Частное семеноводство в Томском лесничестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Лес сегодня - это явление не только биологическое, географическое, экологическое, но и историческое - и не только в природном (в том числе геологическом), но и в антропогенном смысле. Лес сам по себе есть хранитель, свидетель и символ истории. Печатный орган Американского лесного исторического общества до 1995 г. так и назывался «История леса и заповедывания» (Forest and conservation History), a c 1995 г. -
«История леса сегодня» (Forest History Today).

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

срубленным: кто-нибудь из домашних влезал на его верхушку, а другой снизу

замахивался на дерево топором и  спрашивал: "чи уродишь" с дерева давался ответ:

урожу! "Ну, гляди ж мени, роди, а то зрублю". При этих словах ударяли  по дереву

обухом. 

 У всех восточных славян запрещалось рубить на постройку осину. Считалось, что

осина имела благое значение как  растение, исполненное избытка силы: листья ее дрожат,

разговаривают и тем самым отгоняют всякую нечисть, хранят от болезней. Позже, осину 

народ признавал за проклятое дерево за то, что на нем, по преданию, удавился Иуда -

Предатель, и потому на этом дереве даже без ветра происходит шелест листьев, оно же

имеет, по суеверному понятию, чрезвычайную силу против колдунов (М. Забылин, 1880).

В действительности, листья осины колеблются даже при малейшем движении воздуха из-

за того, что черешки их сплющены с боков.

В некоторых местах среди русских  запрещалась и рубка деревьев ели, яблони и 

груши, возможно из-за того, что считали  их способными отвести молнию. Рябину считали

мстительной: кто ее сломит или  срубит, тот скоро умрет сам  или в его доме будет мерт-

вец. С другой стороны, считалось, что  рябина приносит счастье в дом. Злой человек не

войдет в оберегаемый таким  образом дом. Не советовалось рубить скрипучее дерево, ибо

в нем мучается человеческая душа. Скрипучее дерево не годилось и на постройку дома,

так как считали, что его жители будут беспристанно кашлять. Одно буреломное дерево в 

постройке может повлечь ее разрушение во время бури. Русские крестьяне полагали, что

тот, кто срубит липу, непременно заблудится в лесу. Судя по повериям, в сосняках и 

ельниках  иногда вырастают "буйные деревья", обладающие разрушительной силой,

угадать которые  могут только колдуны. Такое дерево, попавшее между другими бревнами

в стену  избы, может разрушить все строение и обломками задавить хозяев. Может  быть в 

то время появились поговорки: «Дупло в срубе — не к добру", «Смола вытопилась из

избы на улицу - к худу" и другие (В.И. Даль, 1984).

Встреча весны, праздника в честь  обновлений природы (Семик, Троица) и 

творческих сил лета (Купало) до ныне отправляется в лесах и рощах.

Березе приписывают целебные свойства: через это дерево (иногда через  оглоблю)

обливают больных холодной водою; под порогом новой конюшни  зарывают березовое 

полено, чтобы водились лошади. Дворы, избы и самые церкви убираются  на Семик и 

Троицу срубленными молодыми деревьями, цветами и травой. Купальские огни на

Украине обычно зажигаются в лесах.

 До сих пор во многих  местностях люди считают некоторые  рощи священными. На 

Руси заповедным лесам, в которых  запрещались рубки, присваивалось  название

божелесье, давали лесу эпитет праведный. Во многих местах сохранились урочища  под 

именем Святой бор. Они издавна  почитались божественными и спокон веков 

неприкосновенность их не нарушалась. Страдающие лихорадкою преклонялись перед 

бузиною и трижды произносили: «Бузина! Послал меня Господь - бог к тебе, чтобы ты

взяла на себя мой недуг». Существовали заповедные святые чаи, в которых  по народным

сказаниям блуждали тени стародавних  князей или блаженных героев. Шелестом

колеблемых ветром и опадающих листьев дух прорицал будущее. Почитались

неприкосновенными некоторые большие  тенистые деревья дуба, бука и др. Им

приписывалась великая сила. Если бы кто срубил подобное дерево, тот  или умрет вскоре,

или будет наказан неизлечимою  болезнью. Если кто сомневался не срубил ли он

священное дерево, должен был на пне  его отсечь голову живой курицы тою  же секирою,

которою было свалено дерево. Священные  леса и рощи были у всех народов.

Заключение брачных союзов у  славян-язычников совершалось также  при священных

деревьях. На Украине холостые юноши, добывая невест умычкою, должны были увозить 

их в лес и скрываться там  целые сутки, и только в таком  случае избегали преследования и 

беспрепятственно женились на похищенных невестах. У русских раскольников до сих пор

держится обычай, в силу которого молодой парень, сговорясь с девицею, отправляется

вместе с нею к заветному  дубу, объезжает его три раза кругом, и брачный союз считается 

заключенным. Стенька Разин, захватив власть на Дону, запретил богослужение в

православных храмах, а желающих вступить в брак приказал венчать  около верб.

