Применение регрессионных моделей для предсказания объема реализации одного из продуктов фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:58, отчет по практике

Описание работы

В работе приводится решение задачи, которая состоит в построении модели для предсказания объема реализации одного из продуктов фирмы, выпускающей кондитерские изделия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ФАКТОРОВ). АНАЛИЗ МАТРИЦЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПАРНОЙ КОРРЕЛЯЦИИ 3
ВЫБОР ВИДА МОДЕЛИ И ОЦЕНКА ЕЕ ПАРАМЕТРОВ. 6
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МОДЕЛИ 11
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗАВИСИМУЮ ПЕРЕМЕННУЮ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ 12
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ УРАВНЕНИЯ РЕГРЕССИИ 13
ВЫВОДЫ . 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Пример отчета.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис. 2. Диалоговое окно Регрессия подготовлено к выполнению анализа данных.

 

 

Протокол выполнения регрессионного анализа   приведен на рис. 3..   

 

 

Рис. 3. Протокол выполнения регрессионного анализа.  

 

Рассмотрим  содержание  протокола регрессионного анализа (табл. 4 -.7, в которых отражены основные итоги расчетов).

 

Таблица 4. Регрессионная статистика

Регрессионная статистика

Множественный R

0.927

R-квадрат

0.859

Нормированный R-квадрат

0.837

Стандартная ошибка

41.473

Наблюдения

16.000


 

Таблица 5. Дисперсионный анализ

Дисперсионный анализ

       
 

df

SS

MS

F

Регрессия

2

136358.334

68179.167

39.639

Остаток

13

22360.104

1720.008

 

Итого

15

158718.438

   

Таблица 6.

 

 

Коэффициенты

Стандартная

ошибка

t-статистика

Y-пересечение

-1471.314

259.766

-5.664

Реклама

9.568

2.266

4.223

Индекс потребительских  расходов

15.753

2.467

6.386


Таблица.7 Вывод остатка

 

ВЫВОД ОСТАТКА

 
     

Наблюдение

Предсказанное

Остатки

1

142.25

-16.25

2

124.70

12.30

3

159.24

-11.24

4

242.35

-51.35

5

247.02

26.98

6

307.06

62.94

7

361.20

70.80

8

416.80

28.20

9

424.18

-57.18

10

350.32

16.68

11

345.37

-24.37

12

334.72

-27.72

13

386.79

-55.79

14

352.05

-7.05

15

353.23

10.77

16

361.73

22.27


 

 

 

Пояснения к таблице.4.

Регрессионная статистика

Наименование в отчете EXCEL

  Принятые наименования

Формула

1

Множественный R

Коэффициент множественной корреляции, индекс корреляции

2

R-квадрат

Коэффициент детерминации, R2

3

Нормированный R-квадрат

Скорректированный R2

4

Стандартная ошибка

Среднеквадратическое отклонение от модели

5

Наблюдения

Количество наблюдений, n

n


 

 

Пояснения к таблице.5.

 

Df – число  степеней свободы

SS – сумма  квадратов

MS

F – критерий  Фишера

Регрессия

k =2

/k

Остаток

n-k-1 = 13

 

Итого

n-1 = 15

   

 

 

Пояснения к таблице 6.

Во втором столбце  таблицы.6. содержатся коэффициенты уравнения регрессии a0, a1,  a2. В третьем столбце содержатся стандартные ошибки коэффициентов уравнения регрессии, а в четвертом - t-статистика, используемая для проверки значимости коэффициентов уравнения регрессии.

Уравнение регрессии  зависимости объема реализации от затрат на рекламу и индекса потребительских расходов можно записать в следующем виде:

                                                   y = -1471.314  +  9.568х1 + 15.754х2

Уравнение регрессии  показывает, каково будет в среднем  значение переменной , если переменные примут конкретные значения.

