Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:54, реферат
Мир животных удивительно многообразен. По разным оценкам, на Земле существует от 1,5 до 2 миллионов их видов, начиная от простейших до высших. Невозможно исследовать поведение всех животных, но и число типичных представителей животного мира, поведение которых изучается современной наукой в самых различных аспектах, очень велико. Современная наука о поведении животных – результат совместных усилий большого числа ученых как отечественных, так и зарубежных.
Введение
1. Конфликт: понятие, сущность, структура и виды
.1 Понятие конфликта, его сущность и структура
.2 Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов
. Межличностные конфликты в образовательной среде: сущность, особенности
.1 Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде
.2 Виды межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по курсу «Этология»
тема:
АФАЛИНА
Работа представлена _____________
Оценка________________________
НОВОСИБИРСК
2010.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………….
Мир животных удивительно многообразен. По разным оценкам, на Земле существует от 1,5 до 2 миллионов их видов, начиная от простейших до высших [4]. Невозможно исследовать поведение всех животных, но и число типичных представителей животного мира, поведение которых изучается современной наукой в самых различных аспектах, очень велико. Современная наука о поведении животных – результат совместных усилий большого числа ученых как отечественных, так и зарубежных.
Этология изучает
Последние годы такой вид животных, как дельфины привлекают внимание исследователей и общественности. В пещерах Южной Африки найдены древние рисунки с изображением дельфинов, на одном из рисунков рядом с дельфином плывет человек [5]. Во всех странах исследователи разных направлений, начиная от зоологов и физиологов и заканчивая лингвистами и инженерами, обращают внимание на этих морских млекопитающих. В мировом океане их обитает около полусотни видов, тем ни менее, наиболее известен и популярен из них – афалина. Этот дельфин – обычный обитатель всех океанариумов мира, и почти всем знакома его неотразимая застывшая «улыбка». Он легко уживается в неволе в небольших бассейнах и способен в таких условиях размножаться. Чрезвычайно легко он вступает в контакт с человеком. Их готовность общаться с человеком так велика, а реакции и поведение так индивидуальны, что даже ученые, использующие их в качестве экспериментальных объектов, не могут остаться равнодушными к ним и отмечают привязанность животных к человеку. Дельфины обладают покладистым характером, терпеливо сносят исследования и легко дрессируются. Они поражают своей способностью к обучению и демонстрируют логичность своих действий.
Поведение дельфинов, их высокий интеллект порою вводят в заблуждение несведущего наблюдателя. И не успевает он осознать это, как начинает очеловечивать дельфинов. Это обусловливается тем, что особенно молодые особи прибегают к самым разнообразным уловкам, лишь бы обратить на себя внимание и привлечь к игре. Дельфины обладают незаурядной способностью скрашивать неволю придумыванием разнообразных развлечений. Нескрываемое удовольствие и готовность, с которой дрессированный дельфин выполняет перед зрителями сложные цирковые номера, снискали ему славу одного из умнейших животных мира.
Так же ученых интересует поведение афалины в связи с тем, что дельфины высокоразвитые стадные животные, предки которых вернулись в океан более 45 миллионов лет тому назад [5]. Поэтому, исследования, проведенные в этой области, позволяют полнее познать и наземных млекопитающих, особенно их общественное поведение.
1. Интеллект и условные рефлексы
Прошло более ста лет с тех пор, как Ч.Дарвин ясно указал, что помимо инстинктов и способности к простым ассоциациям, животные обладают элементами разума [2]. Изучение этой формы поведения продвигается очень слабо. Л.В. Крушинский причину этого видит в специфических трудностях. Одну из них он видит в том, что нет установленного критерия, который можно использовать для оценки разума у животных. Другая трудность, по его мнению, состоит в том, «что у животных разумные акты поведения удается наблюдать лишь как единичные события» [6, С.102]. При повторном выполнении те же аспекты будут включать в себя элементы индивидуального опыта, а это дает повод смешивать разумное поведение с поведением, которое вырабатывается при обучении. И еще одно затруднение Л.В. Крушинский видит в безуспешности многих попыток разобраться в сложном переплетении разумно совершаемых актов с инстинктами и навыками.
Все это, подчеркивает Л.В. Крушинский, послужило причиной того, что важнейшая форма поведения животных, являющаяся филогенетической предпосылкой интеллекта человека, редко становится объектом научного исследования. Но отдельные ученые все же работали в этом направлении. Он полагает, что такие термины, как разум, рассудок, интеллектуальное поведение, инсайт, образная психонервная деятельность имеют один общий недостаток. «Они не связаны с такими параметрами определяемой формы поведения, которые можно было бы оценить количественно» [6, С.103]. Не имея количественной оценки явления невозможно его объективно изучать.
Сравнения млекопитающих животных, обладающих развитой конструкцией мозга и разной способностью к решению элементарных логических задач, выявило определенный параллелизм: чем больше относительный объем полушарий, тем лучше экстраполируют животные. Так же у различных животных степень развития контактных соединений между отдельными нейронами соответствует способностям к решению экстраполяционных задач. В институте мозга АМН СССР в течении многих лет Г.И. Поляковой и Е.Г. Школьник-Яррос тщательно изучалась структура нейронов в зрительной коре различных млекопитающих [6]. Были сделаны выводы, что увеличение объема мозга и усложнение контактных соединений между нейронами – весьма существенные параметры, лежащие в основе интеллекта животных.
