Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:18, курсовая работа
Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………….5
1.1 Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика………………………………………………………...................5
1.2 Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» ….……………………9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 1 - 4 КЛАССЕ ………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………...................38
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 1 - 4 КЛАССЕ ………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК………………….…………............
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.
Известно, что между оценкой и отметкой есть значимые отличия. Оценка – условное отражение отметки, обычно выражаемая в баллах, оценивающая уровень подготовки ученика. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний является весьма эффективным инструментом воздействия на учащихся. Например, высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению.
Цель курсовой работы: изучить виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» и определить значимость устного вида контроля знаний в формировании представлений и элементарных понятий.
Задачи:
1. Систематизировать материал о формах и видах контроля в начальных классах.
2. Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках окружающего мира.
3. Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету «Человек и мир».
Объект исследования: процесс контроля усвоения знаний на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: действенность различных видов контроля на уроках окружающего мира.
Методы исследования: наблюдение, анализ литературы.
Научная новизна работы состоит в систематизации видов и форм проверки знаний младших школьников.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний
и умений по предметам этой
образовательной области
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Используются проверочные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников и рассчитаны на 5-10 минут. Целесообразны поэтому тестовые задания.
Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей [5, с.147].
1 Контрольная работа по разделу «Природа»
2 Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»
3 Контрольная работа по разделу «Общение»
4 Комплексная контрольная работа
Контрольные работы – 4
Ценностные ориентиры
Результаты изучения
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям[7, с.132].
Изучение курса «Человек и мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1.2 Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир»
Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы.
Таким образом, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том числе организационных и психологических. Дело в том, что учителями неохотно принимаются нововведения контроля результатов обучения, так как от них требуются усилия понять новые системы и потратить время на их освоение и применение.
Наряду с оценкой учителя существует и самооценка, предполагающая, что ученик выделит и осознает, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознает качество и уровень усвоения. Самооценка – это один из элементов регулятивных УУД (универсальные учебные действия — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта), который учитель должен формировать у школьника. Современная школа предполагает, что ученик нашего времени будет успевать за стремительно растущим количеством новой информации, отбирая полезную для него. Именно поэтому способы проверки должны включать более широкий спектр вариантов оценивания знаний школьника [8, с.124].