коэффициент регрессии aj показывает, на какую величину в среднем изменится результативный признак Y, если переменную xj увеличить на единицу измерения, т. е. aj является нормативным коэффициентом.

В нашей задаче = 9.568 (коэффициент при  х1 ) покзывает, что при увеличении затрат  на рекламу на одну тыс. руб. объём реализации увеличится на 9.568 тыс. руб., а если на 1% увеличится индекс потребительских расходов, то объём реализации увеличится на 15.754 тыс. руб.

Расчетные значения t-критерия Стьюдента (t-статистика) для коэффициентов уравнения регрессии а (4.223), а (6.386) приведены в четвертом столбце таблицы 6 протокола EXCEL. Табличное значение t-критерия Стьюдента можно найти с помощью функции СТЬЮДРАСПОБР (Рис.4)

 

 

Рис.4. Определение табличного значения t-критерия Стьюдента.

 

Табличное значение t-критерия при 5% уровне значимости и степенях свободы (16-2-1=13) составляет 2,16. Так как |t |>t , то коэффициенты a1, а и существенны (значимы).

 

Пояснения к таблице 7.

Расчетные значения Y (Предсказанное) определяются путем последовательной подстановки в эту модель значений факторов, взятых для каждого наблюдения.

 Остатки. Остаток представляет собой отклонения фактического значения зависимой переменной от значения данной переменной, полученное расчетным путем: ( ).

Оценка качества модели

Качество модели регрессии  связывают с адекватностью модели наблюдаемым (эмпирическим) данным. Проверка адекватности (или соответствия) модели регрессии наблюдаемым данным проводится на основе анализа остатков - (табл. 7).

Для оценки качества модели множественной регрессии вычисляют коэффициент множественной корреляции (индекс корреляции) R и коэффициент детерминации R2.  Чем ближе к 1 значение этих характеристик, тем выше качество модели.

 

Значение коэффициентов детерминации и множественной корреляции можно найти в таблице Регрессионная статистика (табл. 4).

Коэффициент детерминации:

 

= 1- 22360.104/158718.44 = 136358.3/158718.44 = 0.859

Он показывает долю вариации результативного признака под воздействием изучаемых факторов. Следовательно, около 86% вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов.

Коэффициент множественной  корреляции R:

= 0.927.

Он показывает высокую  тесноту связи зависимой переменной Y с двумя включенными в модель объясняющими факторами.

 

Проверку значимости уравнения регрессии произведем на основе вычисления F-критерия Фишера:

                                   

Значение F-критерия Фишера можно найти  в таблице 4  протокола EXCEL.

Табличное значение F-критерия при доверительной вероятности 0,95 при  = k =2  и =n – k -1= 16 – 2 - 1=13 составляет 3.81. Табличное значение F-критерия можно найти с помощью функции FРАСПОБР (Рис. 5)

 

 

Рис. 5. Определение табличного значения F-критерия.

Поскольку F >F , уравнение регрессии следует признать значимым, т.е. его можно исполбзовать для анализа и прогнозирования.

Оценка влияния отдельных факторов на зависимую переменную на основе модели

Учитывая, что коэффициент  регрессии невозможно использовать для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную из-за различия единиц измерения, используем коэффициент эластичности (Э) и бета-коэффициент, которые соответственно рассчитываются по формулам:

9.568´9.294/306.813=0.2898

15.7529´107.231/306.813=5.506

 

9.568´4.913/102.865=0.457

15.7529´4.5128/102.865=0.691

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов  изменяется зависимая переменная при изменении фактора на один процент.

Бета-коэффициент с  математической точки зрения показывает, на какую часть величины среднего квадратического отклонения меняется среднее значение зависимой переменной с изменением независимой переменной на одно среднеквадратическое отклонение при фиксированном на постоянном уровне значении остальных независимых переменных. Это означает, что при увеличении затрат на рекламу в нашем примере на 4.91 тыс. руб. объем реализации увеличится на 47 тыс. руб. (0.457*102.865).