Но для чего же нужен мозг с большим числом нейронов? Очевидно, только при большом числе нейронов может быть достигнуто их значительное функциональное разнообразие. А это необходимо, по заключению Л.В. Крушинского, для восприятия и переработки информации об отдельных деталях всех тех ситуаций, в которых происходит решение задач, имеющих для животного адаптивное значение. Чем больше функциональное разнообразие нейронов, тем больше вероятность, что существенным деталям решаемой задачи соответствуют специфические нейроны, например ориентация в пространстве, направлению скорости движения раздражителя. Такие специфические нейроны действительно были обнаружены.
Последующие исследования в 1964 г. Д.Хьюбела и Т. Визеля обнаружили в различных отделах мозга у разных животных нейроны, специфически реагирующие на самые разнообразные раздражители. Эти нейроны служат основой для формирования из них динамических функциональных нейронных констелляций при решении животными какой-либо задачи в новой для них ситуации. Такой процесс можно рассматривать как эволюцию мозга [6].
Особое внимание в плане поведения привлекают афалины. Этот интерес вызван тем, что они обладают исключительно развитым мозгом. По ряду индексов мозга, разработанным Портманом в 1959 г. афалины занимают второе место после человека. А так же этот вид дельфинов выделяется среди млекопитающих богатством звуковых сигналов, многие из которых являются коммуникационными и, возможно, способны ими осмысленно обмениваться. А так же сложность и многообразие общественных отношений, чрезвычайно развитая взаимопомощь, игровая деятельность и подражание дают основание считать, что афалины могут обладать развитым интеллектом. Л.В. Крушинский отмечает, что вопрос о степени развития у дельфинов рассудочной деятельности экспериментально не изучен.
Примером рассудочной деятельности можно отнести случай, описанный Д Колдуэллом во флоридском океанариуме. Избегая неприятных ситуаций дельфины всегда уплывают в самое отдаленное место бассейна. Но однажды взрослая самка, которая находилась в неволе уже несколько лет, повела себя совершенно иначе. Она была больна, и ей нужно было делать уколы антибиотиков два раза в день. для этого ее загоняли в мелководную часть бассейна. Дельфиниха быстро сообразила, что в этот отсек попадать нежелательно и что если она укроется в своем бассейне, то избежит уколов. Но вместо того, чтобы спрятаться подальше от ворот, что было бы логично ожидать, она высунулась из воды и сверху навалилась на ворота, чтобы служитель не мог их открыть. Как только сотрудникам удавалось хоть чуть-чуть приоткрыть их, животное разгонялось и снова закрывало ворота. Такое понимание и решение проблемы требует, по мнению Д.Колдуелла, очень высокого уровня интеллекта [5].
Важно то, что ни поведение, ни структурно-функциональная организация коры не подтверждают, что у дельфинов имеются свойства человеческой психики. Мозг афалины достигается больших размеров за счет мощного развития подкорковых образований, с которыми связанна работа эхолокационного аппарата и обработка звуковой информации, а у человека – за счет коры [8].
Некоторыми исследователями скорость обучения рассматривается как показатель развитой рассудочной деятельности у животных. Дрессировщики, обучающие дельфинов цирковым номерам, отмечают у них способность быстро приобретать навыки – после двух-трех демонстраций сложных заданий.
Первые дрессировщики океанариу
Еще одним примером рассудочной деятельности служит рассказ дрессировщика из «Меринленда». синхронное плавание и прыжка являются естественным поведением дельфинов. Во время совместного прыжка один дельфин из выступающего трио начал отставать. Поскольку это было командное выступление, ни один из трех дельфинов не получил поощрения. Номер повторялся несколько раз, и два дельфина так и не получали вознаграждения за работу, так как их напарник все время отставал. Наконец один из двух дельфинов, выполнявших задание точно, не выдержал, повернулся к виновнику и укусил его несколько раз за голову. После этого все выступили синхронно и получили поощрение. С этого момента не было случая, чтобы номер сорвался. [5]
И.П. Павлов в последние
годы жизни признавал, что животные
обладают мышлением, имеющим черты
сходства с мышлением человека, но
он был противником нефизиологичес
Исследования особенностей высшей нервной деятельности афалин методом условных рефлексов, проведенные Л.Г. Ворониным и Л.В. Козаровицким, показали, что дельфины отличаются значительной инертностью и неуравновешенностью нервных процессов, в особенности процесса торможения. При этом инертность нервных процессов сочетается с хорошей их концентрацией. Эти особенности обуславливают, по мнению авторов, быстрое образование временных связей и большую устойчивость их к действию различного рода дополнительных раздражителей. По ряду характеристик высшей нервной деятельности афалин они считают возможным отнести их к «высшим животным» и сравнивать дельфинов с обезьянами [6].
Л.В. Крушинский по поводу разума у дельфинов разделяет точку зрения с Мак Брайда «…что нельзя использовать условнорефлекторный критерий для суждения об уровне умственного развития животных. Не скорость обучения, а решение логических задач может служить показателем разума животных» [6, С.121]. Прайор с соавт. в 1969 г. провели одно из первых экспериментальных исследований творческих способностей дельфинов. Выяснилось, что дельфины при повторении опытов могут демонстрировать каждый раз новые формы поведения, не сформированные ранее по какому-либо образцу или предварительно выработанные. Способность дельфинов, как и других животных, спонтанно формировать новые оригинальные виды поведения рассматривается авторами как один из критериев их развитого интеллекта [6].
Зачастую эта
2. Рассудочная деятельность и общественные отношения