В лесах и рощах язычники хоронили и мертвых, потому что эти места  напоминали

им о блаженных райских садах, где должны водвориться по смерти души праведных.

Души усопших изображались порхающими по деревьям.

В народных поговорках уцелело живое  воспоминание о той стародавней,

доисторической эпохе, когда славяне  жили в дремучих лесах и поклонялись  «рощениям»:

«в лесу родились, пням молились», или «жили в лесу, молились пенью», «в лесе жить-

пеньком богу молиться». Представляя  тучи небесными деревьями, перенося это 

представление на землю и связывая его с обыкновенными дубравами, древний человек 

признавал леса и рощи местопребыванием облачных духов и этим последним  придавал

характер леших, лисунов, бесов, упырей и прочей нечести.

Лешие-властители дремучих лесов, а  в некоторых областях их называли

господарями над лесом. В больших  лесах господствуют по два и по три леших. В 

Архангельской губернии был рассказ  о том, как два леших поссорились с третьим при

дележе лесных дач, связали его  и бросили. Случайно набрел на него промышленник и 

освободил. В благодарность за это  леший донес его вихрем с Новой  Земли на родину и 

после пошел за него в рекруты  и отбыл трудную службу. Когда  леший идет дозором по

своим владениям, то при его приближении  шумит лес и кругом трещат деревья. Лешие 

перегоняют также зверей и птиц из одного бора в другой.

Особенно ярко сохранились верования  славян в добрых и злых духов при 

использовании растений, в том числе и для лечения различных болезней, что отразилось в

присвоенных растениям названиях. Омелу называли вихоревым гнездом. Так как она 

вырастает не от семени и корня, как  считали славяне, то они принимали  ее одним из

чудес, которое ниспадает с неба на ветви священных деревьев — дуба, ясеня, акации и

др., и таким образом в ней  видели ту тернистую иглу, которую  роняет сокол - Индра, и 

которая поражает все живое. Человек  узнавал омелу в молниеносной траве.

За многими деревьями и кустарниками закрепилась репутация чудесных. Из ивы

чернокнижники делали жезла для  отыскания кладов. Ее веточки рекомендовали  носить на

себе для предохранения от адских видений. Палочки орешника использовали лозоходцы 

для отыскания источников воды. Экстрактами  и настоями из коры ивы и сегодня в народе

исцеляют лихорадки, малярию и  бред. Жаропонижающее, противовоспалительное  и 

 болеутоляющее средство - аспирин,  или ацетилсалициловая кислота,  содержит экстракт 

коры ивы, родовое латинское  имя которой Salix -входит в название лекарства.

Олицетворенные недуги, по повериям наших предков, населяли воды и леса. Чтобы 

избавиться от них, славяне шли  к источникам или в густые, теннистые  рощи и там 

совершали свои целебные обряды. Особенно важную роль играли в этом деревья,

растущие над водами: ива, верба, плакучая береза и др. В дар русалкам наши поселяне и

сегодня вешают на деревья холсты и нити. От болезней они купались в реках, прудах и 

источниках, оставляя на прибрежных кустах и деревьях полотенца и сорочки.

Почти у всех народов издавна считалось, что вселенную созидали царь-огонь и

царица-вода. Как отражение живого чувства родства человека со всего  природного

является и поверье, что первая чета людей была сделана из дерева.

Подобные верования не чужды  были и грекам, и римлянам. По словам Гезиода,

третий (медный) род зеленых обитателей создан был Зевсом из ясени, это были

жестокосердые исполины, которые, враждуя  между собой, истребили друг друга  в битвах.

Нимфа - океанида, мать первого человека в Артосе, называлась ясень. Пенелопа

спрашивала неузнанного ею Одиссея, - происходишь ли ты от славного дуба или от

камней. «Энеида» также упоминает  о людях, происшедших от твердого дуба и древесных 

пней. Параллель, проводимая в языках и народных поверьях между ветвистым  деревом, с

особою наглядностью заявила себя в обычае обозначать происхождение  знатных людей 

и степени их родства через так  называемое родословное дерево.

