Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:18, курсовая работа
Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………….5
1.1 Формы контроля знаний по предмету «Человек и мир», их классификация и характеристика………………………………………………………...................5
1.2 Виды контроля знаний по предмету «Человек и мир» ….……………………9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 1 - 4 КЛАССЕ ………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………...................38
Контрольная работа
Необходимость тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные проверочные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематический и итоговый контроль проверяет не старательность ученика, а учебные достижения (степень обученности).
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений используются лабораторные и практические работы.
Практические работы в отличие от лабораторных проводится для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач.
Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с другими формами контроля.
Тесты – хороший прием проверки знаний школьников. Но очень важно, чтобы тесты достижений были грамотно составлены.
Необходимо учитывать:
Тест – это стандартизированное задание, которое поддается измерению (при этом оценка объективна и не может быть изменена педагогом).
Обработка результатов проводится по заданной схеме.
Время проведения теста ограничено. В соответствии с указаниями разработчиков тестов.
В тесте должен быть только один правильный ответ или о том, что верных ответов два и больше, испытуемый должен знать.
Например: «Найди верные утверждения», «Найди два правильных ответа. Определи, какой из них наиболее полно характеризует объект».
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса с использованием интерактивных методов и занимательного материала.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Работа в парах;
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, образовательные игры);
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
Разминки;
Изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов);
Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Лестницы и змейки»);
Презентации;
Компьютер можно использовать на всех этапах урока.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация);
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников[6, с.8].
Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы русских царей от Ивана Грозного до Николая II.
Microsoft PowerPoint можно
также использовать и для
Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.
Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.
Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты).
Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках.
Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.
Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы.
На уроках проводятся короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета.
Решение кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем. (Приложение 3)
Эффективную и динамическую подачу материала, а так же оперативный контроль обеспечивают интерактивные доски. Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.
Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп: текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока – комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.
Прежде всего, следует уделить первостепенное внимание Интернету как глобальному источнику информации и средству использования новых информационных технологий в учебном процессе. Интернет позволяет учащимся добывать именно ту информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывается в СМИ, степень доверия к сведениям, почерпнутым в Сети, выше, так как они намного разнообразнее и шире.
Правильное восприятие этой информации будет зависеть от того, насколько учащиеся обучены аналитической работе с ней, обладают ли они критическим мышлением.
Разброс поиска очень велик, информация отыскивается спонтанно. Учащиеся активно рассматривают образовательные сайты, что так же является одним из мотивов работы в Интернете.
Нельзя не отметить большой образовательный потенциал Сети. Интернет можно использовать как для самообразования, так и в дополнительном обучении. На уроках окружающего мира дети могут так же пользоваться интернетом с помощью мобильных телефонов. На мобильном телефоне удобнее всего пользоваться сайтом Википедия. Сложность заключается в выборе подходящего сайта из многообразия.
Ментальные карты или интеллект-карта — удобная, эффективная техника визуализации мышления в форме альтернативной записи.
Этот способ организации мышления, который имеет много преимуществ перед обычными способами записи.
Ментальные карты дают ясность проблем и идей. Их использование повышает производительность труда. Ментальные карты позволяют упорядоченно отобразить свои мысли. Построение ментальной карты поможет разобрать материал в системе и накрепко запомнить. С помощью ментальных карт удобно анализировать и сопоставлять визуальные объекты.
Организация процесса обучения в современном учебном заведении сегодня не мыслится без использования персональных компьютеров, представляющих широкие возможности для эффективности качества образования.
Компьютер реализует обучение в диалоговом режиме. Компьютерные учебные материалы созданы таким образом, что они способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным способностям детей. Система заданий, разработанная с помощью компьютерных программ, способствует созданию условий, побуждающих учащихся к активности в познавательной деятельности, так как в соответствии с теорий активного обучения, проявляя инициативность даже простейших ситуациях, таких, как выбор одной из альтернатив, возникает необходимость мыслить критически и человек сознательно добивается реализации поставленных им самим целей [10, с.43].
Система должна содержать множество вариантов заданий разной степени трудности по каждой теме курса. В ней важно предусмотреть возможность самостоятельного выбора заданий учащимся в соответствии с той степенью трудности, которую он считает для себя доступной. В этом случае преподаватель определяет лишь количество заданий, которые должны быть выполнены. Информация о ходе выполнения задания поступает в компьютер. Используя данные обратной связи, он хранит данные о продвижении каждого учащегося.
Одной из дидактических особенностей ПК вялятся то, что он не должен давать готовых рецептов. Его функция – стимулировать решение проблем, создавать условия для пересмотра учащимися своих действий и проверки полученных результатов. При этом компьютер дает каждому учащемуся реальную возможность при освоении какой-либо деятельности сравнивать нормативный способ выполнения с собственным подходом.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за год. Текущий, промежуточный и тематический являются промежуточными.
Приведем несколько заданий для текущего и итогового контроля во втором – четвертом классах. Контроль всегда должен быть целенаправленным, поэтому нужно ставить себе цель, для чего используются задания.
2-й класс.
Цель: установить, знают ли дети названия народов, живущих в Беларуси.
Запиши названия трех народов, которые живут в Беларуси.
3-й класс.
Цель: проверить умение определять понятие.
Отметь правильное высказывание:
солнце – звезда;
солнце – планета.
4-й класс.
Цель: проверить умение обобщать полученные знания.
Что относится к телам неживой природы?
Перечисли признаки растения как живого существа.
Итоговые и тематические тесты должны включать задания различного уровня сложности
Приведем примеры тестовых вопросов с прямым и обратным ответом для 3 класса.