Долю влияния фактора  в суммарном влиянии всех факторов можно оценить по величине дельта - коэффициентов D (j):

 

Прогнозирование с применением  уравнения регрессии

Прогнозируемое значение переменной получается при подстановке в уравнение регрессии ожидаемой величины фактора .

Прогнозные значеня  независимых переменнх Х могут  быть заданы извне, могутбыть получены по определенной методике расчета, определены с помощью методов экспертных оценок или вычислены на основе экстраполяционных методов (если исходные данные – временные ряды). Данный прогноз называется точечным.

Вероятность реализации точечного прогноза теоретически равна  нулю. Поэтому рассчитывается средняя ошибка прогноза или доверительный интервал прогноза с достаточно большой надежностью.

доверительные интервалы, зависят от следующих параметров:

    • стандартной ошибки,
    • удаления от своего среднего значения ,
    • количества наблюдений n
    • и уровня значимости прогноза α.

В нашей задаче необходимо построить прогноз Объёма реализации на два месяца (Y17, Y18).

Сначала найдем прогнозные значеия факторов Х.  Так как исходные данные представлены временными рядами, то для получения прогнозных значеий факторов , и , воспользуемся средством Мастер диаграмм в EXCEL .

Для фактора  Х1 Затраты на рекламу выбрана модель

Х1 = 12.83-11.616t +4.319t2 –0.552t3+0.0292t4-0.0006t5,

по которой получен  прогноз на 2 месяца вперед (табл. 8). График модели временного ряда Затраты на рекламу приведен на Рис.6.

Таблица 8.

Упреждение

Прогноз

1(t=17)

5.75

2 (t=18)

4.85      


 

 

 

Рис. 6. Прогноз показателя Затраты на рекламу с помощью Мастера  диаграмм.

Для временного ряда Индекс потребительских расходов в качестве аппроксимирующей функции выбран полином второй степени (парабола), по которой построен прогноз на 2 шага вперед. На рисунке 7. приведен результат построения тренда для временного ряда Индекс потребительских расходов. Прогноз этого фактора на два месяца получен по модели   X2 = -0.0488t2 + 1.739t + 97.008 (табл. 9).

 

Таблица 9.

Упреждение

Прогноз

1 (t=17)

112.468

2 (t=18)

112.488


 

Рис. 7. Прогноз показателя Индекс потребительских расходов с помощью Мастера  диаграмм.

 

 

Для получения прогнозных оценок зависимостей переменной по модели

Y = -1471.438  +    9.568X1 + 15.754X2

подставим в нее найденные прогнозные значения факторов X1 и X2.

Yt=17 = -1471.438  + 9.568×5.75 + 15.754×112.468=355.398

Yt=18 = -1471.438  +   9.568×4.85 + 15.754×112.488=347.101

Доверительный интервал прогноза будет иметь следующие границы:

Верхняя граница прогноза: (N+l)+ U(l),

Нижняя граница прогноза: (N+ l) - U(l).

u(l) = =

= 41.473 ( Стандартная ошибка получена из табл. 4 Регрессионная статистика) tкр = 1.77 (Значение tкр получено с помощью функции СТЬЮДРАСПРОБР(0.1;13)  для выбранной вероятности 90% с числом степеней свободы равным 13). Вычисление доверительных интервалов в EXCEL свзязано с определенными вычислительными сложностями поэтому доверительные интервалы были получены с помощью программы SPSS.

 

Результаты прогнозных оценок модели регрессии представим в табл. 9.

Табл. 9.

Таблица прогнозов (p = 90%)

     

Упреждение

Прогноз

Нижняя

граница

Верхняя

граница

1 (t=17)

  355.398

    273.943

 436.853

2 (t=18)

  347.101

    264.635

429.568

Информация о работе Применение регрессионных моделей для предсказания объема реализации одного из продуктов фирмы