |
103 |
95 |
74 |
71 |
15 |
Ср. арифм. |
124,2 |
53,2 |
3,4 |
87,6 |
61 |
|||||
Ср. арифм. |
127,6 |
40,8 |
55 |
13,3 |
4,25 |
105,7 |
89,15 |
71,3 |
60,6 |
22,1 |
Таблица 5
Варианты к лабораторной работе №2 и №3
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Графы из табл. 4 |
1 5 |
2 4 |
3 4 |
4 5 |
2 5 |
6 7 |
7 8 |
3 8 |
6 9 |
7 9 |
1 4 |
1 2 |
1 6 |
1 7 |
Доверительную вероятность α принять равной 0,95.
Таблица 6
Вариант |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Графы из табл. 4 |
1 8 |
1 9 |
2 3 |
5 6 |
2 6 |
2 7 |
Таблица 7
Таблица для расчета коэффициента корреляции
n |
Xi |
Yi |
Xi - |
Yi - |
(Xi - |
(Xi - |
( Yi - |
1 2 3 4 5 …. n |
|||||||
Сумма Среднее |
- - |
- - |
- |
- |
- |