Народные русские сказки говорят  о рождении дитяти из обрубка дерева: бездетные 

родители - старик и старуха берут чурбак, кладут его в колыбель, начинают читать и

причитывать над ним, как над  ребенком, и заветное их желание  исполняется, из обрубка 

дерева рождается мальчик. В  песенных сборниках всех европейских  народов можно найти 

свидетельства, что на могилах юноши и девицы, умерших от несчастной любви,

вырастали лилия, боярышник, калина красная, зеленый явор, белая береза, золотая 

верба, кипарис, стройный тополь и  другие цветы и деревья, а на могилах  злых,

завистливых людей - крапива, волчья ягода, чертово и разные другие вредные зелья. На

Украине утверждают, что нельзя купаться до вешнего Николая (9 мая), не то из человека

верба вырастет. Девица, выданная замуж  за ужа, превращается в крапиву, дочь ее - в 

кукушку, а сын в соловья.

На Руси долгое время и картофель называли чертовыми яблоками и считали за

грех употреблять их в пищу. Украинские легенды изображают души усопших  в виде

растущих на дереве яблок. В «Божественной  комедии» Данте самоубийцы изображены

как дикий непроходимый лес из согнутых и скорченных деревьев. Когда поэт сломил с

одного дерева ветку, оно отлилось кровью и простонало: «За что ломаешь? Зачем 

умножаешь муку - или не видишь никакой  жалости!» 

1.1.3. Лесные промыслы а деревообрабатывающие  ремесла, 

деревянное зодчество Находясь постоянно в тесной связи и зависимости от природы, наши предки

бережно относились к ней и обладали высокой культурой использования  природных 

ресурсов, в том числе и эксплуатации леса. Лесные промыслы - сбор плодов, ягод, охота 

на зверей и ловля птиц, бортничество давали людям все необходимое для жизни. При

этом, отсутствие у славян покровителей лесных промыслов среди божеств, подобных или 

равных по могуществу Роду и Роженицам, говорит об обыденности, привычности  их к 

лесу. Они считали, что и без  помощи добрых богов лес отдает им свои богатства: зверя,

птицу, мед, дерево на постройку и  пр.

Отношение человека к природе в  древнерусском языке характеризовалось  двумя 

взаимосвязанными понятиями - «угодья» и «ухожья». Угодьями были части  местности,

пригодные для удовлетворения тех или иных потребностей человека (лес, луга, камни,

водные источники и пр.). Для  разъяснения значения слова «угодья» В.И. Даль в своем 

 «Словаре живого русского  языка» приводит одну загадку  и две пословицы. Загадка: одно 

дерево - четыре угодья в нем: темной ночью свет, бездонный колодезь, старому -

здоровье, разбитому - связь. Отгадка - береза: лучина, березовый сок, березовый  веник 

для бани. Пословицы: земля без угольев  плохо кормит, всех угодьев не соберешь: вода

близко, ин лес далеко. Ухожьями называли угодья, природные свойства которых усилены

и развиты трудом человека, например, бортные ухожья - участки леса, где  устроено много 

бортей, звериные ухожья - места, где  устроены ловушки на промыслового зверя  и 

поддерживаются благоприятные условия для его обитания.

Место для жилья, для монастыря  обычно выбиралось при наличии сочетания 

основных четырех угодий - плодородной  земли под пашню, лугов для  пастбищ и 

сенокосов, источников питьевой воды и обязательно леса. Нередко леса были въезжими,

т.е. в них могли пользоваться древесиной и помещик, и его крестьяне, только для своих 

нужд, а не на продажу. Были еще в  Древней Руси леса и арендные, и  оброчные,

поместные, вотчинные, монастырские, общинные, городовые, княжеские.

В материалах по истории Древней Руси, лес как категория земель, упоминается

крайне редко. Обусловлено это  было тем, что леса настолько были естественным

элементом ландшафта, что не заслуживал специального летописного упоминания. В 

летописи чаще всего попадали значимые для того времени угодья, такие, как пашенные и

луговые земли, бортные и сенокосные угодья, бобровые гоны и т. п.

Главными лесными промыслами были охота и ловля рыбы. Вначале  для 

собственного потребления, а потом  и на продажу заготавливались мясо зверей, пушнина,

рыба. Длительное время даже в качестве денежной единицы служила «мягкая  рухлядь», т.

е. меха или кусочки меха белок, куниц, соболей и пр. - ногаты, куны, резаны, векши,

веверицы, мордки, замененные позже, в  конце Х в., серебряным слитком-гривной.

 

Кроме этих пушных зверей, в лесах  в изобилии водились пардусы (рыси), туры

(зубры), буйволы, лоси, олени, серны,  дикие козы, вепри (кабаны), волки,  белые волки, 

лисицы, векши (веверицы), горностаи, выдры, песцы, хорьки, сурки, ласки, норки

(норицы), зайцы, а также большое  разнообразие диких промысловых  птиц: гусей, уток,

лебедей, чередей, журавлей, тетеревов, рябчиков (рябов), крастелей (перепелок), гоголей,

Информация о работе Частное семеноводство в Томском лесничестве