Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………….5
1.1 Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика………………………………………………………...................5
1.2 Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» ….……………………9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 1 - 4 КЛАССЕ ………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………...................38

Файлы: 1 файл

14.04.2014 кур чел и мир.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………….5

    1. Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика………………………………………………………...................5
    2. Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» ….……………………9

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 1 - 4 КЛАССЕ ………..14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………36

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………...................38

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...................40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.

Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.

Известно, что между оценкой и отметкой есть значимые отличия. Оценка – условное отражение отметки, обычно выражаемая в баллах, оценивающая уровень подготовки ученика. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний является весьма эффективным инструментом воздействия на учащихся. Например, высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению.

Цель курсовой работы: изучить виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» и определить значимость устного вида контроля знаний в формировании представлений и элементарных понятий.

Задачи:

1. Систематизировать материал о формах и видах контроля в начальных классах.

2. Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках окружающего мира.

3. Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету «Человек и мир».

Объект исследования: процесс контроля усвоения знаний на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: действенность различных видов контроля на уроках окружающего мира.

Методы исследования: наблюдение, анализ литературы.

Научная новизна работы состоит в систематизации видов и форм проверки знаний младших школьников.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ    «ЧЕЛОВЕК И МИР»

    1. Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика

 

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

            Для контроля и оценки знаний  и умений по предметам этой  образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием[1, с.157].

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Используются проверочные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников и рассчитаны на 5-10 минут. Целесообразны поэтому тестовые задания.

Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей [5, с.147].

1 Контрольная работа по разделу  «Природа»   

2 Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»   

3 Контрольная работа по разделу «Общение»   

4 Комплексная контрольная работа   



Контрольные работы – 4

 

Ценностные ориентиры

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Беларуси, народу, малой родине,  в сознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Беларуси от поколения к поколению и жизнеспособности белорусского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию.

Результаты изучения

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. формирование основ белорусской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, белорусский народ и историю Беларуси, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2. формирование  целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории  культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла чтения
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям[7, с.132].

Изучение курса «Человек и мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  4. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  5. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  6. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  7. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  8. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  9. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Человек и мир»;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог;
  12. готовность признавать возможность существования различных точек зрения  и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  13. определение обшей цели и путей её достижения;
  14. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  15. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  16. овладение начальными сведениями о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Человек и мир»;
  17. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  18. умение работать в материальной и информационной среде начального образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии содержанию учебного предмета «Человек и мир» [3, c.271].

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли Беларуси в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к Беларуси, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной сфере;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливания и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

 

1.2 Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир»

 

Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы.

Таким образом, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том числе организационных и психологических. Дело в том, что учителями неохотно принимаются нововведения контроля результатов обучения, так как от них требуются усилия понять новые системы и потратить время на их освоение и применение.

Наряду с оценкой учителя существует и самооценка, предполагающая, что ученик выделит и осознает, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознает качество и уровень усвоения. Самооценка – это один из элементов регулятивных УУД (универсальные учебные действия — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта), который учитель должен формировать у школьника. Современная школа предполагает, что ученик нашего времени будет успевать за стремительно растущим количеством новой информации, отбирая полезную для него. Именно поэтому способы проверки должны включать более широкий спектр вариантов оценивания знаний школьника [8, с.124].

Информация о работе Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика